ВЫБОРКИ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — свойство выборки (см.), заключающееся в ее способности адекватно представлять состояние дел в генеральной совокупности (см.). В количественных исследованиях различают статистическое и нестатистическое обоснование репрезентативности.
Статистическое обоснование репрезентативности применяется к случайным (вероятностным, статистическим) выборкам — простым, стратифицированным, кластеризованным, многоступенчатым. Оно обеспечивается оцениванием случайной ошибки выборки для наиболее важных, с точки зрения целей исследования, переменных.
Нестатистическое обоснование репрезентативности применяется к целевым (квотным, «основного массива», «снежного кома» и т.п.) выборкам. Репрезентативность квотной выборки обычно обосновывается соответствия распределения выборки распределению генеральной совокупности по наиболее важным социально-демографическим показателям, таким как пол, возраст, образование и т.п., а также применением рандомизирующих процедур при отборе респондентов, таких как использование элементов маршрутной выборки, запрет на опрос родственников и знакомых и др. Для выборки, полученной методом «основного массива» или «снежного кома», обоснование репрезентативности строится на основе оценки неохваченной части генеральной совокупности — ее объема, а также существенности отличий от выборки исследования.
Выборки качественных исследований обосновываются теоретически и, в силу этого, часто называются теоретическими.
О.В. Терещенко