Страх сойти с ума. Что отличает сумасшедшего от здравомыслящего?
Они живут среди нас, ходят по улицам в нелепой одежде, смотрят вокруг отсутствующим взглядом… Иногда они бывают агрессивны, чаще – безобидны и беззащитны, они не знают, зачем нужно куда-то спешить и как обращаться с деньгами, не задумываются о завтрашнем дне, не беспокоятся о глобальном потеплении и мировом кризисе… У них своя, не доступная нам логика. Они – это те, кого мы называем сумасшедшими.
Мы, погруженные в свои мысли и всегда куда-то спешащие, стараемся их не замечать, а если случайно наткнемся на них взглядом, торопливо отводим глаза. И не задумываемся, насколько тонка та грань, которая отделяет сумасшедшего от здравомыслящего человека.
Но среди прочих страхов где-то в глубине подсознания у нас таится страх сойти с ума.
Сойти с ума можно по разным причинам, но все они, по сути, сводятся к одной. Человек получает из внешнего мира информацию, к восприятию которой он не готов. Так, мать не в силах осознать смерти ребенка, женщина не может простить измены мужа, человек стал свидетелем катастрофы – и ум не выдерживает, отказывается переработать полученную информацию, сбегает от всего того, что ему открылось.
Сумасшествие начинается со странных идей. Человек становится мнительным, часто неправильно интерпретирует слова и поступки окружающих, как будто все вокруг являются участниками заговора против него. Как хороший актер, он скрывает от других свои мысли, боясь, что его сочтут сошедшим с ума.
Одним из критериев лишения ума считается несоответствие нормам, нравам и морали общества. Но это основное условие для творческих и гениальных людей. Мы еще долго жили бы при свечах, если бы современники посчитали сумасшедшим Эдисона и закрыли его в психушке. Ученый отказывался признавать день и ночь и жил, подчиняясь своим биологическим ритмам. Он спал днем, когда уставал, в своем кабинете под столом.
И сумасшедшим, и великим людям свойственна преувеличенная чувствительность характера и временная амнезия. Они ни в чем не знают умеренности, страдают от рассеянности, многие из них злоупотребляют алкоголем. По мнению психиатров, между сумасшедшими во время припадка и гениями, создающими свои произведения, существует полное сходство.
Моцарт, например, страдал манией преследования и был уверен, что его хотят отравить. А английский писатель Гаррингтон воображал, будто мысли у него изо рта вылетают в виде пчел, и разгонял их веником. Французский баснописец Лафонтен метался часами по улицам и под удивленные взгляды прохожих жестикулировал, топал ногами и во весь голос выкрикивал рождающиеся строки.
Гениальный Ван Гог, отрезавший себе левое ухо и написавший в таком виде автопортрет, покончил жизнь самоубийством в 37 лет. Уже после его смерти публиковали 150 медицинских диагнозов, которые были поставлены ему при жизни. Среди них эпилепсия, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, опухоль мозга и даже отравление наперстянкой, которой его лечили от психических заболеваний.
Наукой мало изучен переход из пограничного состояния к психической болезни, зато такой диагноз, как слабоумие, известен ей хорошо. Человек перестает мыслить адекватно, забывает то, что было вчера, обвиняет всех в своих проблемах и бедах. Обычно это присуще старикам, но все чаще происходит с теми, кто в более раннем возрасте свел к нулю свою мыслительную деятельность, ограничившись чтением телепрограммы и обсуждением личной жизни своих соседей.
Молодые девушки легко перечислят всех детей и любовников знаменитостей, в подробностях опишут их наряды, но с трудом вспомнят таблицу умножения. Женщины среднего возраста на полном серьезе ведут в социальных сетях Интернета идеологические войны, пытаясь что-то кому-то доказать, но после окончания института не прочитали ни одной книги для профессионального роста. Мужчины, вместо того чтобы создать семью, создают во Всемирной паутине различные анклавы и ордены для избранных, но сами при этом живут в кредит и ездят в общественном транспорте.
Сойти с ума довольно сложно без причины, но чаще всего причина находится не там, где ее ищут. Нет такого ума, который бы сам по себе взял да ушел. Бывает лишь ум, который вдруг стал не нужен.
Автор — Яна Катис