Энергоинформационная модель формирования личности
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учеными, школьными психологами и педагогами разработано много систем воспитания и обучения детей (психолого-педагогические основы обучения Л.М. Фридмана и др). Их эффективность достаточно велика, но стремление к совершенству в этой важной области никогда не будет лишним. Здесь на помощь может прийти соционика. Для тех, кто впервые сталкивается с этим понятием, соционика — это новое направление в типологии личности, которое изучает законы информационного обмена человека с внешней средой, врожденные задатки разных типов личности, их социальные миссии и интертипные отношения между людьми. Соционические подходы также могут повысить эффективность воспитания и обучения детей. Поэтому я хочу предложить новую концепцию для воспитания гармонично развитых и талантливых детей методом развития их врожденных способностей наиболее адекватными способами в наиболее подходящие для этого возрастные периоды. Конечно, для наиболее эффективного использования данного подхода необходимо будет всем заинтересовавшимся читателям познакомиться с основами соционики ().
Здесь уместно сделать краткое отступление и поблагодарить создательницу теории соционики — литовскую исследовательницу Аушру Аугустинавичюте, заслуга которой перед наукой была отмечена, к сожалению, не в Литве, что подтверждает вечную истину: нет пророков в своем отечестве, и не в Украине, где соционика получила свое развитие, а в России и в США (Российской Академией естественных наук в 19995 г. А. Аугустинавичюте был выдан диплом об открытии и медаль Капицы, а в 1999 г. в США Калифорнийской Академией науки и культуры присвоено звание почетного доктора философии).
К сожалению, многими педагогами игнорируются какие бы то ни было структурные подходы, некоторые считают, что свободное творчество и индивидуальный подход — самый беспроигрышный вариант в воспитании. Мне кажется, что истина, как всегда, посередине — между двумя крайними мнениями, то есть целесообразно учитывать и типологические и индивидуальные особенности детей.
Толчком к данному исследованию послужило открытие отечественных и зарубежных психологов закономерностей развития детской психики, которая на разных стадиях формирования имеет неодинаковую способность к усвоению тех или иных знаний и навыков (4, 19). Существуют также определенные типологические предпосылки либо ограничения для развития тех или иных способностей на разных стадиях развития личности (2, 3, 22, 23).
Швейцарский психолог Жан Пиаже выдвинул теорию развития психики детей, укладывающуюся в 4 стадии.
Развитие психологических признаков у детей происходит не одновременно. Доминирование отдельных качеств совпадает с процессами формирования личности, выделенными Ж. Пиаже:
1. Сенсомоторная стадия — от рождения до двух лет — ответственна за формирование ощущений физического плана: тактильной чувствительности, осознания своих физических потребностей (преобладает признак «сенсорика»);
Эта стадия охватывает период, когда в основном формируются и проявляются в поведенческих реакциях ребенка физические аспекты его личности. Эти аспекты связаны с сенсорными ощущениями: голодом, болью, удовольствием, реакциями на шумовые, световые и другие раздражители — т.е. влияющие на основные природные чувства — зрение, обоняние, осязание, вкус и слух. В ребенке на этой стадии доминирует биологическое начало, оттесняя пока все остальные. В этот период также формируется представление о постоянстве объектов.
2. Дооперациональное мышление — от двух до семи лет — связано с развитием признака «этика», т.е. эмоционального восприятия действительности;
В этот период ребенок, в основном, смотрит на себя глазами окружающих его людей, особенно тех, кто находится на близкой физической и психологической дистанции: родителей, старших братьев и сестер, своих сверстников на улице, в детсаду, школе, воспитателей и учителей.
Собственная самооценка ребенка во многом зависит от благоприятной этической атмосферы, в которой он находится и, в первую очередь — в семье. Положительная самооценка способностей благоприятствует более гармоничному развитию его задатков и создает прочную основу для его нормальной социализации в будущем. Низкая самооценка служит тормозом в формировании детской личности и принижения в будущем своей роли в обществе. Таким образом, психологический фактор играет на этой стадии главенствующую роль.
3. Стадия конкретных операций — от семи до одиннадцати — тринадцати лет соответствует доминирующему признаку «логика» (мышление, сопоставление фактов, умение делать объективные выводы);
Эта стадия охватывает почти половину периода школьного обучения. Ребенок в это время включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого периода ребенок старается завоевать признание у окружающих и избавиться от эгоцентризма благодаря своей социализации, т.е. принятием норм и правил, существующих в конкретном социуме, в данном случае — школе (правила школьного распорядка, ношение формы и т.д.).
4. Стадия концептуального мышления — от 13 — 14 лет и старше — отвечает за развитие признака «интуиция» (находчивость в сложных ситуациях, фантазия, склонность к новым идеям).
Это самый сложный период развития личности, связанный с переоценкой прежних ценностей, со стремлением мыслить независимо, творчески, нестандартно, часто абстрагируясь от действительности. Это период ожидания, надежд, выбора пути.
В это время психология подростка все более обогащается такими категориями, как убеждения, ценностные установки, взаимоотношения с новыми людьми. Тяга к знанию приобретает характер поиска духовных ориентиров, выраженных в «идеальном» человеке либо направленности в какую-то сферу деятельности, на которой сконцентрировано все внимание и интерес. Идет интенсивное накапливание информации, часто без разбора, иногда выборочно.
На первой стадии дети особенно уязвимы и несамостоятельны, физически, социально и эмоционально зависимы от семьи. В таком возрасте все существо ребенка направлено исключительно на удовлетворение физических потребностей, комфорт и безопасность. В этот период одновременно со структурой личности формируется и Я-концепция личности, ее физическая компонента. Будет ли она положительной или отрицательной, зависит от того, насколько ласковы и внимательны были с ребенком родители, как отзывались на каждый подаваемый им сигнал, как следили за его самочувствием.
Вторая стадия ответственна за развитие эмоционального аспекта структуры личности, умение строить отношения с окружающими, быть отзывчивым, дружелюбным. Этичность поведения и положительная Я-концепция у ребенка зависят от атмосферы взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, отсутствия семейных ссор, от недопустимости физических наказаний и унижений ребенка. Формирование высокой самооценки у ребенка достигается благодаря поощрению его творчества в играх, рисунках, лепке и других самостоятельных проявлениях.
На третьей стадии решающую роль в формировании личности и такого признака как «логика» играют социальные факторы. Успехи в учебе, положение среди сверстников в классе и вне его, материальное благополучие семьи, статус родителей — все это оказывает воздействие на формирование социальной компоненты структуры личности. Идет интенсивное усвоение норм и правил общества, в котором вращается ребенок. Что-то им принимается, что-то отбрасывается, в этом возрасте творятся кумиры и авторитеты, вырабатываются какие-то профессиональные интересы. Увлеченность каким-то предметом или человеком может достичь апогея. Очень важно уберечь ребенка от созерцания личных неурядиц родителей, чтобы не подорвать его доверие и уважение к ним.
Четвертая стадия — период становления личности в творческом плане. В этом возрасте формируется ощущение собственной ценности, происходит окончательная дифференциация своей половой принадлежности, связанная с гормональной перестройкой всего организма. Это наиболее кризисный период, когда есть опасность размывания чувства своего «Я».
Подросток задает себе вопросы типа: «Кто я?» и «Кем я могу стать?». Признак «интуиция» выдвигается на первый план в развитии структуры личности, и от того, насколько окружающие — учителя, родители, друзья — повлияют на формирование положительной самооценки подростка, во многом зависит дальнейшая его судьба. Так же важно с чуткостью и тактом отнестись к его ранним проявлениям симпатий и влюбленности к сверстникам противоположного пола, чтобы не задеть и не ранить «самое утреннее из чувств».
Согласно Пиаже, фаза школьного возраста подразделяется на две стадии — конкретных операций и концептуального мышления. В этом периоде идет интенсивный рост познаний — норм общественной жизни, морали, иерархии, отношения полов, закономерностей природных явлений и использование знаковой системы в естественно-научных и гуманитарных предметах (буквы, цифры, условные обозначения). С этой задачей хорошо справляются педагоги типа: Аналитик, Новатор, Критик.
В этом периоде выстраивается первоначальная система ценностей, позже следует их переоценка, идет бурная перестройка всего организма и психики школьника; от робкого интереса к предмету или занятию он переходит к определенной ориентации на вид деятельности; на смену детской дружбе приходит первая подростковая влюбленность. Увеличивается значение этики и эстетики в развитии личности. Идет интенсивный поиск авторитетов. На первый план выступают с одной стороны внешние данные учителя: для женщины — умение со вкусом одеваться, быть обаятельной и уверенной в себе, располагать к доверию; для мужчины — обладать физической силой, напористостью, волей, умением подчинить себе класс и быть при этом великодушным. Быть способным выдать информацию на любую тему и не дать загнать себя в угол вопросами, продемонстрировать на деле свою компетентность, сделать что-то своими руками — вторая сторона авторитетности педагога. Волевая сенсорика и деловая логика — доминирующие функции, внушающие в первую очередь уважение подростку. Таким критериям часто удовлетворяют управленческие типы — Лидер, Инспектор, Управляющий, Мастер — с ведущими признаками логики и сенсорики.
Бесспорно, на протяжении всего периода воспитания ребенка, который нередко продолжается и когда он становится взрослым, необходимо развивать абсолютно все хорошие качества и, по возможности, бороться с недостатками. Но, при таком, не структурированном методами соционики подходе, можно упустить самый подходящий момент для развития каких-то определенных задатков и способностей, которые позже будут развиваться уже менее эффективно. Своевременное же развитие способностей может способствовать поднятию общего интеллектуального уровня населения, который у нас пока оставляет желать лучшего, поскольку все еще мало людей, своевременно выявивших и развивших свои врожденные способности и адекватно использующих их в своей профессиональной деятельности.
Кроме того, своевременное развитие у детей с помощью методов соционики различных способностей и интересов к тому или иному занятию может способствовать не только формированию адекватных установок на вид деятельности в будущем, но также оказать влияние на развитие определенных жизненных стимулов, таких как стремление к власти или социальному статусу, к творчеству как возможности проявить свою уникальность, к материальному благосостоянию, либо к личностному росту как фактору самоценности (10). Это даст возможность молодым людям вовремя определить свои жизненные цели и скоординировать их соответственно своим способностям, а значит меньше будет «лишних» людей — не нашедших себя и не знающих чего они хотят.
Данное исследование распространяется не на весь детский возраст, поскольку внедрить эти методы в дошкольные учреждения довольно трудно из-за нерегулярного посещения этих учреждений большинством детей дошкольного возраста. К тому же многие дети вообще не посещают ясли и садики. Поэтому целесообразнее остановиться лишь на школьном периоде формирования личности.
Именно годы, проведенные в школе — это во многом определяющий период в жизни каждого человека. От того, насколько гармоничным будет этот период, зависит полнота получения необходимой для жизни взрослого человека информации, широта и глубина охвата проблем, с которыми придется сталкиваться в будущем. выработка правильных реакций на них; выявление и развитие природных задатков и способностей, выбор оптимального направления профессиональной деятельности.
Используя данный системный подход для адекватного формирования личности, можно предотвратить возникновение в будущем различных комплексов и связанных с ними неврозов и жизненных неудач, которые нередко приводят людей к апатии и лени, деградации личности и даже к асоциальному поведению. А зная особенности поведения детей и мотивы их поступков на различных этапах обучения, будет легче находить правильные подходы в воспитании и влиять наиболее эффективными в методами, которые не будут отрицательно сказываться на хрупкой детской психике.
Разумеется, такой системный подход в комплексе с индивидуальными подходами в воспитании детей может осуществляться только при сотрудничестве заинтересованных в нем родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, педагогов, школьных психологов и опытных социоников, которые будут учитывать типные особенности детей и их врожденные способности, а также особенности интертипных отношений с родителями и педагогами.
Научная цель данного исследования: показать проекцию юнговского принципа кватерности, положенного в основу типологии личности и соционики, на социально-психологическое развитие человека, обуславливающее четыре этапа формирования личности. С этой целью была построена своеобразная модель оптимизации процесса развития личности, касающаяся формирования у детей на разных этапах обучения адекватных жизненных стимулов и установок на вид деятельности.
Эта модель базируется на основе типологии К.Г. Юнга и ее продолжении, новой научной парадигмы — соционики, отражающей не только энергоинформационные механизмы функционирования личности в социуме, но и энергоинформационные механизмы четырехэтапного развития общества, а также на основе авторского синтеза ряда типологических закономерностей.
Данное исследование не претендует на завершенность или непогрешимость. Вопрос, касающийся правильности установления взаимосвязей, открыт для конструктивной дискуссии.
Часть 1. Энергоинформационные механизмы развития личности
В основе данного исследования лежит структурный подход к проблеме воспитания детей, основанный на четырехэтапном механизме социализации личности. Вероятно, чтобы хоть немного пролить свет на сложный процесс развития личности, следует начинать с его истоков. В таком случае, целостную энергоинформационную картину развития любого можно представить как ряд архетипических* движущих механизмов развития общественных явлений.
В свою очередь, энергоинформационные модели типов личности с их программами — это тоже своеобразные архетипические механизмы развития общественных процессов, Движущими пружинами этих ведущих и подчиненных механизмов развития являются два вида социальных отношений: отношения социального заказа и отношения социальной ревизии (коррекции). Они передают информационную эстафету как дальнейшую программу развития, от одного ¦тапа развития общества к другому, и являются по сути — эволюционным и инволюционным механизмами развития, пребывающими в постоянном единстве и борьбе дополняющих противоположностей. Благодаря этому не происходитдлительная стагнация процессов, а обеспечивается постоянная динамика развития.
*Примечание: К.Г.Юнг (12): «Понятие архетипа — вытекает из многократных наблюдений, в частности, над мифами и волшебными сказками, которые содержат устойчивые мотивы, обнаруживающие себя везде и повсюду. Те же мотивы мы встречаем в снах, бредах и галлюцинациях современного человека. Эти типичные образы и ассоциации я называю архетипическими идеями. Их свойства проявляются тем отчетливее, чем более они окрашены в чувственные тона- Они производят впечатление, оказывают влияние, они заманчивы. Они берут начало в архетипе — беспрецедентной, бессознательной, предшествующей форме, которая, судя по всему, представляет собой часть наследуемой структуры психэ, и вследствие этого способна спонтанно проявлять себя везде и в любое время.»
«Вновь и вновь я сталкиваюсь с ошибочным представлением, будто бы архетип определяется содержанием, иными словами, будто бы это некая разновидность бессознательной «идеи». Я настаиваю на том, что архетипы определяются не содержанием, но формой, да и то весьма условно. Изначальный образ наделяется содержанием только тогда, когда он становится осознанным и т.о. наполняется материалом сознательного опыта. Его форму, однако- можно уподобить осевой системе кристалла, чья праформа определяется еще в материнской жидкости — до собственного материального существования. Эта кристаллическая решетка возникает в соответствии с характером взаимодействия ионов, а затем и молекул. Сам по себе архетип пуст и чисто формален, ничто иное как способность к оформлению, некая априорная возможность формирования представления. Наследуются не сами представления, но лишь формы и в этом смысле они в каждом случае соответствуют определенным инстинктам. Существование инстинктов не более доказуемо, нежели существование архетипов, поскольку и они конкретным образом себя не проявляют.» (стр.369-370).
«Мне представляется вероятным, что подлинная природа архетипа не может быть осознана, что она трансцендентна, и в этом смысле я понимаю ее как психоидную» (стр.370).
«Следует, наконец, освободиться от иллюзий, будто бы архетип возможно объяснить — и тем самым с ним покончить. Всякая попытка объяснить окажется ничем иным, как более или менее удачным переводом на какой-то другой язык.» (стр.370).
Правомерность выделения именно четырех глобальных этапов эволюции любого процесса, включая процесс развития общества или человека, либо процесс школьного обучения и т.д., подтверждает юнгианский принцип кватерности*, который может послужить основой для психолого-педагогической мотивации разбиения педагогики школьного возраста на четыре этапа. Они заключаются в оптимальном делении любого процесса, (а значит и процесса воспитания детей), на четыре стадии развития.
*Примечание. К.Г.Юнг (23): «Кватерность следует понимать как некий универсальный архетип. Она являет собой некую логическую предпосылку всякого целостного суждения. Для такого суждения необходимо наличие четырех аспектов. К примеру, если вы хотите описать горизонт как нечто целое, вы называете четыре стороны света. — Четыре элемента мы встречаем повсюду: четыре первичных свойства материи, четыре касты в Индии, четыре пути духовного совершенствования в буддизме- Точно также существуют и четыре аспекта психической ориентации, и это их свойство (собственно, количество) наиболее принципиально из того, что мы можем о них сказать. Для самоопределения мы нуждаемся в функции, которая утверждает, что имеется нечто (ощущение); в другой, которая устанавливает, чем является это нечто (мышление); в третьей, которая показывает, подходит нам это нечто или нет, желаем ли мы его принять (чувство); и, наконец, в четвертой, определяющей источник этого нечто и его направление (интуиция). И это все, что мы можем об этом сказать-
Кватерность или кватерион часто имеет структуру 3+1, в которой один из элементов занимает особое положение или обладает несхожей с остальными природой (трех евангелистов символизируют животные, а четвертого — ангел). Именно четвертый, дополняя трех других, делает их чем-то «Единым», символизирующим универсум. Зачастую в аналитической психологии «подчиненная» функция (т.е. функция, которая не находится под контролем сознания) оказывается четвертой и ее интеграция в сознание является одной из главных задач процесса индивидуации.»-(стр.374).
Логично предположить, что если любой процесс имеет четыре этапа развития, то и процесс школьного обучения также должен иметь аналогичные четыре этапа. Разумеется, весь процесс обучения нужно рассматривать в рамках первого общего этапа жизни человека — детства. И хотя окончание процесса школьного воспитания совпадает с началом второго общего жизненного этапа, который называется молодость, а за ней следует зрелость и старость, но на этих этапах жизни человека происходит лишь дальнейшее развитие каких-то основ, заложенных в детстве. (накладывание какого-либо частного процесса на общий процесс — явление вполне закономерное).
Идея установить взаимосвязи между этапами процесса воспитания и обучения детей и соционической теорией сменяемости общественных «квадр» — четырех социальных этапов развития общества, которые имеют определенные энергоинформационные характеристики (2,3,5,6,9) у меня возникла в результате анализа работ моих предшественников: А.Аугустинавичюте были разработаны основные энергоинформационные механизмы эволюции общества, а затем ее последователями — представителями международного Института соционики: д.философии А.В.Букаловым и В.В. Гуленко сделаны характериологические описания четырех общественных (кваральных) периодов в развитии общества (2,3,5,6,9).
Суть соционической теории сменяемости квадр в обществе (5,6,9) заключается в том, что на каждой стадии развития какого-либо процесса есть свои закономерности, согласно теории информационного метаболизма Кемпинского, поэтому 16 типов личности (согласно типологии Юнга-Майерс-Аугустинавичюте), имеют соответствующие системы информационного обмена с окружающей средой и функционируют по определенным законам (2,3,22,23). С помощью тождественных и дополняющих друг друга элементов информобмена, эти 16 типов личности объединяются между собой в группы по четыре человека, которые называются квадрами. Таким образом, квадра — это группа людей, обьединенных общими социальными установками, мировосприятием и ценностями.
Процесс эволюции человеческого общества происходит путем чередования в нем определенных периодов, обусловленных приоритетным энергоинформационным воздействием соответствующих общественных групп — «квадр», имеющих свои ценности, характеры и поведение и выполняющих определенные социальные миссии. Та или иная квадра выдвигает свою программу, вовлекая властные структуры и весь народ в ее реализацию.
Квадры выполняют в обществе определенные социальные миссии: первая квадра — это Просветители (создатели и пропагандисты принципиально новых теорий, устройств и механизмов), вторая — Воплотители (развивающие эти наработки до уровня их практического воплощения, то есть создатели на основе первоначальных идей Просветителей таких идеологий и технологий, которые делают первоначальные теории достоянием масс, так как Воплотители умеют организовать процесс их внедрения), третья — Реформаторы (поддающие Критике, коррекции и разрушению того из сделанного ранее, что не выдержало проверки практикой и временем), четвертая — Совершенствователи (отбирающие самые эффективные наработки из предыдущего опыта и на основании их создающие наиболее качественные продукты). Общие для каждой из этих социальных групп жизненные ценности, называются квадральными ценностями. Их частичное совпадение или полное несовпадение обуславливают тот факт, что некоторые квадры пребывают между собою в содружестве, а некоторые имеют определенный антагонизм.
Если рассматривать исторические этапы в масштабной плоскости, нашей цивилизации еще далеко до своего четвертого этапа развития — совершенствования. Самые развитые страны сейчас находятся в конце третьего периода развития — коррекции ошибок. Но, менее глобальные процессы эволюции у каждой страны имеют также свои квадрадльные этапы развития и они более часто сменяют друг друга. При этом смена квадр в обществе может происходить несколько раз за столетие или один раз в несколько столетий. Здесь многое зависит от менталитета стран и других социально-политических факторов. Если наша цивилизация пройдет до конца этот путь развития, после этого возможен новый глобальный виток спирали в развитии общества, который задаст очередная первая квадра.
Можно провести еще одну корреляцию, которая поможет лучше понять квадральные периоды в процессе развития личности. Поскольку все в природе взаимосвязано и взаимообусловлено, а человек не только биологичен, но и социален, биологические ритмы тоже имеют свои аналоги в социуме и их можно сопоставить с квадральными периодами. Например, жизнь человека имеет возрастные периоды: детство, юность, зрелость, старость. Эти периоды, как и квадры, последовательно сменяют друг друга.
Таким образом, первая квадра имеет в чем-то детское мировосприятие любознательных исследователей, изучающий окружающий мир и его законы. Вторая квадра носит характер юношеского максимализма людей, стремящихся занять достойное положение в обществе. Третья квадра характеризуется поиском и исправлением ошибок, стремлением к лучшей самореализации, как это происходит обычно во время «кризиса середины жизни». В период четвертой квадры, как в старости, важен душевный и физический комфорт, благосостояние и покой.
Продолжая исследовать феномен кватерности, который способен интегрировать различные психосоциальные явления и устанавливать между ними корреляции, которые, перекликаясь, могут интересным образом объяснять и дополнять друг друга, оборатимся еще раз к К.Г. Юнгу, который положил в основу описанных им четырех психологических функций: мышления, чувствования, ощущения и интуиции общие характеристики четырех основных категорий мироздания, (22).
Это можно представить следующим образом. Сначала Высшим Разумом (Логосом) была создана программа жизни на Земле. Для осуществления этой программы была создана сама планета Земля, что подтверждает первый постулат материализма, который гласит, что материя — первична.
На первом этапе создания предпосылок жизни на Земле нужна была конкретная почва, имеющая параметры и подчиняющаяся определенной системе закономерностей. Иными словами — система молекул ДНК, от которых возникли разные формы материи, то есть первый объекты реальности — Земля. Ее население возникло позже т тогда материя трансформировалась в психике человека в функцию мышление(как объективный анализ и оценка логических закономерностей развития различных вещей и явлений).
На втором этапе развития жизни на Земле, в результате взаимодействия различных объектов реальности появилось некое конкретное объективное энергоинформационное пространство, в котором должны были развиваться живые существа. С их развитием, в психике человека возникла функция — ощущение, которая явилась проекцией объективной реальности на субъект (так возникло ощущение реальности бытия как конкретики энергоинформационного пространства).
Для дальнейшей эволюции жизни на Земле вечное объективное космическое время было запущено с определенной скоростью и сроком для всего живого. Оно стало движущей пружиной развития, содержащей, очевидно, некую информационную программу Высшего Разума. В последствии космическое время отразилось в психике человека в виде субъективной функции — интуиция (как понимание скрытой сути вещей и явлений и движущих пружин их развития).
На четвертом этапе развития человечества, когда объективное пространство Земли наполнилось людьми — субъектами, вероятно, возникла субъективная энергия, ставшая движущей силой субъективной информации. Так возник энергоинформационный обмен между объектами и субъектами реальности. С того момента как возникла система субъективных отношений между людьми, которая привела к созданию этических норм и традиций, началась жизнь на Земле. Это произошло путем трансформации особого вида объективной энергии в субъективную энергию, отразившуюся в психической функции — чувствование. Таким образом, вероятно, Высшим Разумом был завершен глобальный процесс формирования жизни человечества.
Исходя из закона кватерности, можно предположить, что для первой общественной квадры (как программной или первой стадии процесса развития человечества) первоосновой также (см. выше) является логика, то есть стремление разобраться во всем, постичь суть бытия в гностическом (познавательном) и гедонистическом смысле этого слова. Основная ценность второй квадры — сенсорика, то есть функция действия — ломка старого порядка и создание нового, более адаптированного к требованиям современности. Самой актуальной ценностью для третьей квадры является креативный дух преобразований и поиск новых путей в развитии общества, то есть функция интуиция. Для четвертой квадры важнее всего — функция этика, гармонизирующая общество начиная с области отношений и заканчивая развитием всех отраслей знаний и технологий, которые позволят людям легче решать любые проблемы.
Поскольку общество состоит из индивидов, напрашивается естественный вывод; значит существует взаимная энергоинформационная проекция механизмов развития личности, групп и общества в целом. Таким образом, квадральные периоды (отличающиеся от кватерных наличием определенных энергоинформационных соционических характеристик) должны присутствовать во всех явлениях жизни человека, имеющих четыре стадии развития. Первая стадия, как и в любом другом процессе — начало (принятие решения и создание плана для его реализации, в том числе распространение сведений о затеваемом деле), вторая стадия — реализация задуманного (внедрение плана, устранение помех, завершение основного дела), третья стадия — коррекция (исправление ошибок, допущенных как в программе, так и в реализации). Четвертая стадия — совершенствование достигнутого, создание наиболее эффективных технологий для рационального использования продуктов науки, техники, искусства и т.д.
Если продолжить систему корреляций (по закону кватерности и по «принципу матрешки»), можно прийти к следующим выводам; поскольку каждая соционическая квадра состоит из четырех типов личности, имеющих свои типные энергоинформационные механизмы обмена с внешней средой, а также общие для каждой квадры интегральные специфические типы энергоинформационного обмена, значит их также можно спроецировать на четыре стадии каждого энергоинформационного этапа развития социума. То есть, можно предположить, что внутри каждого глобального квадрального периода эволюции тоже есть свои четыре стадии развития, имеющие своеобразные характеристики (подобно тому как существует четыре типа личности в каждой общественной квадре).
Всю эту сложную систему энергоинформационного обмена можно спроецировать на весь процесс жизни человека В таком случае ее основные этапы; детство, молодость, зрелость и старость также должны иметь по четыре квадральных периода (в этой работе рассматривается первый — детский период, как основная стадия формирования личности, имеющая в свою очередь также четыре этапа).
Применяя принцип квадральности к педагогике, можно предположить, что при смене этапов формирования личности у детей происходят энергоинформационные кризисы — подобные тем, которые возникают при смене квадральных периодов в процессе эволюции общества, когда идеология квадры, господствующей в данный период в обществе, может быть неадекватной мировосприятию типов личности из других квадр. Конечно, это не вызывает у людей массовых неврозов, потому что является следствием естественных механизмов развития. Однако, у представителей других квадр в этот период может возникать легкий необъяснимый дискомфорт из-за из-за несоответствия их квадрального мировоззрения текущим задачам общества, либо ощущение невостребованности каких-то своих способностей. Только правильная самореализация каждого социотипа (соционического типа личности) на любом этапе развития общества может свести к минимуму ощущение своего квадрального несоответствия идеологии и задачам господствующей в обществе квадры.
Так же, возможно, на разных этапах обучения, по-разному комфортно в информационном отношении, чувствуют себя ученики, имеющие различные типы личности. Желательно, чтобы преподаватели и классные руководители учитывали это, моделируя свои индивидуальные подходы к ученикам. Только наиболее соответствующие методы воспитания помогут школьникам на разных этапах обучения максимально развить адекватные способности и избежать возникновения различных комплексов. При этом, более бережное отношение нужно будет проявлять к тем ученикам, которым данный этап чужд по их квадральному мировосприятию. Может быть даже некоторые из них в такой период нуждаются в определенной психокоррекции.
Часть 2. Квадральные этапы формирования личности
Детство, включая период школьного воспитания и обучения, условно можно разбить на такие четыре возрастныегруппы и соответствующие им этапы формирования личности: младший дошкольный и школьный возраст: 1-4 классы, младше-средний школьный возраст: 5-6 классы, старше-средний школьный возраст: 5-6 классы и старший школьный возраст: 9-11 классы.
Первый этап формирования личности — младший детский возраст — с пеленок и предположительно до четвертого класса. Для этого возраста наиболее характерно мировосприятие первой квадры, ассоциирующейся с относительным «детством» этой квадры в социуме, еще не отягощенным определенным социальным опытом предшествующих квадр. Отсюда и квадральные жизненные ценности этого периода: интегративная целостность мироощущения, еще мало отягощенная дифференциальностью, приходящей вместе с жизненным опытом; недифференцированная тяга ко всему новому, «всеядная» любознательность первопроходцев на жизненном пути и их неиссякаемый интерес к явлениям окружающего мира и адекватная этому периоду, по мнению психологов, наибольшая (за весь период детства) усваиваемость большого объема информации; дружелюбие и непосредственность в поведении, еще мало подверженном влиянию социальных норм и стереотипов, стремление к положительным эмоциям и ощущениям, сопровождающееся непосредственным и достаточно импульсивным выражением своих чувств, что на следующих этапах детства уже будет восприниматься как инфантильность и невоспитанность; потребность в завоевании любви и восхищения окружающих, еще не отягощенная пониманием адекватности и уместности этого.
Учитывая особенности этого возрастного периода, уроки нужно проводить с выдумкой и игровыми компонентами, подавать информацию в ясной и конкретной форме, использовать в виде примеров фильмы или игрушки, несущие информацию, соответствующую темам уроков. Дети, привыкая к школе, не должны воспринимать ее как скучное занятие, иначе у них будет падать интерес к учебе. Необходимо найти оптимальный баланс между учебной и развлекательной сторонами школьной жизни ребенка.
Вместе с тем, несмотря на то, что в этом школьном периоде дети обладают хорошим творческим потенциалом и способностью к запоминанию, им необходимо достаточно властное и справедливое руководство, которое бы хорошо организовало четкий учебный процесс в самом начале пребывания детей в школе — в тот период, когда наиболее эффективно формируются привычки и стереотипы.
На этом этапе формирования личности также наиболее активно формируется логическое мышление и аналитические способности, которые ярче проявятся позже; закладывается такой жизненный стимул, как «благосостояние», развивается бережливость или расточительность, поскольку дети впервые сталкиваются с необходимостью иметь и тратить карманные деньги (на завтраки, проезд, жвачки и т.п.). [6]; создается фундамент для производственно-технической сферы деятельности, поскольку в этом раннем возрасте начинают развиваться ручные навыки, аккуратность и тщательность в занятиях.
Второй этап формирования личности — переходный этап от младшего к среднему школьному возрасту. В это время дети уже освоились со школой и, по мере их взросления, на смену целостности и интегративности мировосприятия, приходит его противоположность — дифференциальность в виде деления людей на своих и чужих, развивается все большее понимание добра и зла. В результате этого, возникает более обостренное чувство справедливости и неравенства в чем бы то ни было (вследствие потери целостности мировосприятия), а это, в свою очередь, стимулирует желание как-то выделиться и завоевать авторитет у окружающих своими способностями или физической силой. Поэтому у одних возникает желание овладеть какими-то конкретными навыками или уникальной информацией, стать компетентными и уважаемыми в своем кругу. У других же самоутверждение проявляется через демонстрацию своих лидерских качеств. В любом случае доминирует желание определить свое место в группе и возможность влиять на других.
Главные ценности этого периода по аналогии с второквадральным мировоззрением: развитие волевых качеств, стремление к самостоятельности, бескомпромиссности и трезвой оценке событий. Возникает необходимость разобраться в существующих правилах и традициях и испытать их на прочность не всегда понятными и приятными для окружающих поступками.
В этот период многие страдают из-за более низкого, чем у других сверстников, общественного положения своих родителей или их невысокого материального достатка, невозможности дорого и со вкусом одеваться, чтобы чувствовать себя свободнее и увереннее. Закладываются кастовые предрассудки и комплексы.
Поэтому, хотя дети еще кажутся маленькими и все эти процессы выражены еще не очень ярко, особенно важно отнестись со всей ответственностью к правильному формированию личности в этот трудный для детей период, иначе на следующем этапе развития все эти особенности проявятся еще ярче.
Наиболее адекватно и своевременно было бы воспитывать в этот период у детей мужество, терпение и терпимость, веру в дальнейшую жизненную перспективу несмотря на все социальные невзгоды, способность к преодолению трудностей и ответственное отношение к поиску своего будущего места в обществе.
На этом этапе формирования личности формируется практическая смекалка и способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации; закладывается жизненный стимул — «статусность» [6], чувство собственного достоинства, лидерские качества; создается фундамент для социальной сферы деятельности, поэтому так важно в этом возрасте развивать коммуникативные навыки и способность заботиться о своих удобствах и окружающих.
Третий этап формирования личности не менее трудный и ответственный, приходится на средний школьный возраст, примерно на 7-8 класс, хотя отдельные дети могут иметь в следствии акселерации некоторое смещения в этапах развития примерно на год в ту или другую сторону. Опытные родители и педагоги смогут вовремя заметить такие тенденции и своевременно выработать соответствующие подходы, предупредив тем самым возможные неудачи в будущем.
Этот возрастной период характеризуется пересмотром прежних взглядов и ценностей, привитых родителями и педагогами, потому что у детей все ярче проявляется критическое отношение к существующим авторитетам и правилам, что порождает у них много внутренних противоречий.
Начинают формироваться жизненные ценности в духе третьей квадры: становится более актуальным отношенченский компонент поведения. Начинается более активный поиск способов влияния на других людей, изучение и оценка их моральных и других качеств. Подростки все больше задумываются о своей жизненной цели и размышляют о способах ее достижения. Развивается прагматизм и дух экспериментаторства. В связи с возрастными особенностями этого периода, у подростков становится более актуальным поиск наиболее полезного применения своей деловой активности, пробуждается интерес к умению выработать правильный стиль в общении с людьми и особенно — с объектами своих первых симпатий.
Индивидуализм, способность идти своей дорогой, не оглядываясь на мнение окружающих — атрибуты развивающейся личности, поэтому необходима большая деликатность и терпимость в обращении с детьми. Подавление их индивидуальности в этот период может привести к проявлению инертности и безразличия, замедлить развитие талантов и даже обусловить возникновение комплексов.
Неудачи в первых сердечных склонностях у некоторых подростков могут вызвать комплексы, связанные с сексуальной сферой и областью чувств, сформировать неправильное отношение к противоположному полу. Это может в будущем негативно сказаться на всей личной жизни человека, хотя история знает немало примеров, когда именно эти комплексы оказывали стимулируюющее действие на развитие каких-то твоческих затаков.
В этот период начинает все больше цениться ум и разносторонность, умение отстоять свои взгляды и позиции, обостряется чувство справедливости. У некоторых формируется излишняя самоуверенность и напористость, либо неуверенность в своих волевых качествах, инициативности и предприимчивости. Последнее в будущем может развиться в иждивенческие склонности, отсутствие самостоятельности, или наоборот, в излишнюю активность и самоуверенность, приводящую к вечным поиском ускользающего идеала.
Чтобы этого не произошло, нужно обеспечить подростков всей необходимой информацией по интересующих их вопросах и особенно тех, которые связаны с морально-этической тематикой и проблемой социальной адаптации. Помочь осознать собственную индивидуальность и будущую общественную роль, а также найти занятия по душе для дальнейшего развития способностей.
На этом этапе формирования личности формируется ассоциативно-образное мышление, интуиция возможностей и альтернатив, гибкость, находчивость и индивидуализм; закладывается стимул — «уникальность» [6], чувство собственной неповторимости, творческие способности; создается фундамент для научно-исследовательской сферы деятельности, поэтому так важно в этом возрасте развивать индивидуальные способности, устраивать интеллектуальные игры и соревнования.
Четвертый этап формирования личности — завершающий цикл школьного образования, несет на себе отпечаток общего духа четвертой квадры, когда при достаточной работоспособности уже намечается тенденция к усталости от работы (в данном случае — от учебы). И это связано не с плохо организованным учебным процессом, а скорее с естественным падением энергетики, наблюдающееся у любого живого организма в конце длительного периода какой-либо целенаправленной активности, которая близится к завершению. Поэтому, появляется своеобразная лень, обостряющая желание при минимуме усилий достичь максимума результатов, найти для этого наиболее эффективные методы и технологии, например, чтобы не зубрить урок, а иногда просто для уверенности в себе, некоторые совершенствуют систему шпаргалок, более незаметных и удобных в эксплуатации, и т.д.
Наиболее способные ученики уже знают, в чем заключаются их интересы и способности и куда они направятся после школы. Но даже эти счастливчики чувствуют периодически спад активности из-за того, что им кажется, будто время движется очень медленно. Это понятно для тех, кто ходил в длительные турпоходы и знает, как утомительны именно последние километры пути.
Главные ценности этого периода: становится более актуальным развитие способностей и выбор наиболее перспективных направлений будущей деятельности. В связи с возникающими первыми серьезными чувствами и отношениями впервые в жизни становятся наиболее значимыми такие этические ценности как взаимопомощь, любовь и дружба, забота о душевном и физическом комфорте, поиск гармонии в отношениях, стремление к взаимопониманию, поиску общности интересов. Затем, на протяжении жизни эти ценности будут значимы всегда, но правильное формирование этических установок будет эффективным именно в этот возрастной период.
Все больше начинает цениться: качество изделий, их красота, удобство и практичность. Поощряется стремление к экспериментам и постоянному совершенствованию как своей личности и навыков, так и усвоенных технологий в производственно-техническом обучении. Это может проявляться в изготовлении наиболее способными учениками новых наглядных пособий, изделий для школьных выставок и т.п.
Расширяется кругозор, связанный с гуманитарной и деловой сферой жизни. Получают дальнейшее развитие технические и организаторские способности. Многие юноши и девушки стремятся окончить курсы вождения автомобилей, познакомиться с техникой эксплуатации компьютеров, получить основы знаний менеджмента.
Сталкиваясь с трудностями в освоении тех или иных навыков, они подвержены комплексам, связанным с отсутствием одаренности и чувством бесперспективности будущего, если им так и не удалось обнаружить свои способности к чему-либо до наступления этого периода. Поэтому очень важно обеспечить старшеклассников консультациями школьных психологов с целью адекватной профориентации и устранения различных комплексов.
Пережитая несчастная любовь может развить комплекс гипертрофированной ревности и недоверия к чувствам других, избегание знакомств и формирование холостяцких тенденций. Боязнь некомпетентности может сформировать инертность и нерешительность, неумение отстаивать свои позиции.
Для профилактики подобных комплексов в старших классах нужно организовывать различные мастерские, где бы школьники могли не только приобретать навыки для будущих профессий или личных хобби, но и получать плату за изделия, сделанные качественно и нашедшие своих покупателей. Ведь жизненный стимул этого периода — «самоценность», и детям нужно дать почувствовать, что они могут достигать его честным путем и прямыми затратами своего труда, не ища окольных путей, толкающих подчас на путь преступности.
Развитие трудоспособности в этот период — самая сложная задача, но это накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Для этой цели нужно чаще устраивать спортивные и интеллектуальные соревнования, поднимающие жизненный тонус, организовывать турпоходы с познавательной целью и физическими нагрузками. У многих проблема апатии в этом возрасте может быть устранена с помощью аутогенных тренировок, посещения спортивных секций с направлением на совершенствование фигуры и исправление недостатков.
Необходимо также умело заинтересовывать учеников выполнять внеклассную работу, чаще поощрять их за качественно выполняемые классные задания и порицать за лень. В каждом случае — это индивидуальное творчество педагогов.
Полезны организации КВН, вечеров юмора, диспутов, встреч с интересными, талантливыми людьми, молодежных курсов по изучению основ психологии, медицины, маркетинга — чтобы перед поступлением в вузы школьники получили представление о будущей профессии и имели возможность убедиться, что не ошиблись в своем выборе. Важно подготовить школьников к «взрослой» жизни заранее, вооружить необходимыми навыками, вплоть до ухода за новорожденными. Тогда никакие трудности не застигнут их врасплох.
Это необходимо еще и потому, что в этот период наиболее эффективно воспитывается такой жизненный стимул как «самоценность» — чувство собственной значимости, желание совершенствовать свои личные качества и развивать способности [6],
На этом этапе формирования личности закладывается фундамент для гуманитарной сферы деятельности, хотя, конечно, выбрать именно ее можно будет рекомендовать только тем, у кого к ней обнаружатся способности. Но, поскольку в этот период наиболее успешно закладываются вообще гуманитарные ценности и формируется этические компоненты поведения: культура общения, способность к эмпатии, умение выражать свои чувства и строить гармоничные отношения, поэтому так важно в этом возрасте преподавать основы психологии, проводить тренинги общения, формировать духовность и эстетизм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эта довольно сложная для анализа концепция кватерного процесса развития личности в дошкольный и школьный период, основанная на структурном типологическом подходе, в случае ее практической реализации, позволила бы совершить качественный скачок в системе образования. Но для этого понадобится дальнейшее подробное развитие и доработка данной концепции, что потребует много усилий и знаний опытных в вопросах педагогики людей.
Все вышеизложенные факторы, оказывающие влияние на процесс формирования личности — только прелюдия к большой научной работе, которая могла бы обобщить рассмотренные здесь механизмы развития личности и построить на ее основе новую методику гармоничного и эффективного воспитания и обучения детей.
Конечно, такой подход может показаться сейчас достаточно сложным и утопическими, но, если мы не начнем использовать его уже сейчас, хотя бы частично, в той мере, насколько это возможно, путь к развитому информационному обществу может оказаться слишком долгим.
Все это, конечно, трудно здесь достаточно точно научно обосновать, и тем более — доказать, но возможно эти интуитивные прозрения покажутся кому-то интересными или полезными для дальнейших размышлений над характерами предложенных здесь этапов формирования личности. Возможно, такой подход заинтересует педагогов-новаторов сделать свои собственные выводы:
Для понимания характера и сути каждого этапа формирования личности с соответствующими ему главными принципами обучения и воспитания детей, можно представить все сказанное в виде краткой таблицы.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
ЧЕТЫРЕХ ЭТАПОВ АДЕКВАТНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Первый кватерный этап (1-й — 4-й классы): Ведущие соционические элементы информобмена этого периода: интуиция способностей, логика соотношений, этика проявления положительных гедонистических эмоций, сенсорика приятных ощущений. Вывод: на данном этапе закладывается производственно-техническая установка на вид деятельности. Поэтому целесообразно развивать у детей: способность к логическому мышлению, организаторские и технические способности детей, поэтому полезно организовывать кружки типа «Умелые руки» и т.п. В этот период закладывается жизненный стимул — благосостояние, а также практичность, аккуратность и ответственность за свои поступки и трату материальных средств. Нужно уделять внимание воспитательной работе по развитию этих качеств. Эффективный стиль (или общий характер) обучения: конкретно-логический, с доказательствами и примерами из жизни. Несколько хуже восприниматься ассоциативно-образная подача материала, не подтвержденная наглядными примерами. Преподаватели, для развития соответственного стимула и установки на вид деятельности, можно порекомендоватьориентироваться не формирование у детей таких качеств: здоровое честолюбие, стремление к статусу, достигаемому собственным упорством, а также благодаря своим волевым качествам помогут заложить фундамент для хорошей дисциплины на все последующие периоды обучения. Классные руководители должны будут уметь организовывать классные мероприятия в нескучной форме, оживлять учебный процесс, придумывать для детей игры и развлечения. |
Второй кватерный этап (5-й — 6-й классы): Ведущие соционические аспекты информобмена: сенсорика внутренней инициативы (воли), логика соотношений, (включающая чувство иерархии), этика проявления отрицательных эмоций, интуиция времени с видением отрицательных тенденций в будущем развитии событий. Вывод: на данном этапе хорошо формируются коммуникативные качества и способности к социальной установке на вид деятельности. В процессе обучения соответствующим навыкам в области организации сервиса и досуга и т.п., можно обнаружить наиболее способных учеников и развивать их способности дополнительно в специальных кружках и секциях, организовывать КВН, дискотеки, кружки «Юных менеджеров» и т.п. Развивается такой жизненный стимул как — статус (престиж, лидерство). Эффективный стиль обучения: конкретно-логический, с анализом материала, примерами, обобщениями и выводами. Преподавателям можно порекомендоватьпроводить уроки с необходимой для следующего этапа обучения ориентацией на реализм и деловитость и формирующие трезвое представление о жизни. Классные руководители должны будут организовывать внеклассные мероприятия таким образом, чтобы ученики имели возможность проверить на практике свои деловые навыки и коммуникативные способности. |
Третий кватерный этап (7-й — 8-й классы): Ведущие соционические элементы информобмена этого периода: деловая логика с прагматической направленностью, интуиция времени с видением положительных перспектив, волевая сенсорика отпора в ответ на давление извне, этика отрицательных отношений с обостренным чувством социальной справедливости. Вывод: на данном этапе формирования личности целесообразнее всего выявлять и развивать творческие способности детей, формируя при этом у наиболее предрасположенных школьников будущую научно-исследовательскую установку, которая может получить максимальное развитие в соответствующих профильных классах и кружках по интересам, компьютерных классах, шахматных турнирах т.п. В этот период закладывается такой жизненный стимул как уникальность (оригинальность самовыражения). Если не поощрять детей, у них могут развиться в будущем комплексы «бездаря». К сожалению, многие родители стараются пресечь хвастовство и самодовольство детей, демонстрирующих свои успехи. Более уместно было бы хвалить их, вызывать дух соперничества с другими и ставить перед ними еще более трудные и интересные задачи, чем те, которые могут выполнить их сверстники. Эффективный стиль обучения, наиболее адекватный этому этапу: ассоциативно-образный, с игровыми ситуациями или элементами игры. Преподавателям можно порекомендовать лучше замечать скрытые способности детей и уметь их развивать, терпеливо и подробно объяснять материал и учить детей самостоятельно мыслить, решать логические задачи и анализировать материал. Классные руководители должны в этот период иметь такие подходы — творческие и лиричные одновременно, чтобЁ суметь эмоционально объединять детей, и проявлять чувство такта к отстающим. Общий подход в воспитании и обучении: чуткий, гармонизирующий. |
Четвертый кватерный этап (9-й — 11-й классы): Ведущие соционические элементы информобмена: интуиция возможностей и скрытых перспектив, этика положительных отношений с гуианитарной ориентацией, сенсорика ощущений с неприятием дискомфорта в окружающей среде, деловая логика с технологическим уклоном. Вывод: Целесообразно направить главные усилия на формирование гуманитарной установки и способностей к искусству, поэзии, музыки и т.п. Нужно организовывать литературные, театральные, художественные, психологические и т.п. кружки и клубы по интересам. Развивается стимул — самоценность (быть полезным другим, уважать себя, найти пути для лучшей самореализации). Эффективный стиль обучения: ассоциативно-образный, с наглядными примерами. Преподавателям можно порекомендовать направить развитие способностей школьников в этом периоде в нужное русло, устраивая им соревнования, развивая любознательность, деловую смекалку и стремление к экспериментам. Классные руководители должны больше инфорироватьдетей в гуманитарной области и раскрЁвать им сложный мир чувств и отношений. Их подход в воспитании должен бЁть творческий, гибкий, индивидуальный, личностный, с моральными стимулами. |
Данная работа поднимает ряд важных вопросов, касающихся дальнейшего развития педагогики, и от того, насколько правильно сделаны здесь выводы и рекомендации в отношении наиболее адекватных стилей преподавания и воспитания детей, зависит успех экспериментов педагогов-новаторов, конечно, в доступном для них на данном этапе объеме.
Поэтому, большая просьба ко всем заинтересовавшимся этой работой читателям — внесите свои предложения для дальнейшего усовершенствования и проведения соответствующих экспериментов для внедрения данного подхода в систему образования.
Для использования предлагаемых соционических подходов в педагогике заинтересованными в этом педагогам и школьным психологам необходим ряд следующех мероприятий:
- проведение лекций и семинаров по соционике просветительного и обучающего характера для заинтересованнЁх педагогов и родителей с целью разъяснения целесообразности применения соционических подходов в процессе воспитания детей и с целью получения их согласия на этот творческий эксперимент и комплектации экспериментальных классов;
- комплексная соционическая диагностика школьников и преподавателей с целью выявления их типов личности для формирования у преподавателей (независимо от их типов личности) наиболее адекватных типологических подходов к классам и отдельным школьникам путем семинарских занятий;
- соционическое консультирование преподавателей по вопросам развития соответствующих способностей детей;
- формирование по соционическим критериям профильных классов для ориентации на четыре глобальные сферы деятельности (гуманитарную, социальную, производственно-технологическую и исследовательскую) или соответствующих этим профилям кружков по интересам на каждом этапе обучения для развития врожденных типологических способностей детей и адекватной им профориентации;
- диагностика типов личности родителей с целью выдачи им рекомендаций по наиболее адекватному, с точки зрения соционики, подходу к детям с учетом их соционических типов и соответствующих интертипных отношений с родителями;
- соционические консультации школьных психологов и врачей при различных отклонениях в психическом развитии детей для выбора оптимальной стратегии психокоррекции.
В связи с предлагаемой стратегией, каждой школе, в идеале, должны быть: консультант-соционик, психолог и психоневролог — тогда будет более полно, всесторонне и гармонично решена проблема воспитания молодого поколения, в котором станет меньше людей не нашедших себя в жизни.
Для этой цели вниманию педагогов-новаторов предлагается план занятий в школе по соционике с родителями и учителями (см. приложение).
Однако, оптимизация процесса обучения и воспитания новой личности сможет развиваться в полную силу лишь при смене авторитарных методов управления в школах на более либеральные — в отношении как преподавательского состава, так и школьников.
Автор — Валентина Мегедь