«ЛИЦА И ЭМОЦИИ»

"Лица и эмоции" ("faces and feelings") — проективная методика, предназначенная для диагностики самоуважения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Опубликована А. Джахез и Н. Манши в 1990 г.

Ребенку предлагается 4 задания: 1) нарисовать шесть персонажей, наиболее важных для ребенка: мать, отца, учителя, семью в целом, друга, какого-либо другого знакомого (человека, животного и др.); 2) нарисовать шесть ситуаций, наиболее важных в жизни ребенка: дом, школа, каникулы, свободное время, математика, чтение; 3) заполнить три окружности изображениями трех лиц (одно лицо в одной окружности), выражающих, по мнению испытуемого, радостные, грустные и нейтральные эмоции; 4) указать, какое из 3-х лиц с разными эмоциями больше всего соответствует каждому из 12-ти рисунков (задания 1—2) как наиболее точно отражающее эмоции, которые ребенок обычно испытывает в той или иной ситуации, в присутствии того или иного человека.

>С помощью методики выявляются источники самоуважения у детей: значимые другие и значимые ситуации. Список людей и ситуаций, задаваемый исследователем, был составлен в процессе пилотажного исследования при определении наиболее типичных значимых людей и ситуаций для детей указанного возраста.

Авторы подчеркивают, что методика Л. и э. обладает высокой степенью проективности. Рисунок ребенка является его собственной интерпретацией понятия конкретного значимого другого или конкретной значимой ситуации в отличии от других методик, в которых модель заранее подготовлена взрослым. Ребенку не нужно объяснять значение рисунков теста: он "присваивает" рисунок в процессе рисовании. Для ребенка изображение матери на листе бумаги представляет его собственную мать. В отличие от других рисуночных методик, в которых предусматривается изображение человека (например, в тесте "Нарисуй человека" Гудинаф), в Л. и э. человеческие фигуры сами по себе не являются предметом анализа.

Скорее, они повышают содержательную валидность теста. Теоретической основой Л. и э. являются работы, указывающие на сложность процесса формирования самоуважения и многофакторность его природы. Это работы К. Кули (1912), Р. Вили, Р. Шавельсона и Р.

Болуса (1982), в которых утверждается, что наряду с определенной стабильностью, неизменностью самоуважения существует его зависимость как от собственного поведения, так и от поведения других. Таким образом, любая попытка измерения детского самоуважения должна включать не только измерение самоуважения как такового, но и выявление людей и ситуаций, которые более всего оказывают влияние на самоуважение. Было сделано предположение о том, что представление о себе как "хорошем" или "плохом", сформированное под влиянием наиболее значимых людей и ситуаций, отражают представление ребенка о своей ценности и, следовательно, о самоуважении.

Методика может быть использована в кросс-культурных исследованиях, при изучении особенностей самоуважения в различных возрастных группах, а также при обследовании детей, испытывающих затруднения в овладении навыками чтения и речи, — в процессе обучения, а также в психопрофилактике, психотерапии и психокоррекции. Начаты исследования по изучению валидности и надежности Л. и э. Выявлены этнические различия в особенностях самоуважения у американских и австралийских детей.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии