EXIT POLL

EXIT POLL (англ. exit — выход, poll — опрос) — особый вид электорального социологического исследования, проводимого в день выборов «у выхода» из избирательных участков методом стандартизированного интервью «лицом к лицу». В отечественной практике также употребляется название «исследование в день выборов».

E.P. осуществляется исключительно с целью получения оперативной информации о ходе голосования, выполняя две взаимосвязанные функции: информационную (предварительное ознакомление общественности с результатами выборов) и контрольную (минимизация возможности намеренного искажения результатов выборов).

Проведение E.P. неизбежно сопряжено с проблемами этического и организационно-технического характера.

Первые связаны с тем, что обнародование данных до завершения процедуры голосования (закрытия избирательных участков) может существенно повлиять на итоги выборов, поэтому во многих странах избирательное законодательство специально регламентирует проведение E.P. и возможности использования полученной в ходе него информации. Тем не менее проблема до сих пор не решена, так как уже появляются альтернативные методики, предполагающие организацию параллельного голосования посредством Интернета, что, в случае высокой компьютеризации населения, оказывает значительное влияние на итоговые результаты. Второй круг проблем порождается значительными техническими сложностями организации E.P., что влечет за собой колоссальные финансовые затраты. Поэтому заказчиком, таких исследований, как правило, выступают крупные СМИ, иногда — даже совместно, а исполнителем — ведущие социологические службы.

Для исследователей основные технические проблемы при проведении E.P., прежде всего, вызваны большим объемом выборки (см.) и необходимостью обрабатывать информацию в оперативном режиме, что требует увеличения количества задействованных сотрудников, кроме того, интервьюеры должны быть обеспечены надежными средствами связи с отделом обработки информации.

>В E.P. чаще всего используется многоступенчатая районированная выборка. При построении выборки (см.) генеральной совокупностью (см.) являются все лица, фактически участвующие в процедуре голосования. Объем генеральной совокупности (соответственно, и количество ступеней отбора) варьируется в зависимости от уровня выборов (локальные, региональные, национальные и т.п.). Ступени отбора определяются по административно-территориальному критерию. Единицы репрезентации последней ступени — избирательные участки. Так, при работе по общенациональному избирательному округу (президентские выборы) количество отобранных на предпоследней ступени (например, в данном городе) избирательных участков должно быть пропорционально числу респондентов, опрашиваемых в этом городе по национальной выборке.

Единицы наблюдения (респонденты) — лица, принявшие участие в выборах. В рамках избирательных участков, попавших в выборку, осуществляется сплошной отбор либо непрерывно, либо дискретно, через равные промежутки времени (например, каждый час).

Инструментарий чаще всего включает только один вопрос: «За кого из кандидатов (либо «за какую партию») Вы проголосовали?», хотя некоторые методики предполагают также фиксацию минимального набора социально-демографических признаков. Наряду с этим практикуется — однако чрезвычайно редко — постановка дополнительного вопроса относительно актуального политического события (например, отношение к какому-либо законопроекту). Но количество вопросов инструментария все же лучше ограничить до минимума в целях повышения оперативности и качества информации.

При работе по инструментарию, содержащему только один вопрос, первичная обработка информации проводится непосредственно «в поле».

Через установленные промежутки времени каждый интервьюер передает полученные данные руководству (региональному начальнику опросной сети либо в головной офис). Обобщенные данные поступают к заказчику непрерывно, вплоть до закрытия избирательных участков.

В так называемых новых независимых странах для молодых социологических служб, обладающих сравнительно небольшим опытом осуществления крупномасштабных исследований, проведение E.P. является достаточно смелым шагом, поскольку предоставляемые заказчику данные верифицируются без затруднений, и все неточности могут непоправимо отразиться на репутации. Однако необходимо отметить, что, не смотря на все сложности в организации и проведении, E.P. остается важнейшим средством обеспечения легитимности выборов и общественного контроля над властью.

А.А. Тарнавский