«ЛЕКЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ В ПСИХОАНАЛИЗ»

«ЛЕКЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ В ПСИХОАНАЛИЗ» («Vorlesungen zur Einfuehrung in die Psycho-analyse». Wien, 1916—1917; «Neue Folge der Vorlesun-gen zur Einfuehrung in die Psychoanalyse». Wien, 1933) — одна из фундаментальных работ Фрейда, в которой изложены основы его учения о психоанализе.

Книга состоит из двух частей: «Лекции по введению в психоанализ» (подготовленные в 1916—1917) и «Продолжение лекций по введению в психоанализ» (оформленные к 1933).

Первая часть включает в себя разделы, посвященные ошибочным действиям, сновидениям и общей теории неврозов и содержит описание теоретических принципов, методов психоанализа, способов истолкования данных, получаемых в результате психоаналитического исследования, и ряда общих положений психоаналитической теории. Описывая различные ошибочные действия, Фрейд делает основной вывод о том, что каждое из таких действий имеет свой скрытый смысл, свое определенное симптоматическое значение и выдает существование неосознаваемой, но вполне реально имеющейся у субъекта тенденции, намерения или желания.

Анализируя сновидения, Фрейд описывает их структуру и скрытые закономерности динамики. Он подчеркивает определенное сходство между ошибочными действиями и сновидениями, указывая на то, что подобно тому, как в ошибочном действии существует какая-либо форма ее выражения в поведении, так и в сновидении существует явная форма и скрытое содержание, которые определяются бессознательным.

Общая функция сновидений — это устранение раздражений, мешающих сну, через галлюцинаторное удовлетворение потребностей и желаний спящего. В общей теории неврозов главное внимание обращается на субъективное содержание симптомов: каждое слово, фантазия и сновидение больного подвергаются анализу с целью раскрытия их подлинного смысла.

Излечение же наступает тогда, когда вытесненные импульсы, влечения и переживания доводятся до сознания. Во второй части Фрейд излагает основные идеи психоаналитических моделей психики (Бессознательное, Предсознательное и Сознательное) и личности [Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («Сверх-Я»)] и подчеркивает неидентичность сознания и Эго («Я»).

Невроз рассматривается им как результат ослабления силы Эго («Я») из-за интенсивного давления на него со стороны Ид («Оно»), в силу которого происходит расходование энергии на противодействие этому давлению (антикатексис). Другой источник невроза, он считает, — это конфликт между Эго («Я») и Суперэго («Сверх-Я») в ситуации, когда Эго («Я») противостоит моральным и социальным запретам и требованиям. Вторая часть книги являет собой один из заключительных вариантов психоаналитического учения и содержит ряд существенно важных психоаналитических идей, обладающих значительным философским, психологическим, социологическим, антропологическим и культурологическим содержанием.

Д.П. Брылев