Психические типы в бизнесе и политике

Психические типы в бизнесе и политике

Большинство успешных топ-менеджеров, руководителей и политиков высокого уровня согласно психологическим исследованиям имеют ярко выраженные черты характера, так называемые акцентуации. Знание минусов и плюсов акцентуаций может помочь в определенной ситуации сделать их своим козырем. Ведь нередко странности характера становятся базисом успешной карьеры.

Когда в российском парламенте шла дискуссия о принятии закона об обязательной психиатрической экспертизе народных избранников, атмосфера в Белом доме была накалена до предела. Побоялись принять такой закон и в Украине. И неспроста. Расхожее выражение о том, что нормальных людей не существует — не далеко от истины. В психиатрии понятие нормы и патологии размыты настолько, что известнейший русский психиатр П. Ганнушкин предпочитал пользоваться термином «так называемые здоровые люди».

В середине XX века немецкий психолог и психиатр Карл Леонгард ввел термин «акцентуированная личность». Акцентуация — это усиление степени выраженности черт характера, свойств темперамента. Акцентуированные личности занимают промежуточное положение между психопатическими личностями и «нормальными». После Леонгарда вопросом акцентуаций занимались многие психологи, и практически все они пришли к выводу, что «неакцентуированный» характер — эта золотая середина целого ряда качеств — в чистом виде практически не встречается. По статистике Института психиатрии РАН акцентуированных личностей, то есть тех, у кого черты характера ярко выражены, в любом обществе около 50%. Остальное количество разделяется между людьми с психопатиями, которых примерно 35%, и людей с психопатологиями — тяжелыми психическими заболеваниями (от 5 до 15%).

Творческое превосходство
Одна из 40 существующих типологий акцентуаций «сортирует» людей по тому, на каких больных они в той или иной мере похожи. В академической психологии известно 12 наиболее распространенных акцентуаций. А наиболее часто встречающиеся среди них: шизоидная, психастеническая, истероидная, параноидальная, эпилептоидная.

Среди акцентуаций есть типы мыслительные, творческие и волевые.

Волевая составляющая характера наиболее проявляется в параноидальной и эпилептоидной акцентуациях. Такие люди охотно идут во власть и добиваются на этом поприще немалого (потому что целеустремленность у них выше, чем у остальных). Они легко реализуют личностно-волевую составляющую властного характера, особенно важную при авторитарном правлении.

Шизоидная и психастеническая акцентуации относятся к мыслительному типу, а истероидная — к творческому. Связь творчества с особенностями характера пытались найти еще в древности. Платон считал творчество «бредом, даруемым нам богами». Итальянский невропатолог Ч. Ломброзо написал книгу «Гений и помешательство», в которой он на основе фактов о деятельности великих людей пытался доказать, что гениальность и помешательство, в сущности, совпадают. Американский психиатр Арнольд Людвиг в своей книге «Цена величия: разрешение спора о творчестве и безумии» приводит результаты своего десятилетнего исследования биографий 1004 выдающихся деятелей ХХ века. Основной вывод Людвига: «Всякая творческая личность имеет более или менее существенные отклонения в психике, а гениальным творцам такие отклонения присущи обязательно — они только помогают создавать шедевры». Таким образом, он признал в психических особенностях людей конструктивное начало.

В последнее время связь успешности с «выпирающими» чертами характера проводят и в бизнес-плоскости. Наука акмеология (греч. akme — «вершина, расцвет») изучает закономерности и технологии развития профессионализма и творчества, оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности. Совместные исследования компании «Психология и бизнес он-лайн» и кафедры акмеологии и психологии госслужбы Российской академии государственной службы показали, что определенные акцентуации могут привести бизнесмена к успеху, в то время как другие становятся причиной его «успешного» разорения.

Марина Лазоренко, консультант-психолог тренинговой компании Challenge Consulting, замечает, что в последнее время за консультациями часто стали обращаться крупные бизнесмены, сумевшие сделать капитал в начале 90-х годов и начинающие разоряться сейчас. Проведенное психологическое тестирование показало, что у большинства из них ярко выражены одни и те же черты характера. В то же время изучение процветающих в настоящее время крупных предпринимателей выявило, что и у них есть общие акцентуации, существенно отличающиеся от тех, которые были зафиксированы в первой группе. Просто одним социально-экономическим условиям более соответствовал один тип личности успешного бизнесмена, другим — другой.

Самой распространенной среди руководителей первой группы является акцентуация по шкале шизофрении (около 38%). В начале 90-х годов рывок в бизнесе сделали лица, которые вняли утверждению «можно все, что не запрещено». Сейчас же лица с внутренней референтностью достаточно часто попадают под сень правосудия, так как по своей природе они более предрасположены к нарушению законов, общепринятых норм поведения. Лица с такой акцентуацией могут быть относительно независимы от окружения, но тем самым нередко как бы выпадают из сложившейся системы взаимоотношений, становятся изгоями, козлами отпущения. Когда нормы закона уже определены, лица, способные вовремя уловить мнение сильного, подстроиться под него, имеют гораздо больше шансов на успех. Сейчас же особенно распространен параноидально акцентуированный тип руководителей.

Согласно статистике явно выраженную акцентуацию по шкале шизофрении имеет большинство выдвигающихся на депутатские должности лиц. Они часто выходят из коммерческих структур в тот момент, когда им нужно реализовать себя в новом амплуа, с новым уровнем ответственности, а их место занимают параноидально акцентуированные топ-менеджеры.

Хорошая осведомленность
В своей крайней степени параноики — патологические ревнивцы, сутяги, фанатики. В их характере часто проявляются упрямство, прямолинейность, стремление к лидерству и самоутверждению, вечная борьба с «врагами», излишняя подозрительность и террористические наклонности в отношении «врагов». Печальный пример такой личности — Отелло.

Параноидально акцентуированные личности можно встретить в различных военных и полувоенных структурах: МВД, армии и прочих силовых формированиях. Такие люди всегда настороже и, как следствие, всегда хорошо информированы. Основой профессиональной деятельности таких руководителей является стремление подвергать тщательной проверке любую полученную информацию. В борьбе за свои права параноидальный тип часто проявляет большую находчивость. Он очень умело отыскивает себе сторонников, убеждает всех в своей правоте, бескорыстности, справедливости и иной раз, даже вопреки здравому смыслу, выходит победителем в явно безнадежной для него ситуации именно благодаря своему упорству, мелочности и поразительной способности убеждать. Но и потерпев поражение, он не отчаивается и не унывает, не осознает, что не прав, наоборот, из неудач черпает силы для дальнейшей борьбы.

Некоторая доза паранойи полезна в бизнесе, ведь иногда излишняя доверчивость может только повредить. А руководитель службы безопасности крупного предприятия обязательно должен обладать изрядной долей параноидальной подозрительности, считает психолог консультационного центра по вопросам развития бизнеса «Авалон» Екатерина Вороненко. «Культивируйте в себе здоровую подозрительность в ситуации, когда вы не обладаете полной информацией, держите руку на пульсе событий, а врагов в поле зрения. С новыми партнерами параноиком быть нужно по определению».

Следует сказать, что все цари и правители, вступая на престол, рано ли поздно становятся параноиками, а если нет, их рано ли поздно свергают.

Параноидальная акцентуация: Разин, Пугачев, Махно, Котовский, Лютер, Аввакум, архимандрит Фотий, Троцкий, Пятаков, Сталин, Ельцин.

Менеджмент скандала

Проявления истероидности очень разнообразны. Истероидно акцентуированные личности экзальтированны и склонны устраивать публичные сцены, так как у них выражена ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе. Либо в виде восхищения, удивления, почитания, сочувствия, либо в виде негодования, ненависти окружающих в свой адрес. Им свойственны эксцентричность, театральность поведения, часто они имитируют поведение капризных детей.

Если такой человек не может стать лучшим среди других, он приложит все усилия, чтобы стать худшим, на которого будут спускать всех собак, но своей цели — всегда быть на виду — он добьется.

Кроме того, особо важна для истероида центральная роль, которую он играет всю жизнь: «умирающий лебедь», «звезда экрана», «крутой», «нищий», «непонятый художник», «страшный байкер», «суперженщина». Лидерство реализуется через личную привлекательность, артистизм и интуицию. У людей с данным типом акцентуации замечательно развито художественное и творческое мышление. Для них очень важен имидж: макияж, прическа, одежда, поведение. Они очень тонко ощущают, что чувствует в данный момент другой человек (так называемая эмпатия). В силу этого они могут быть великолепными работниками сферы услуг, так как интуитивно догадываются, что хочет получить от них клиент. Истероиды незаменимы при организации разного рода презентаций и приемов.

«Люди с ярко выраженной акцентуацией по шкале истерия часто превращают свой характер в профессию и немало преуспевают, — считает Екатерина Вороненко. — Такие люди часто идут в шоу-бизнес или политику. Их можно увидеть в рядах популистов или тех, кто любит публичные скандалы. Голодовки, драки, обливания соком входят в арсенал их средств. Иногда такие публичные выходки бывают заранее рассчитаны имиджмейкерами. Сейчас очень часто можно наблюдать, когда имидж политика или, что еще чаще, звезды, строится от обратного: политики идут на эпатажные выходки, артисты сами распространяют о себе невероятные слухи и, как следствие, добиваются желаемого. Менеджмент скандала — одна из самых сейчас популярных PR-технологий — позаимствована у людей с истероидной акцентуацией».

Истероидная акцентуация: Вертинский, Жириновский, Поплавский.

Главное — вовремя перестраховаться

Психастеники отличаются тревожно-мнительным характером, застенчивостью, малой инициативностью при высоко развитом чувстве долга, педантичностью. Они хорошо разбираются в людях, тонко чувствуют и подмечают различные психологические закономерности в поведении других. Но психастеники склонны к излишнему самоанализу, самоедству. Им свойственно, с одной стороны, тревожно-ипохондрическое переживание прошлого. С другой стороны, они постоянно тревожатся о будущем, о теоретически возможных неприятностях. Всякий пустяк заставляет их выстраивать неприятный ряд аналитических ассоциаций. Самым знаменитым психастеником в европейской культуре был, конечно, Гамлет, в уста которого вложен монолог, отражающий типичный строй мыслей психастеника — «Быть или не быть».

У психастеников легко возникают мучительные сомнения в правильности принятого решения, опасения, что взятые обязательства могут быть не выполнены. Самое сложное для них — принять решение. Но зато когда они выбирают из целого вороха различных вариантов один, он и оказывается наиболее оптимальным.

Е. Вороненко считает, что сильные стороны акцентуации по шкале психастении в том, что «переосмысливая старое, делая выводы, психастеники проникают в суть явлений. Причем, будучи начальниками, они станут доводить других до белого каления из наилучших побуждений. У «сомневающегося типа» есть немало и сильных сторон, которые могут проявиться и в профессии топ-менеджера. Эти личности — великолепные аналитики, исследователи и наблюдатели». На материально ответственные должности следует брать психастеников, потому что они не только никогда не совершат рискованного поступка, но и удержат от него своих подчиненных. То, что психастеники любят перестраховываться и осторожничать, обычно не тормозит их карьеру, а только помогает развиваться. Главный бухгалтер, например, просто по роду своей деятельности обязан многократно проверять всю документацию. А в сложных условиях украинского бизнеса лишний раз перестраховаться не помешает. Предприниматели с такой акцентуацией всегда имеют «запасной аэродром», никогда не кладут все яйца в одну корзину и часто оказываются правы.

Психастеническая акцентуация: Вицин, Баратынский, Чехов, Павлов, Моне, Белинский, Дарвин, Кириенко, Хакамада, Рыжков, Горбачев.

Вижу цель, не вижу препятствий

У людей эпилептоидного типа, как и у представителей параноидального типа, отмечается стремление властвовать, подчинять своей воле, поучать. Они до такой степени дисциплинированны и пунктуальны, что их педантичность часто раздражает окружающих. Но, одолжив такому человеку деньги, можно быть уверенным, что он их вернет в срок. Как правило, это хорошие аналитики, способные организаторы, умеющие самостоятельно принимать решения и имеющие свою точку зрения.

Эпилептоиды умеют ставить перед собой цели и достигать их. Кроме того, эпилептоид обладает способностью накапливать отрицательный эмоциональный заряд в любых обстоятельствах — и в хороших, и в плохих.

Они очень злопамятны, но в отличие от мнительных психастеников, которые ищут причину неудач в себе, эпилептоиды спешат обвинить во всем окружающих и отомстить им. Месть эпилептоида всегда неотвратима. И те из них, кто умеет направить это чувство в нужное русло, побеждают во многих ситуациях, а их месть является очень конструктивной. В книге Валерии Новодворской «Конструктивная месть», которая может быть манифестом данной акцентуации, говорится о том, как важно уметь побеждать, несмотря ни на что. А основной лейтмотив книги — «Горе побежденным!» (Vae victis!).

Без определенной доли эпилептоидности нельзя стать ни олимпийским чемпионом, ни доктором наук. Умение ставить перед собой цели «на вырост» и планомерно их осуществлять — очень важно и в бизнесе. По мнению Екатерины Вороненко, «выбор профессии эпилептоидом определяется четкостью распорядка рабочего дня. Это хорошие спортсмены, чиновники, юристы, военные».

Эпилептоидная акцентуация: Гитлер, Роден, Неизвестный, Лебедь, Черномырдин, Зюганов, Лужков.

Скромное обаяние шизофрении

Люди с ярко выраженной шизофренической акцентуацией все время соскальзывают с рельсов логики, приходят к цели какими-то извилистыми путями. Но кто сказал, что это всегда плохо? Среди шизоидно акцентуированных людей много талантливых инженеров, ученых, особенно математиков. Некоторая доза «расщепления» — прекрасный и необходимый пособник творчества.

Российский психолог Ганнушкин высказал такую интересную мысль: «Несогласие с очевидностью редко смущает шизоида. Он без смущения называет черное белым, если того требует его схема». Например, известный философ Гегель, будучи по акцентуации шизоидом, ответил на критику, что его теории не сходятся с действительностью, так: «Тем хуже для действительности».

Герберт Боулинг, автор книги «Искусство менеджмента», дает благоприятный прогноз для шизоидного типа личностей на руководящей работе, так как «благодаря тому, что шизоид стремится трансформировать реальность согласно своим интересам, это — человек власти». Шизоид — прирожденный руководитель. У него замечательные организаторские способности, он умеет подчинять людей, обвораживать, манипулировать ими. Он целеустремлен и очень скрытен. Такой тип обладает развитым ассоциативным мышлением, благодаря чему на фирме шизоид — генератор идей. Подобные люди умеют придумывать нестандартные схемы, что особенно важно в условиях конкуренции.

Шизоидная акцентуация: Дали, Шнитке, Хлебников, Ньютон, Гегель, Робеспьер, Фуше, Бухарин.

Где тонко, там и рвется
Не вредит ли психическому здоровью использование гипертрофированных черт личности, и не получится ли так, что, развивая их, человек «скатится» в болезнь? При условии того, что человек осознает свои психологические особенности, такого случиться не должно.

Представьте себе ось, на которой изображена интенсивность проявлений характеров. Тогда на ней обозначатся следующие три зоны:

зона абсолютно «нормальных» характеров (ни одна из акцентуаций не выражена больше остальных);
зона акцентуаций (выраженных характеров);
зона психопатии (сильных отклонений характеров).
Первая и вторая зоны относятся к норме, третья — к патологии характера, но не болезни.

Психические отклонения обычно развиваются по принципу «где тонко, там и рвется». Акцентуации же, наоборот, относятся к сильным психологическим функциям человека, а их не только можно, но и нужно эксплуатировать.

По словам Марины Лазоренко, обладание ярко выраженными чертами характера выгодно отличает их владельцев от остальных: «Я встречала людей, у которых нет ярко выраженной склонности к какому-либо психотипу. Это серые личности, которым можно только посочувствовать. Наибольшего успеха в жизни добиваются личности акцентуированные, то есть обладающие ярко выраженной склонностью к определенным видам деятельности. Нужно как можно раньше определить сильные стороны человека и развивать их. Тем же, кого природа не наградила яркими особенностями характера, данную особенность нужно придумать».

Вместе с тем использование качеств, не свойственных личности, ведет к перегрузкам, а потом к стрессам и заболеваниям, чревато мучительным ощущением собственной ненужности, депрессией. Например, для лиц с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они сложно приживаются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подходит истероиду). Им не следует поручать, например, роль организатора нового дела, ведь это потребует установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения.

Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но если в результате деловой незрелости теряет позиции — для него это ситуация дискомфорта и даже стресса. И наоборот, оставить в покое шизоида или психастеника можно, а иногда даже и нужно, ведь представители этих типов не переносят, когда им «лезут в душу».