Какая жизнь у ослеплённого гордыней?
Сказки бабушки Солы.
Познакомимся с этой девушкой? Хотя она вряд ли захочет с нами общаться. Её имя Вэнити (тщеславие). И она занята только собой. Её главное занятие — самолюбование. Она гордится своей изящной, тонкой фигуркой, загаром, безупречным юным лицом, причёской от лучшего мастера, умом, маникюром, роскошным платьем и, наверное, машиной, домом и драгоценностями. Она любит смотреться в зеркало и не глядит по сторонам. Всё, что её окружает, она презирает, считая недостойным внимания. Её самолюбие гипертрофировано. Её любимое слово — «я».
В детстве Вэнити обзывали зазнайкой и воображалой. В юности она подавляла всех ничем не обоснованной самоуверенностью и высокомерием. Кроме себя, она никого никогда не любила и не полюбит, потому что сердце её с годами становится всё холоднее. Вэнити оценивает мужчин по степени их важности и значимости в обществе. Она презирает бедных, слабых, старых и неудачливых. Её родители загнаны в угол её эгоизмом и презрением к их простой жизни. Помощи от неё им не видать. Если бы её знал поэт А.К.Толстой, он бы написал о ней стих:
Ходит Спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь…
…Пузо-то её всё в жемчуге,
Сзади-то у неё раззолочено.
…А и зашла бы Спесь к отцу к матери,
Да ворота не крашены!
Вэнити самонадеянна в спорах, считая себя умнее и образованнее других. Вежливость ей неизвестна. Она — хамка, унижающая близких людей и обижающая словом и поведением дальних. Если ей приходится делать доброе дело, она делает это неискренне, вынужденно, но устраивает пышную презентацию своего деяния. Её амбиции — не имеют границ. Её тяга к славе — фанатична: нет человека тщеславнее её, ведь она — Вэнити! Она идёт по головам в достижении своих целей. Когда же почивает на лаврах, внутри неё разливается самодовольство. Во всём она хочет быть лучшей, и всем, везде и всегда напоминает о своём превосходстве: её гонор оскорбителен для окружающих.
Если бы она была аристократкой, то гордилась бы родословной и честью древнего рода и слыла высокомерной и надменной гордячкой. Её любимыми животными были бы царь зверей Лев и Орёл, царь птиц. Но чести у неё нет: она из племени нуворишей. Она — сноб до мозга костей, свято верящая, что принадлежит к касте небожителей. Её любимая птица — павлин, глупый петух, украшенный самыми красивыми в мире перьями. Павлин горделиво распускает хвост и орёт голосом, похожем на крики грешников в Аду.
Крики павлина не заглушают шум атласного платья, окрашенного в один из цветов Ада — лиловый. А её креативная причёска с двумя рогами? Автор идеи — не тот ли, кто, будучи правой рукой Господа, был низвергнут в преисподнюю за чудовищную гордыню и уподобление себя Богу? Недаром пейзаж за спиной Вэнити напоминает земли на границе Ада — иссушенные и безлюдные, мёртвые, озарённые холодной одинокой луной.
Прошлое Вэнити неспокойно. От неё требовали покорности и подчинения. От неё требовали благодарить Бога за всё, что он ей дал, объясняя, что не её заслуга — красивая фигура и дивное лицо, разум и твёрдый характер. Грех её объявили самым тяжким и им возглавили список семи смертных грехов. Будущее Вэнити трагично: отчуждение от людей, угасание скованного одним помыслом разума, медленное умирание души, глухое одиночество и самоубийство, как высшее проявление гордыни. Ибо самоубийство — суд над собой, а судить человека может только Бог, а не сама Вэнити.
Всё было бы лучше, если бы помыслы Вэнити не попирали нормы, установленные людьми. Если бы самодовольство она заменила чувством собственного достоинства. Если бы самовлюблённость превратилась у неё в самоуважение, проявляющееся в уважении к тем, кто её окружает. Если бы она могла гордиться своими близкими. Не гляделась бы наша Вэнити днями в зеркало, а работала и достигала высот в каком-нибудь деле: у неё был бы реальный повод гордиться собой. И никто не упрекнул бы её в гордости за страну, в которой она живёт.
«Мораль сей басни такова»: гордость гордости — рознь. Гордыня, основанная на преходящих ценностях — молодости, красоте, богатстве, власти — по меньшей мере глупа. Противопоставление себя, как более достойного (чего? Коронования?) другим людям, менее достойным, отталкивает людей от гордеца. Подсознательно он понимает, что не вписывается в нормы, но одержимый гордостью, всё больше утрирует своё поведение, закрываясь им, как щитом от «непонимающих его исключительности».
Человек же, который стал хорошим специалистом, сделал открытие, написал музыку, пережившую годы, даже сшил прекрасное лоскутное одеяло, может с полным правом гордиться итогом своих трудов. Но не талантом (это уже — гордыня). И как не гордиться результатом тяжёлого многолетнего труда — хорошо воспитанным, умным и красивым ребёнком!
Пусть не встретится вам на дороге жизни девушка по имени Вэнити. Гордитесь тем, что сделали вы сами, а не ваши родители, природа, везение и Господь Бог.
Автор — Надежда Рубцова