КОРНИЛОВ

КОРНИЛОВ Константин Николаевич (1879—1957) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор реактологической концепции. Д-р педагогических наук (1935), профессор (1921). Д. чл.

АПН РСФСР (с 1943). Окончил Омскую учительскую семинарию (1898) и Московский ун-т (1910). В 1898—1905 — народный учитель в Сибири. С 1910 — научный сотрудник психологического института Московского университета, с 1916 — приват-доцент ун-та. В 1921 г. по поручению

Наркомпроса организовал педагогической факультет 2-го МГУ и был назначен его деканом и профессором кафедры психологии. Его экспериментальные работы 1920-х гг. были посвящены изучению реакций (зависимости скорости и силы реакций от характера деятельности, задачи и т.д). В 1923—1930 и 1938—1941 гг. директор НИИ психологии. В 1935 г. по совокупности работ ему была присуждена степень д-ра педагогических наук. В 1944—1950 гг. К. — вице-президент АПН РСФСР. Редактор ряда педагогических и психологических журналов. На 1-м (1923) и 2-м (1924) Всероссийских съездах по психоневрологии представлял разработанную им концепцию реактологии (1921 г.), которую в качестве марксистской психологии противопоставлял, с одной стороны, рефлексологии, а с другой — "идеалистической эмпирической психологии" Г.И. Челпанова. В 1931 г. в результате так называемой "реактологической дискуссии" К. отказался от реактологии. В последние годы жизни разрабатывал принципы целостного изучения личности, проблемы воли и характера.

Участвовал в создании основных учебников по психологии для вузов. Автор трудов: "Современная психология и марксизм", Л., 1925; "Очерк психологии ребенка дошкольного возраста", М., 1927; "Учение о реакциях человека с психологической точки зрения (Реактология)", М. — Л., 1927; "Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма", М. — Л., 1931; "Психология", М., 1946.

А.В. Петровский