Этапы развития общества и социальные миссии типов

Этапы развития общества и социальные миссии типов

Поскольку можно проследить соответствие перинатальных периодов развития смене 4-х квадр в обществе, то каждый основной период, в свою очередь, можно разбить еще на четыре, соответствующие каждому из четырех типов всех квадр. Мы предполагаем, что поскольку существует 16 моделей энергоинформационного обмена, может существовать и

16 этапов эволюционного процесса развития общества. Каждый такой этап, как и каждый социотип, выполняет свою миссию в процессе эволюции общества. Это происходит подобно тому, как проходит перинатальный период развития ребенка — от его зачатия до начала приобретения навыков жизни в социуме.

Мы сделали попытку отразить 16 этапов общественного развития и, аналогичные им социальные миссию типов с биологической позиции.

Последовательность этих этапов зависит от их характера по следующей причине:

В природе процессы постепенного развития событий сменяются периодами внезапных, стихийных и бурных событий. Например, смена времен года — закономерное, эволюционное событие, а наводнение — стихийное, инволюционное. Типы личности по тем же природным законам тоже делятся на две группы: эволюторов — неуклонно и постепенно идущих к цели, и инволюторов — действующих скачкообразно. При этом экстраверты в любом случае более динамичны, они легче начинают, но менее охотно завершают начатое.

К эволюторам-экстравертам относятся типы: Новатор, Наставник, Политик, Управляющий. К эволюторам — интровертам: Посредник, Инспектор, Критик, Гуманист.

К инволюторам-экстравертам относятся: Коммуникатор, Лидер, Экспериментатор, Вдохновитель. Инволюторы-интроверты, это — Аналитик, Лирик, Хранитель, Мастер.

На одном витке спирали развития начинают (инициируют) процесс инволюторы, в первую очередь экстраверты, а терминируют (заканчивают) — эволюторы, особенно интровертные. На другом — наоборот, начинают эволюторы, чаще экстраверты, а заканчивают инволюторы — интроверты. Поэтому и социальные миссии, не изменяя своего содержания, могут меняться местами.

Мы рассмотрим инволюционную модель развития, давшую когда-то первый толчок к дальнейшему развитию общества. Поскольку социальные миссии типов проявляются в рамках их квадры, мы будем их рассматривать в контексте социальной миссии каждой квадры.

1-Я КВАДРА — начало процесса развития.

Стадии:

1. Зарождение. Чтобы положить начало жизни, необходим порыв страсти, радость и наслаждение, способствующие зарождению новой жизни. Самый яркий носитель Эроса как симбиоза нескрываемых и действенных чувств и ощущений — Коммуникатор. Это — образ матери, без которой не появились бы на свет изобретатели, гуманисты, предприниматели и полководцы. Таким образом, физическая любовь — это начало начал. Ее символизирует сама природа в образе типа личности ЭСЭ.

2. Созидание. Построение новой структуры, то есть новой жизни, формирование скелета будущего ребенка. Это образ отца, реализующего свою миссию только при наличии матери-природы, дающей ему для этого почву, свое благословение и любовь. Это — тип ЛИИ — «Аналитик».

3. Развитие. Обобщаются знания для дальнейшей эволюции, идет продолжение творческого процесса создания нового организма. Синтез имеющегося и построение на его основе новых клеток организма. Стремление к гармонии закономерностей — та же идея равенства и братства. Тип ИЛЭ -«Новатор».

4. Гармонизация. Достижение гармоничного единства матери и ребенка, обьединение разных организмов в единое целое. Радость бытия вследствие гармонии чувств и ощущений. Завершение первого этапа — зарождение и вынашивание нового. Тип СЭИ — «Посредник».

2-я КВАДРА — реализация цели.

1. Организация. Решительный, хорошо скоординированный толчок для воплощения задуманного плана в жизнь. Это — как начало родового процесса: радикализм, воля к завершению дела, борьба и азарт победы любой ценой. Тип — носитель такой миссии — СЛЭ «Лидер».

2. Оптимизм. Устремленность в будущее, вера в успех несмотря ни на что. Терпимость, умение приспособиться к выживанию в трудных условиях. Промежуточные периоды расслабленности во время схваток. Безмятежная покорность судьбе. Тип ИИЭ — «Лирик».

3. Идеология. Идеализм и одновременно борьба противоречий дают энергетический импульс, который приводит к рождению объединяющей всех веры в необходимость трудной миссии, внушают готовность к испытаниям и к жертвам ради осуществления идеи.

Тип ЭИЭ — «Наставник».

4. Упорядочивание. Координирование действий и создание системы жизнеобеспечения для выживания в трудных условиях. Тип ЛСИ — «Инспектор».

3-я КВАДРА: Реформаторство.

1. Решимость. Новаторский дух, поиск новых путей для выхода из сложной ситуации. Готовность к риску ради возникающих перспектив, смелость первопроходца, активность, деловитость. Ощущение безысходности сменяется энтузиазмом в преодолении трудностей. Тип ЛИЭ — «Экспериментатор».

2. Осмотрительность. Воля к преодолению трудностей в реализации задуманного. Осторожность в рискованных предприятиях, стойкость, выдержка, умение сохранить достигнутое, сопротивление разрушительным тенденциям. Тип ЭСИ — «Хранитель».

3. Реализация. Активность, дипломатичность и целеустремленность приводят к достижению цели и вызывают чувство удовлетворенности победителя, разрушившего старую систему. Тип СЭЭ — «Политик».

4. Адаптация. Рождение нового способствует релаксации и вдумчивости, осторожности и рассудительности, готовности к познанию нового мира и вместе с тем некоторой критичности к необычному положению вещей. Тип ИЛИ — «Критик».

4-я КВАДРА — совершенствование достигнутого и завершение определенного процесса.

Этот период символизирует развитие ребенка на первом этапе жизни, когда он еще не оборвал свою биологическую связь с матерью. Следующее затем начало осмысленной жизни ребенка — это новый процесс развития.

1. Информация. Подобно тому, как крик младенца информирует о происходящем с ним, носитель этой миссии тоже становится как бы рупором нового. Начало нового этапа сопровождается поиском разных возможностей для дальнейшего развития личности. Становятся необходимыми сообразительность и догадливость при столкновении с необычной и неординарной ситуацией. Формируется интуитивное понимание еще скрытой сути вещей и отношений. Тип ИЭЭ — «Вдохновитель».

2. Рационализация. Поиск новых технологических решений для общего развития и выживания. Формируются первые практические навыки для выживания в сложных условиях. Игрушки — первые инструменты для развития способностей рационализатора. Ощущение дискомфорта, связанное с голодом, мокрыми пеленками, или тесным пеленанием вызывает стремление к комфорту, покою и безопасности. Тип СЛИ — «Мастер».

3. Совершенствование. Усердная тренировка различных навыков и постижение сложной науки жить: сидеть, ходить, получать желаемое и т.д. Совершенствование способности к выживанию в сложных условиях непредсказуемого внешнего мира. Стремление к комфорту и удовлетворение потребностей, первые моменты наслаждения плодами усилий. Тип ЛСЭ — «Управляющий».

4. Оценка. Подобно тому, как ребенок учится различать доброе и злое отношение, носители этой миссии обостренно воспринимают любую несправедливость, постоянно оценивая про себя поступки других. Их первые слова — путь к взаимопониманию. Формируется любовь и внимание к близким. Вместе с тем — требовательность к добросовестному выполнению своего долга другими, страдание при невнимании к себе со стороны других. Тип ЭИИ — «Гуманист».

Мы рассматривали в основном положительные стороны типов личности в связи с соответствием их информационных моделей этапам развития. При неблагоприятных условиях развития отрицательных качеств может оказаться больше, чем положительных. Любая медаль имеет оборотную сторону. Так, волевая сенсорика, способная к преодолению любых препятствий, может обернуться безоглядной жестокостью. Сенсорика ощущений — привести к сексуальной распущенности, а этика эмоций — к истеричности. Интуиция способностей может позволить развиться самомнению, а интуиция времени — лени и апатии, хотя в хорошем проявлении она дает стимул к духовному развитию. Деловая логика может обернуться жадностью, а структурная логика — эгоизмом и уверенностью в несомненной правильности своих поступков, пренебрежительным отношением к чувствам и потребностям других. Даже этика отношений может привести к конформизму и беспринципности, а дипломатичность — к манипулятивности.

Наши достоинства — продолжение наших недостатков, и наоборот. В каждом человеке есть хорошее, переходящее в плохое. так же и в течении природных и исторических процессов. Та же инволюция может проявляться губительно, как извержение вулканов и землетрясения, а может и положительно. Эволюция, не нарушая естественных ход событий приводит к орошению земли дождями и созреванию урожая, но она может послужить причиной застоя воды и образования болот, если люди не будут их осушать искусственными методами.

Оба процесса дополняют друг друга, хотя различие в их проявлениях может порождать дисгармонию, а между представителями разных направлений — непонимание. Это явление также сказывается на интертипных отношениях.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980.
  2. Аугустинавичюте А.» Социон «; » Теория интертипных отношений». — Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1982г.
  3. Букалов А.В., Бойко А.Г.,»Соционика: Тайна человеческих отношений и биоэнергетика», Киев, Редакция газ.»Соборна Украина», РАПО, Укрвузполиграф, 1992г.
  4. Букалов А.А. О механизме формирования функций ИМ в процессе рождения индивидуума, ж-л «Соционика, ментология и психология личности», МИС, 1(4), 1996г.
  5. Гуленко В.В., «Менеджмент слаженной команды», Новосибирск, 1995г., РИПЭЛ.
  6. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Основы социоанализа. К., 1991.
  7. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Введение в соционику. К., 1991.
  8. Гуленко В.В. Как назвать социотип? ж-л «Соционика,ментология и психология личности, МИС, З, 1995г.
  9. Гуленко в.В. Квадры и их социально-психологические особенности, ж-л «Соционика, ментология и психология личности, МИС, 1,1994г.
  10. Овчаров А.А. Соционика — путь к личности. К.-Новосибирск, 1993.
  11. Овчаров А.А. Экстраверсия-интроверсия программной функции, ж-л «Соционика, ментология и психология личности, МИс, 3, 1995г.
  12. Юнг Г.К. Психологические типы. М., 1992.