MODERN (нем. die Moderne, фр. Modernitе́) — современность. Проблема настоящего времени или современного мира трактуется в философии рубежа 20—21 вв. в русле двух основных версий: I) По Хабермасу, именно «Гегель — первый философ, развивший ясное понимание современного; поэтому мы должны вернуться именно к Гегелю, если хотим понять внутреннее отношение, связывающее современность и рациональность, отношение, которое вплоть до Макса Вебера казалось само собой разумеющимся и которое сегодня ставится под сомнение». (Ср. у Ш.Бодлера: современность — умонастроение, противостоящее академизму, продолжающему классическую традицию. По Бодлеру, принцип «die Neuzeit» или «нового времени» сформулировал Гегель.) По мысли Хабермаса, в гегелевской трактовке современность характеризуется: 1) индивидуализмом нравов; 2) правом на критику или свободой совести; 3) автономией поведения (то, кем я являюсь, зависит от того, что я делаю, а не от того, кем были мои предки); 4) идеалистической философией.
Согласно Хабермасу, «проблема построения Современности, исходя из нее самой, возникает в сознании, прежде всего в области эстетической критики…
Постепенный отказ от античной модели произошел в начале XVIII века благодаря знаменитому спору Древних и Современных. Сторонники восстают против понимания Я, свойственного французскому классицизму в той мере, в какой последний уподобляет аристотелевское понятие совершенствования понятию прогресса, при этом идея прогресса была подсказана современной естественной наукой». Проект модерна, сформулированный в 18 в. философами Просвещения, по версии Хабермаса, состоит в том, чтобы «неуклонно развивать объективирующие науки, универсалистские основы морали и права и автономное искусство с сохранением их своевольной природы, но одновременно и в том, чтобы высвобождать накопившиеся таким образом когнитивные потенциалы из их высших эзотерических форм и использовать их для практики, т.е. для разумной организации жизненных условий».
Как итог, — утверждает Хабермас, — с тех пор, «модерным, современным считается то, что способствует объективному выражению спонтанно обновляющейся актуальности духа времени». По убеждению Хабермаса, для осуществления М. как специфического «незавершенного проекта» необходимо направить «социальную модернизацию в другое некапиталистическое русло, когда жизненный мир сможет выработать в себе институты, которые ограничат собственную систематическую динамику экономической и управленческой системы деятельности». Постмодернизм в интерпретации Хабермаса оказывается покидающим «мир современности» течением «младоконсерваторов», присваивающих «ключевой опыт эстетического модерна, опыт совлечения покровов с децентрированной субъективности, освобожденной от всех ограничений когнитивного процесса и утилитарной деятельности, от всяческих императивов труда и полезности».
II) В современной французской философии авторами концепта «Новое время» называются Кондорсе и Конт. По мысли Лиотара, М. суть эпоха господства метанарраций.
Философия Гегеля в таком контексте понимается как подводящая итог и представляющая в совокупности все эти повествования, концентрируя в себе «спекулятивную современность». Метанаррации, по Лиотару, ищут узаконенности в подлежащем наступлению будущем, в подлежащей реализации Идее (свободы, Просвещения, социализма и т.п.). Но, по мысли Лиотара, современный проект (реализации универсальности) разрушен (итог Освенцима и Холокоста): «победа капиталистической техно-науки над другими кандидатами на универсальное завершение человеческой истории — не что иное, как еще один способ разрушить современный проект, делая вид, что его реализуешь». Народоубийство Освенцима и открывает пост-M. (См. Модернизм, Постмодернизм.)
А.А. Грицанов