ГЕЛЛЕРШТЕЙН

ГЕЛЛЕРШТЕЙН Соломон Григорьевич (1896—1967) — российский психолог, д-р биологических наук (1945), профессор (1947), один из основателей отечественной психологии и психофизиологии труда, психотехники, авиационной психологии, психологии спорта.

Закончил Коммерческое училище (1915) и Высшие научно-педагогические курсы при втором МГУ (1924), обучался в Харьковском технологическом ин-те. Трудовой путь начал в Лаборатории промышленной психотехники НК Труда СССР (1923—1925), затем руководил лабораторией психологии труда в Московском Институте охраны труда НКТ СССР (1929—1935). Одновременно работал в составе психотехнической секции Московского Государственного ин-та экспериментальной психологии под руководством И.Н. Шпильрейна. С 1931 по 1934 г. — зав. кафедрой психотехники в

ЛГПИ им. А.И. Герцена, где создал "профиль" психотехника. С 1935 по 1937 г. — зав. лабораторией психологии труда Всесоюзного института экспериментальной медицины, одновременно возглавлял психофизиологический отдел Института авиационной медицины Красной Армии им. акад. И.П. Павлова (1934—1937). В годы ВОВ Г. был приглашен А.Р. Лурия в нейрохирургический военный госпиталь в г. Кисегаче, где выполнял обязанности научного руководителя и консультанта по трудовой терапии всех госпиталей системы ВЦСПС (1942—1943).

На основе своих разработок по восстановительной трудотерапии Г. защитил в 1945 г. докт. дис.

В послевоенные годы преподавал психологию труда в МГУ (1948), заведовал кабинетом психологии движений в лаборатории Н.А. Бернштейна в Московском Институте физической культуры, являлся консультантом в ЦИЭТИНе, вел научно-преподавательскую работу на кафедре авиационной медицины военного факультета Центрального института усовершенствования врачей (1943—1949), где в 1947 г. ему было присвоено звание профессора. В связи с кампанией борьбы с космополитизмом в 1950 г. Г. вынужден был оставить работу и почти 6 лет зарабатывал на жизнь переводами трудов Ч. Дарвина, Я. Пуркинье, Ж. Ламарка. Им составлен подробный "Комментарий" к избранным произведениям И.М. Сеченова (1952). С середины 50-х годов Г. участвовал в возрождении психологии труда, был консультантом отдела эргономики ВНИИТЭ (1966—1967). В своих трудах Г. выполнил психологический анализ многих профессий; сформулировал теоретические и методологические проблемы психологии профессий, обосновал необходимость изучения объективного содержания труда, его условий как основы для психологической интерпретации своеобразия психических функций профессионала. Тем самым на материале профессиональной деятельности взрослых людей были созданы предпосылки развития представлений о деятельностном опосредовании психики ("Психотехника", 1926; "Руководство по психотехническому профессиональному подбору", в соавт., 1929; "Проблемы психологии профессий в системе советской психотехники", 1931). Изучая процессы упражнения и развития профессионально важных качеств, он первым из психологов дал характеристику "плато" на кривых упражнения как периодов стабилизации выбранных субъектом способов выполнения заданных действий, своеобразной творческой паузы.

Под руководством Г. в 30-е гг. разрабатывались проблемы тренировки профессионально-важных качеств у сталеваров, аппаратчиков химического производства, водителей автомашин, парашютистов, военных летчиков и пр. ("Вопросы психологии труда" / Психологическая наука в СССР, 1960). Г. систематизировал отечественный и зарубежный опыт в области прогнозирования профпригодности, исследования изменчивости профессионально важных качеств, проблемы переноса результатов обследования, полученных при тестировании или в процессе тренировки, в реальную трудовую деятельность (&quot

;Метод тестов и его теоретические предпосылки" / Сб. Института методов школьной работы, 1928; "Проблема переноса упражнений" / Бюллетень ВИЭМ, 1936), подчеркивал важность учета индивидуальных различий в деятельности летчиков ("Психология в применении к авиации", 1946). Проведенный им методологический анализ теории и практики промышленной психотехники не утратил своего значения до сих пор ("Психотехника" / Основные течения современной психологии, 1930; "Проблемы психотехники на пороге 2-й пятилетки" / Советская психотехника, 1932).

Разработанная Г. система восстановительной трудотерапии — пример управления процессом восстановления высших психических функций через проектирование и организацию содержания трудовых действий, орудий труда, рабочего пространства ("Восстановительная трудотерапия в системе работы эвакогоспиталей", 1942, 1943; "Принципы и методы трудовой терапии психически больных", 1964) Г. удалось разработать систему тренировочных упражнений для формирования умений оценки коротких интервалов времени с точностью до сотых долей секунды. На этой базе формировалось "чувство времени", способность управления темпом и ритмом своих движений у спортсменов. С данным циклом исследований были связаны и последующие работы Г. в области изучения явлений антиципации и ее роли в регуляции движений, проблемы соотношения осознанных и бессознательных элементов в труде профессионала ("Предвосхищающие реакции в деятельности летчика. К проблеме антиципации в связи с задачами отбора и тренировки" / Авиационная и космическая медицина, 1963; "Антиципация в свете проблемы бессознательного" / Проблемы сознания, 1966).

О.Г. Носкова