Инвестиции в интернет или 5 типов людей, которых нужно бояться бизнес ангелу
Как это ни странно, но по следам предыдущей пробной статьи для начинающих бизнес ангелов, меня попросили продолжить тему)
Проектов очень много, к любому начинающему бизнес ангелу, который объявляет о том, что он инвестирует в интернете или оказывается в качестве инвестора на любой конференции, выстроится очередь из стартапов.
Самое сложное, как мы уже обсуждали, это отсутствие опыта и сложности с быстрой оценкой проекта у инвестора (бизнес-ангелы), который в первый раз вкладывается в интернет проект.
Какие команды стартапов можно встретить и чем это грозит для бизнес ангела?
“Фанаты идеи”. Это ребята, у которых горят глаза, когда они рассказывают о своем проекте. Ключевой признак, по которому вы должны почувствовать опасность и понять, что инвестировать в них нельзя, это когда они говорят, что аналогов их проекту нет и не могут назвать хотя бы парочки хороших конкурентов. Самая большая опасность в подобных командах, это что делают свой проект с закрытыми глазами, просто потому, что он им нравится. Понимать реальную ситуацию на рынке и объективно оценивать свои шансы для них – вне зоны комфорта. Понять, что их глаза открыты, можно просто по тому, как они рассказывают о рынке – если они знают цифры, факты, что на этом рынке работает, а что нет, растет он или нет, какова стратегия конкурентов и заменителей, тогда уже неважно, что они фанатеют от своей идеи – они фанатеют над ней с открытыми глазами.
“Кодеры”. Это ребята, которые считают, что в них нужно инвестировать, потому что они умеют хорошо программировать. Ключевой признак, по которому вы должны почувствовать опасность, это когда они говорят, что им нужно еще полгода-год, чтобы добавить в свой прототип клевых фич и только потом выводить на рынок. Главная опасность здесь – это долгое откладывание релизов ради достижения совершенства и отсутствие мотивации к созданию бизнеса. Их не интересует рынок, деньги, бизнес или компания – они хотят создать отличный продукт, которым смогут гордиться. Как часть команды стартапа – это отличные ребята, но как вся команда стартапа – они имеют огромное количество шансов через год после писания кода узнать, что их продукт никому не нужен. Подкупают подобные команды техническим бекграундом, поскольку вполне возможно, что они действительно могут создать хороший продукт. Но это очень рисковые инвестиции, потому что узнать, есть ли у вас шанс, вы сможете только после того, как все деньги потрачены. Потому что на маркетинг они просто не оставят бюджета.
“Чистюли”. Это ребята, которые хотят получить инвестиции для найма персонала, который будет за них делать грязную работу. Они хотят нанять продажников, дизайнеров, маркетологов, которые будут что-то писать в блоги и приглашать кого-нибудь в группу вконтакте. Один из самых опасных типажей, поскольку это не предприниматели – это люди, которые подходят к созданию бизнеса как будто они наемные директора. Ключевой признак – когда на вопрос “а почему вы сами не начнете продавать для начала” они отвечают “я не профессиональный продажник” или “я не SMM специалист”. Если основатель стартапа не пройдет эти круги сам, то не факт, что он сможет выстроить этот процесс так, как он должен работать. Потому что на ранней стадии еще неизвестно – как именно надо продавать, что именно продавать и как продвигать. Инвестиции в подобный стартап обойдутся вам всегда дороже, чем инвестиции в команду, которая не боится “запачкать руки”.
“Фантазеры”. Это ребята, которые любят думать о стратегии и начинают что-то делать только получения инвестиций. Они покажут вам кучу планов, графиков и подробностей прекрасного будущего. Ключевой признак – на вопрос о том, что из этого может пойти не так и что они будут с этим делать, они говорят “мы все продумали, все будет так”. И вот тут большой вопрос. Когда что-нибудь пойдет не так, а что-нибудь обязательно пойдет не так, что они будут делать? Быстро учиться на своих ошибках или упорствовать в своей мегапродуманной стратегии? Предприниматели – это практики, а не фантазеры. Они знают, что они не все знают и готовы с этим работать.
“Многоножки”. Ключевым признаком команд “Многоножек” является отсутствие в команде хотя бы одного человека, который занимается только проектом и больше ничем. Если у каждого основателя стартапа есть еще работа, второй проект, третий проект и еще что-нибудь, то проекту не будет уделяться должного внимания и он будет вялотекущим. Что не очень хорошо для ваших инвестиций. Вас будут уверять, что они все будут успевать, что времени хватит и т.д., но хотя бы один человек должен ложиться спать, думая о проекте, и просыпаться, думая о проекте.
Итого, какие вопросы нужно задавать стартапу, чтобы понять, относится ли команда проекта к одному из вышеперечисленных типов?
Расскажите мне о рынке и ваших конкурентах
На что именно вам сейчас нужны деньги
Кто участвует в проекте и какую часть своей жизни вы ему посвящаете
Какие вы видите риски, что может пойти не так и что вы будете с этим делать
Важно не только то, ЧТО вам отвечают, но и то – как они это делают. Открытость, знание деталей и уверенная позиция без шапкозакидательства – это как раз то, что вам нужно.