Типы и квадры
Что посеешь в юности, то пожнешь в старости
Г. Ибсен
Типы личности отличаются друг от друга не только неодинаковым развитием юнговских признаков, таких, к примеру, как логика или этика или их соционическими разновидностями — логикой деловой или структурной, этикой отношений или эмоций и т.п. Особенности информационного обмена, выявленные А.Аугустинавичюте, приводят к формированию 4-х групп социотипов, по 4 типа в каждой группе, которые имеют ряд одинаковых жизненных ценностей. Эти группы людей имеют врожденную склонность выполнять определенные социальные миссии, хотя роли у каждого члена той или иной группы разные. Называются такие группы — КВАДРЫ.
Любой творческий процесс в большинстве случаев имеет 4-е основные стадии развития:
1-я — начало (принятие решения или подготовка плана для его реализации, включая рекламу — как распространение сведений о затеваемом деле),
2-я стадия — реализация задуманного (внедрение плана в жизнь, устранение помех, завершение дела),
3-я стадия — коррекция (устранение ошибок, допущенных как в программе, так и в реализации, а также — подготовка новых реформ, реорганизация дела). Именно на этом этапе сейчас находится наше общество.
4-й этап — упорядочивание и совершенствование новых достижений (создание наиболее эффективных технологий для наилучшего использования продуктов науки, техники, искусства и т.д.
В природе тоже часто можно встретить 4-е этапа развития. Например, смена периодов суток: утро, день, вечер, ночь. Либо чередование времен года: весна, лето, осень, зима. Или смена возрастных периодов жизни человека: детство, молодость, зрелость, старость.
На каждой стадии развития какого-либо процесса есть свои закономерности. Они присущи также процессу эволюции человеческого общества, который происходит путем чередования в нем влиятельных общественных групп, несущих определенные социальные миссии. Это происходит таким образом: та или иная квадра — группа людей, объединенных какой-то общей целью и имеющая типичное для всех членов группы мировосприятие, выдвигает свою программу, вовлекая властные структуры и весь народ в ее реализацию.
Так, в свое время, идеи Маркса и Энгельса нашли много сторонников среди русской интеллигенции, которая начала их широко пропагандировать. Это был 1-й этап (программный) эволюции коммунистической идеи. Он положил начало процессу в Российской империи, который еще себя не исчерпал. Ленин внедрил идеи предшественников в жизнь, начав
2-й этап (реализации), а Сталин завершил организацию сложной структуры — партаппарата для укрепления и управления созданной государственной советской власти. Период «застоя» был прелюдией 3-го этапа — этапа реформ, инициированных Горбачевым. Идея его соратников состояла в реорганизации и модернизации существующего общественного строя. Несмотря на всю противоречивость проводимых реформ и допускаемые ошибки, наше общество обречено пройти этот этап он — наиболее динамичный и изменчивый по своему характеру развития. 4-й этап, знаменующий переход в число развитых стран с высоким материальным уровнем и стабильной экономикой, нас ожидает в будущем. У других стран проходили иные по времени и длительности этапы развития, но их тоже можно отследить.
Чтобы понять, какие черты присущи представителям разных квадр, будь то небольшая группа людей, или целый общественный слой, имеющий те же склонности к выполнению какой-либо глобальной задачи, рассмотрим некоторые аналогии.
Утро, весна и детство — это явления, соответствующие 1-й стадии развития любого процесса. Они несут в себе еще не растраченные силы, готовность развивать и реализовывать свои возможности, начинать осуществление задуманного. Таким оптимизмом и интересом к новым идеям отличается мировосприятие представителей 1-й квадры: Новатора, Посредника, Коммуникатора и Аналитика.
В течение дня, а так же — лета, или — молодости человека идет реализация планов, нарастает энергия и темп выполнения работы, что соответствует 2-му периоду и духу 2-й квадры, которую представляют Наставник, Инспектор, Лидер и Лирик. В этой квадре только один социотип (Лирик) выполняет роль приятного релаксатора, поднимая настроение и работоспособность окружающих и вместе с Наставником вдохновляя их на дальнейшее выполнение работы.
3-й период суток, вечер, олицетворяет социальную миссию представителей 3-й квадры — Корректоров-Реформаторов. При этом, социальные роли в каждой квадре распределяются по-разному. Приведем такой образный пример вечерней программы: Экспериментатор, человек активный и изобретательный, либо спешит доделать массу дел, которые не успел сделать за день, либо придумывает интересные виды вечернего отдыха и развлечений. Его активатор — Политик, выполняет роль человека, спешащего развлечься и удивить всех интересной выходкой или заявлением. А вот Критик, наоборот, стремится к уходу от бесполезных, с его точки зрения, дел, к интеллектуальному отдыху — чтению или просмотру телепередач. Хранитель занимается наведением порядка в доме, стараясь обеспечить близких стабильным комфортом.
Несмотря на то, что у всех разные роли, главные тенденции вечерней программы остаются, это — критический анализ сделанного за день. При этом создаются планы на следующий день, который часто сулит не только новые дела, но и исправление допущенных ранее ошибок.
И, наконец, к ночи активность снижается, основные дела переделаны. Некоторые чувствуют усталость, другие полны энергии и желаний продемонстрировать свою любовь близким. Происходит осмысление сделанного за день, размышления о том, что нужно сделать завтра для улучшения благосостояния и взаимоотношений в семье. Наступает время отдыха и покоя, идет восстановление сил перед следующим днем — новым циклом развития. Такое стремление к покою и гармонии соответствует духу и ценностям 4-й квадры. Ее представители: Вдохновитель, Мастер, Управляющий, Гуманист.
Чтобы глубже разобраться в мировоззренческих особенностях и социальных миссиях разных квадр, рассмотрим еще такую аналогию.
Развитие квадр в обществе можно сравнить с четырьмя стадиями перинатального и постнатального развития, описанных американским психиатром С.Грофом — зарождения, внутриутробного, родового и послеродового развития. Эти 4-е этапа были проинтерпретированы А.Букаловым применительно к юнговской типологии вообще, и к четырем группам типов, названным выше, в частности.
Гроф с помощью психотропного препарата ЛСД исследовал скрытые бессознательные реакции человека. Он искал в них причины различных неврозов, связанных с травмированием человека на той или иной стадии его развития от момента зачатия до появления на свет и в период младенчества (поскольку и после рождения ребенок остается биологически связанным с матерью в связи с кормлением материнским молоком).
Воспоминания пациентов Грофа под действием ЛСД привели его к выводу, что в наркотическом состоянии люди переживают то, что не является частью их жизненного опыта. Иногда они произносили фразы на языках, которыми не владели в нормальном состоянии, вспоминали исторические события, в которых они не участвовали. Гроф сделал заключение о существовании реинкарнации. В соответствии с этим предположением, человек проживает на Земле не одну жизнь и на его психику влияют отголоски тех или иных событий, произошедших с ним в прошлых воплощениях. В еще большей степени на человека оказывают влияние различные психические и физические травмы, которые переживала его мать и он сам на разных этапах перинатального периода.
ХАРАКТЕРИСТИКА КВАДР
А.В. Букалов высказал предположение, что естественные физиологические состояния матери и ребенка на этих стадиях, а также биологические и психологические компоненты их переживаний можно сравнить с характерными для данных этапов квадральными особенностями.
1-я м а т р и ц а Г р о ф а — соответствует 1-й квадре — Просветителей. Дух квадры, как и общий психологический настрой ребенка в этом периоде — ощущение космического единства с матерью и природой, безмятежность, радость, душевный и физический комфорт, доверчивость, оптимизм, вера в светлое будущее, чувство вселенского порядка и гармонии, стремление к дальнейшему развитию. Это делает представителей
1-й квадры наиболее стрессоустойчивыми: им не свойственно долго переживать и помнить плохое, их психика наиболее проста и эластична. Она быстро восстанавливается после пережитого шока и обретает привычное чувство гармонии с собой и с миром.
Логики 1-й квадры тяготеют к развитию новых идей, не склонны оглядываться на существующие авторитеты, а этики стремятся к гармонии чувств и ощущений, источникам радости и безмятежности первого этапа развития. Интуиция возможностей в этой квадре направлена на поиск скрытых закономерностей, которые помогут развитию общества, структурная логика ориентирует на утверждение всеобщей справедливости. Сенсорика приятных ощущений предрасполагает к жизнелюбию и гедонизму, этика эмоций предполагает оптимизм и экспрессию.
2 -я м а т р и ц а Г р о ф а соответствует 2-й квадре — Воплотителей, а общий дух квадры — периоду родовых схваток. Это борьба и формирование выносливости при столкновении с несправедливостью, стремление к порядку и господству разума над чувствами — с одной стороны и безысходность, отчаяние, но, в конечном счете, вера в победу над превратностями судьбы — с другой стороны. Эта отчаянная борьба сообщает представителям 2-й квадры волевые качества, жестокость одних и жертвенность других. Без этого не выжить в трудных условиях.
По этой причине волевая сенсорика во 2-й квадре часто привносит беспощадность, склонность не останавливаться ни перед чем. Структурная логика здесь предполагает стремление определить права и обязанности каждого в конкретной ситуации, разобраться в том, как правильно себя вести, чтобы выжить в обществе, как научиться руководить процессом, который кажется неуправляемым. Этика эмоций отражает внутренние конфликты и противоречия, когда несправедливость заставляет задуматься над проблемами добра и зла. Страдания порой кажутся безысходными, однако наступает период релаксации и появляется безмятежность, оптимизм, терпение и вера в хороший исход. Общая стрессоустойчивость этой квадры наиболее высокая, так как на ее долю выпала самая трудная социальная миссия — реализация цели.
3-я м а т р и ц а Г р о ф а соответствует 3-й квадре — квадре Реформаторов. Общий дух этой квадры более оптимистичен, чем у 2-ой, так как знаменует процесс рождения нового человека. Появляется свет в конце тоннеля.
Волевая сенсорика представителей этой квадры обусловлена стремлением выжить в трудных условиях, сопротивлением препятствиям при столкновении с трудностями и достижением цели, несмотря на препятствия. Начинает проявляться деловая логика; чтобы освоиться в трудных условиях, развиваются смекалка и предприимчивость. У представителей этой квадры стрессоустойчивость достаточно высокая — им помогает оптимизм, видение цели, способность к преодолению трудностей, носящих временный характер. Интуиция времени не связана с ощущением безысходности, присущей интуиции времени 2-го периода. Становится трудно ждать разрешения событий, появляется желание их ускорить и, наконец, расслабиться. И это, как правило, наступает в конце родов. Проявляется этика отношений, как смесь обиды и благодарности, осуждения причиненного зла и готовность проявлять гибкость и дипломатичность в контактах, чтобы увеличить способность к выживанию в новой обстановке.
4-я м а т р и ц а Г р о ф а соответствует 4-й квадре — Совершенствователей. Дух этой квадры связан с и искусством жить в реальном мире, со всеми его сложными проблемами, которых ребенок не знал на более ранних стадиях развития. Поэтому нужно постоянно совершенствовать свои навыки, стремиться к созданию душевного и физического комфорта в окружающем мире, способствующего дальнейшему развитию человека. Приходится опираться на свой опыт и опыт других. Ребенок на этой стадии учится есть, сидеть, ходить, говорить, улыбаться и плакать. Он еще мало приспособлен к новым условиям, раним и уязвим, с невысокой стрессоустойчивостью.
Интуиция возможностей здесь направлена на развитие способностей. Нужно суметь догадаться, как и что делать, еще не имея в этом опыта, постичь скрытую суть явлений и отношений с окружающими. Появляется стремление к развитию задатков, находчивость и изобретательность в трудных условиях или новых ситуациях. Деловая логика нужна для развития и совершенствования конкретных навыков и умений, а сенсорика ощущений — для того, чтобы оградить себя от вредных воздействий окружающей среды. Неприятные ощущения беспокоят чаще, чем приятные. Скованность при пеленании развивает тягу к независимости, тяжело переносится физический дискомфорт, стеснение движений одеждой или руками окружающих. Это в дальнейшем вызывает желание устроить жизнь с достаточным комфортом. Этика отношений формируется в осознании различия между добром и злом. Возникает любовь к близким и затем переносится на стремление к гармоничным отношениям со всеми. Болезненно переносятся: жестокость, эгоизм, черствость. Душевный контакт для представителей 4-й квадры более важен, чем телесный, так как связан с отделением от материнской плоти и развитием самостоятельности.
КАКИЕ РОЛИ МЫ ИГРАЕМ ?
В рамках основной социальной миссии каждой квадры, ее представители играют также внутриквадральные роли, описанные В.Гуленко: Новатор, Наставник, Экспериментатор и Вдохновитель — первыми предлагают новые методы для реализации общей программы квадры. Коммуникатор, Лидер, Политик и Управляющий — являются лучшими организаторами практической реализации программы. Аналитик, Лирик, Критик, Гуманист — совершенствователи и корректоры общей программы, а Посредник, Инспектор, Хранитель и Мастер являются лучшими доводчиками практической части программы. Эти роли связаны с соционическими особенностями данных типов и если они занимаются той деятельностью, которая отвечает их природным склонностям, у них это получается лучше, чем у других.
Кроме общих социальных миссий, есть и внутриквадральные. Взависимости от конкретной цели, возглавить ее реализацию может любой член квадры, если только эта цель соответствует его сильным качествам. Но если процесс достаточно масштабный, чтобы включить в себя все 16 типов исполнителей, то наиболее эффективно его можно выполнить, распределив роли типов соответственно их природным задаткам.
Автор — Валентина Мегедь