ПРЕДПРИЯТИЯ КУЛЬТУРА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ КУЛЬТУРА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ — особый способ выработки и реализации решений относительно использования внутренних и внешних ресурсов, который складывается на предприятии под влиянием объективных (отраслевая принадлежность, форма собственности и др.) и субъективных (социально-психологический микроклимат в коллективе, стиль руководства и т.д.) факторов. Производство необходимых обществу благ в условиях рыночной экономики связано с проблемой рационального использования ресурсов. Процесс принятия решений по использованию ограниченных ресурсов внутри предприятий определяется термином «хозяйствование» и составляет предмет исследования теории экономики предприятия (1). Результаты социально-экономических исследований производственной сферы (2), в ряде из которых автор принимал участие, свидетельствуют о том, что на каждом предприятии складывается своя система принципов использования необходимых ресурсов, т.е. формируется специфическая культура хозяйствования (3).

>Опыт проведенных исследований показал, что в настоящее время в отечественной экономике сложились два основных типа культуры хозяйствования предприятий.

Первый тип характерен для так называемых «советских» предприятий, созданных до распада Советского Союза. Предприятия данной группы прошли в своем развитии несколько этапов: 1) период становления и развития в условиях планово-административной экономики, когда степень экономической свободы, а соответственно и хозяйственные риски предприятий были минимальными; 2) «перестройку», когда государственные экономические надсистемы в русле новой идеологии ориентировали предприятия на внедрение, преимущественно, организационных инноваций; 3) период социально-экономического кризиса первой половины 1990-х; 4) стабилизация положения в новых экономических условиях. Культура хозяйствования «советских» предприятий, впитав в себя опыт всех перечисленных этапов, сохранила основные дореформенные характеристики, адаптировав их к новым условиям хозяйствования.

>Вновь созданные — «постсоветские» — предприятия прошли в своем развитии две основные стадии: 1) период становления, когда молодые предприятия формировали свою нишу и боролись за «место под солнцем», апробируя различные производственные и организационные способы хозяйствования; 2) этап оформления организационно-производственной структуры и интеграции в экономическую сферу общества. Предприятия этой группы, конкурируя с «советскими» предприятиями и друг с другом, были вынуждены форсировать развитие, прежде всего таких качеств культуры хозяйствования, как рыночность и рациональность (с целью минимизации ошибок в выборе стратегии), а также учиться «трудоэкономности» (с целью снижения производственных издержек).

В рамках второго рассматриваемого типа культуры хозяйствования, характерного для «постсоветских» предприятий, выделяются два вида культуры.

Первый вид характерен для предприятий, созданных инициативными работниками бывших советских предприятий на основе привлечения в новый коллектив своих бывших сотрудников. Это путь выделения и «автономизации» субкультуры хозяйствования, которая является модернизированным и адаптированным к новым условиям видом, порожденным в результате форсированного выполнения культурой селекционной и инновационной функций.

>Второй вид культуры характерен для «постсоветских» предприятий, созданных «с нуля». Для них в большей степени характерно заимствование западных образцов организационных и производственных структур, а также принципов их функционирования, которые в процессе работы адаптируются к отечественным особенностям хозяйствования.

Сравнительный анализ основных типов культур хозяйствования предприятий показал, что их общими содержательными доминантами, являющимися «проекцией краеугольных камней» отечественной культуры в целом на сферу общественного производства, являются: авторитарность, неформальность, замкнутость.

Очевидно, эти компоненты имеют глубинную природу и слабо подвержены изменениям даже в условиях значительных социально-экономических трансформаций. Вместе с тем выявлены элементы культуры хозяйствования, в той или иной степени поддающиеся регулятивному воздействию. Их содержательные характеристики варьируют в диапазонах: «технократичность — рыночность», «интуитивность — рациональность», «трудозатратность — трудоэкономность», смещаясь в область «рыночно-рационального» спектра.

Данные процессы в постсоветской экономике обусловлены прежде всего возрождением действия закона конкуренции, который в «советский» период был редуцирован до своего частного проявления — закона социалистического соревнования (4).

Вполне закономерным представляется то, что «рыночные» элементы культуры хозяйствования, в наибольшей степени характерны для «постсоветских» предприятий, непродолжительная, но бурная история которых — это история конкурентной борьбы. По всей видимости, в случае дальнейшего поступательного развития постсоветской макроэкономической системы по пути эволюционных инноваций произойдет «диффузия» двух типов культуры хозяйствования в один — «рыночный», позволяющий формировать эффективные программы индивидуального развития предприятий всех отраслей и форм собственности в русле действия объективных социально-экономических законов.

О.В. Кобяк