ЗАЙОНЦ (Zajonc) Роберт Б. (р. 1923) — американский социальный психолог польского происхождения, специалист в области общей психологии и психологии личности. Автор динамической теории социального содействия и теории эмоций. Образование получил в Мичиганском ун-те (д-р, 1955). Начало профессиональной деятельности было связано с методами исследования процессов в малых группах. Будучи стипендиатом фонда Фулбрайта (1962—1963), З. результаты своих исследований публикует в книге : "
;Methods in Small Group Processes" (Стэнфордский ун-т, 1962) и в совместной с Д.Д. Дорфманом статье, посвященной восприятию, движению и теории поведения ("Psychological Review", 1964, "Perception, drive and behavior theory"). Дальнейшие его исследования так же были посвящены разнообразным проблемам социальной психологии. Он публикует книги: "Social Psychology: An Experimental Approach" (1966), "Animal Social Psychology" (1969), "Emotions, Cognition and Behavior" (1983, с К.
Изардом и Дж. Каганом). Пишет совместно с Г. Макусом раздел в "Handbook of Social Psychology" G. Lindzey and E. Aronson (eds., 1985), посвященный познавательным перспективам в социальной психологии. Издает книгу о современных принципах психологии ("Principles of Psychology Today", 1987 г., совместно с G.H. Bower and R. Bootzin).
В большом количестве статей в различных изданиях З. освещает исследования эмоций, аффектов, выражений лица и т. п. ("
;Emotion and facial expression", Science, 1985; "Affect, cognition and awareness: Affective priming with optimal and suboptimal stimulus exposures" / Journal of personality and Social Psychology, 1993, совместно с S.T. Murphy; "Emotional expression and temperature modulation" — глава в книге S.H.M. van Goozen, N.E. Van de Poll and J.A. Sergeant (eds.) "Emotions: Essays on Emotion Theory", 1994). Наибольшую известность З. принесли два открытия в области социальной психологии: динамическая теория социального содействия и теория эмоций. В теории социального содействия рассматриваются способы влияния присутствия окружающих на деятельность индивидуума. З. экспериментально установил, что это присутствие улучшает выполнение простых заданий и ухудшает выполнение сложных.
По его мнению, присутствие окружающих, увеличивая физиологическое возбуждение, помогает осуществлению хорошо заученных устойчивых реакций, но препятствует новым, еще не усвоенным. На вопрос, почему простое присутствие окружающих вызывает физиологическое возбуждение, З. отвечает, что присутствие других людей увеличивает сложность ситуации, ибо живые существа, в отличие от статичных элементов окружающей среды, непредсказуемы и потому вызывают более значительное возбуждение. Кроме того, присутствие других отвлекает и это так же вызывает возбуждение. Люди гораздо сложнее, чем другие живые существа, и возбуждение является результатом ожидаемой оценки со стороны окружающих. Объяснение, данное З. эффекту присутствия, вписывается в более широкий контекст разработанной им теории эмоций. Согласно этой теории, эмоциональная реакция на стимул может возникать у человека без соответствующей когнитивной реакции. Это положение расходится с двухфакторной теорией эмоций, которая предполагает двухступенчатый процесс самовосприятия: сначала человек ощущает физиологическое возбуждение, которое старается себе объяснить, а затем впоследствии название этого возбуждения переживается им как эмоция.
Теория эмоций З. подтверждается рядом эмпирических наблюдений и исследований.
Например, люди эмоционально реагируют на раздражители, действующие на подсознание, с которыми они неоднократно сталкивались, но осознанно их не фиксировали и не определяли. Другим направлением исследований З. являлся вопрос о том, как мимика воздействует на аффект. Его исследования показали, что это происходит путем изменения температуры мозга (например, в гипоталамусе). Изучение взаимосвязи между эмоциональными и телесными состояниями указывает, что негативные аффекты связаны с правым полушарием, а позитивные — с левым. Экспериментальные подходы и теоретические выкладки З. вызывают острые дискуссии, тем не менее он признан научным сообществом, имеет многочисленные награды, возглавлял различные общественные психологические учреждения в США, был директором Исследовательского центра групповой динамики Мичиганского ун-та (1983), является поч. д-ром Лувэнского ун-та (1984), чл. редкол. многих психологических журналов США.
Л.А. Карпенко