САКС (Sachs) Ганс (1881—1947) — австрийский психоаналитик. Ученик и друг З. Фрейда. Учитель Ф. Александера и многих др. психоаналитиков. Начинал свою деятельность как юрист, но в 1909 г. после знакомства с З. Фрейдом присоединился к группе его единомышленников. С 1912 г. вместе с О. Ранком редактировал журнал "Имаго". В 1939—1947 гг. редактировал американскую версию этого журнала — "Америкэн Имаго". В 1920 г. был приглашен в качестве тренирующего аналитика в Берлинский психоаналитический ин-т. В работе "О происхождении перверсий" (1923) С. показал важность настроя Эго при перверсиях и общность их происхождения с наркоманиями. В терапии этих нарушений особенно важным считал анализ сновидений. Активно применял методологию психоанализа в клинике, искусствоведении, культурологии, философии, юриспруденции и др. науках о человеке.
Его первая большая публикация (в соавторстве с О. Ранком) "Значение психоанализа для наук о духе" (1915) до сих пор считается одним из "краеугольных камней" прикладного психоанализа. В работе "Заметки о психологии кино" (1925) С. показал его значение для понимания психических процессов. С. активно выступал против смертной казни и считал основой ее существования общее садистическое желание, общий акт, общую вину и их санкционирование. Анализу взаимоотношений между теорией и практикой психоанализа посвящены "Метапсихологические точки зрения в технике и теории" (1925). С. подчеркнул важность роли личности аналитика для адаптации фантазий пациента об "идеальном" аналитике к реальным возможностям анализа. В этой работе С. ввел в психоаналитический лексикон новый термин — "активное введение в заблуждение". На основе клинических наблюдений С. за реакциями трансфера и сопротивления написана работа "Один из мотивирующих факторов при формировании Сверх-Я у женщин" (1929).
Считал, что женское Сверх-Я основывается на идее самоотречения, отказа. Различие между мужским и женским Сверх-Я, по его мнению, обусловливает оральный регресс во время эдиповой фазы.
Терапевтический опыт С. суммирован в работах "Перспективы психоанализа" (1939) и "Психотерапия и погоня за счастьем" (1941). В философском трактате "Заметки о знании человеческого бытия" (1936) и книге "Творческое бессознательное" (1942) исследовал проблемы эстетики и бессознательного как источника творчества. С. выделял два вида искусства — личностное и безликое (например, фрески).
Описывал и интерпретировал "наивный нарциссизм" древнего человека; изучал также отношение человека к красоте природы, которая никогда не воспринимается с тревогой, но всегда с грустью. С. применял психоаналитический метод при изучении исторических событий и личностей ("Калигула" (1931) и исследования творчества Шекспира). В посмертном издании книги "Маска любви и жизни. Философские основы психоанализа" (1948) приводится обзор его идей.
А.В. Литвинов