Рекомендательный план занятий по соционике

Рекомендательный план занятий по соционике для родителей и педагогов

1. Роль соционики при решении проблем школьного воспитания:

  1. предмет соционики и ее преимущество перед традиционными методами психологии;
  2. использование соционики в решении следующих задач: соционическое диагностирование детей с помощью тестов, игровых ситуаций, по характеристикам родителей, воспитателей и учителей;
  3. создание благоприятного психологического климата в детских группах посредством гармонизации отношений;
  4. выявление интересов каждого ребенка и формирование групп по интересам (кружки, секции и т.д.).

2. Тип личности и индивидуальное развитие:

  1. определение сильных и слабых сторон каждого ребенка и выработка на основе этого адекватных подходов и требований к нему ;
  2. создание условий в группах для реализации сильных качеств ребенка;
  3. выдача рекомендаций педагогам и родителям по работе с детьми, исходя из типов личности всех участников .

3. Характер межличностных отношений:

  1. ознакомление родителей и педагогов с основными методами определения типов личности детей для оптимизации воспитательной работы;
  2. выдача рекомендаций родителям и педагогам при сложных психологических коллизиях;
  3. гармонизация отношений на разных уровнях общения (семья, сверстники, педагоги), исходя из типов личности и интертипных отношений всех участников.

4. Проблема успеваемости и дифференцированный подход в преподавании:

  1. акцентирование усилий преподавателей на сильных сторонах личности ребенка и оказание им поддержки по отношению к слабо развитым качествам;
  2. использование факультативного метода обучения для развития доминирующих функций психики ребенка в соответствующих направлениях:
  • ЛОГИКАестественные предметы (математика, физика, химия) школьная пресса и т.д.
  • СЕНСОРИКА — участие в кружках «Умелые руки», оформление стендов, работа в мастерских.
  • ИНТУИЦИЯорганизация групп типа «мозговой центр», стимулирование идейных поисков в различных областях школьной жизни (в виде предложений, концепций, различных идей, создание новых игр и тренингов).
  • ЭТИКАгуманитарные предметы (литература, иностранный язык и др.), участие и организация кружков самодеятельности, выставок-продаж.

5. Нейролингвистическое программирование (НЛП) и стиль преподавания:

  1. ознакомление воспитателей с основами НЛП: особенностями восприятия информации по разным каналам: зрительному, слуховому, кинестетическому, двигательному и определение типа личности на основе полученных данных;
  2. соответствие восприятия информации детьми со способом ее подачи преподавателями.

6. Профориентация и раннее определение способностей:

  1. ориентирование детей в сферы деятельности, соответствующие их сильным сторонам;
  2. внеклассная работа по получению дополнительных знаний для талантливых детей с учетом особенностей их типов личности;
  3. выход на предприятие и знакомство детей со спецификой близких для них профессий по их сильным функциям.

7. Использование малых групп при решении различных задач школьного обучения:

  1. ознакомление воспитателей с различными психо-эмоциональными и интеллектуальными особенностями следующих групп:
    • социального прогресса;
    • клуб;
    • мозгового штурма;
    • здоровья;
    • квадры.
  2. использование отдельных групп для решения конкретных задач (воспитательных, трудовых, спортивных, оздоровительных и т.д.).

8. Конфликты и их решение:

  1. причины конфликтов — столкновение интересов личностей;
  2. конфликты: семейные, партнерские, учебные;
  3. техника безопасности в общении — залог предотвращения и успешного разрешения конфликтов.

Автор — Валентина Мегедь

Литература:

  1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980г.
  2. Аугустинавичюте А. «Социон»; «Теория интертипных отношений». — Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1982 г.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  4. Букалов А.В., О четырех эволюционных стадиях развития и законе сменяемости квадр. — ж.»Соционика, ментология и психология личности» No 1, 1995 г.
  5. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. М., 1990.
  6. Гуленко В.В. Квадры и их социально-психологические особенности. — ж. «Соционика, ментология и психология личности» No 1, 1995 г.
  7. Мегедь В.В.. Овчаров А.А. Концепция энергообмена в модели «А» и построение подтипов — ж-л «Соционика, ментология и психология личности» No 1, 1994 г.
  8. Мегедь В.В. Теория прикладной соционики. — ж.»Соционика, ментология и психология личности» No2, 1996 г.
  9. Мегедь В.В. Функционально-ролевая модель социона и количественные пропорции типов в обществе (доклад на международной соционической конференции), 1998, 2000 гг.
  10. Овчаров А.А. Соционика — путь к личности ТОО Юнона , 1993 г.
  11. Мегедь В.В., Овчаров А.А. «Учитесь эффективно управлять людьми», ЦПП «Карвали», Киев, 2000 г.
  12. Сборник работ зарубнежных авторов Одаренные дети, М., 1991 г.
  13. Соколова В.И., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.,1991 г.
  14. Юнг Г.К. Психологические типы. СПБ. Ювента ,М., Прогресс-Универс 1995.
  15. Юнг К.Г. «Воспоминания, сновидения, размышления» пер. с нем. Инны Булкиной. — AirLand, Киев -1994.