КОРКУНОВ

КОРКУНОВ Николай Михайлович (1853-1904) — российский правовед и социолог, создатель социально-психологической теории государственной власти.

Выпускник Петербургского университета. С 1876 преподаватель теории государства и права в Военно-юридической академии, в 1893 — защитил магистерскую диссертацию в Юрьевском университете, а в 1894 — докторскую диссертацию в Петербургском университете, в котором последующие пять лет состоял ординарным профессором юридического факультета.

К. трактовал общество как продукт «психического единения людей». Он не считал необходимым анализировать материальные связи между индивидами, оценивая их как несущественные для понимания сути государства и права и их социальных функций.

Опираясь на собственную концепцию общества и его институтов, К. настаивал на психологическом подходе к анализу социума, предполагающего «отличительный фактор общественных агрегатов» и ставящего «явления общественности наряду с явлениями неорганического и органического мира как третью самостоятельную группу явлений мира неорганического».

Рассматривая «психическое» как результат межпоколенной трансляции знаний, чувств и воли, К. сводил историческую закономерность к внешним проявлениям функционирования коллективной духовно-психической деятельности людей. Тем не менее особо акцентируемая им свобода индивидуальной воли ограничивается в той или иной мере и степени общественной детерминацией множества людских помыслов и деяний. «Наша зависимость от общества не может быть устранена, — констатировал ученый, — она не зависит от нашей воли, и с ней приходится нам считаться».

Согласно И.А. Голосенко, К. одним из первых в социологии выступил против чисто «волевой» трактовки права и власти, настаивая на плодотворности междисциплинарного союза истории, социологии, правоведения и политэкономии, был пионером в создании социологии права. Нормативные юридические конструкции того или иного времени (законы, указы, постановления) К. постоянно помещал в психологический контекст (формы и степень их массового осмысления), политический контекст (интересы общественных групп) и требовал их исторического освещения с учетом изменчивости и преемственности их тотального взаимодействия. Право, по К., полифункционально и предполагает не только защиту тех или иных социальных интересов, но их дифференциацию, разграничение на частное, индивидуальное и публичное, групповое желание, обладание, приспособление к социальному порядку.

Сама власть есть система субъектно-объектных отношений господства, ее субъектами являются все участники общения в государстве, начиная с официальных представителей администрации всех рангов и уровней и кончая рядовыми подданными, а объектом ее является государственный аппарат как источник постановлений, распоряжений и иных программ функционирования государства. Главная особенность (и составляющая часть) государственной власти, по К., — доверие к ней со стороны подчиненных, руководимых ею, массовое осознание людьми своей естественной зависимости от власти, коллективная вера в законность данного социального порядка. Любые серьезные изменения порядка (революции, реформы) начинаются всегда с изменения этого сознания, падения веры в законность, «божественное происхождение» или «естественность» власти. К. называл свой подход «субъективным реализмом». Тома «Русского государственного права» К. до сих пор остаются социологически-правовой энциклопедией устройства российского общества и государства 19 в.

Основные сочинения К.: «О научном изучении права» (1882); «Лекции по общей теории права» (б.д.); «Сравнительный очерк государственного права иностранных держав. Т. 1: Государство и его элементы» (б.д.); «Общественное значение права» (1892); «Русское государственное право» (в двух томах, 1893); «Указ и закон» (1894); «Пропорциональные выборы» (1896); «История философии права» (1896 и 1898) и др.

А.А. Грицанов