Соционический словарь
Соционика, возникшая на базе юнговской типологии, вобрала в себя часть ее терминологии, очень специфичной и неизвестной многим читателям. Поэтому, некоторые термины даны в юнговской интерпретации.
Будучи достаточно новым научным направлени-ем, соционика, наработавшая большой объем практической и теорети-ческой информации, вынуждена была вводить новые термины, также требующие объяснения.
Подобно тому как некоторые юнговские тер-мины, сходные по названиям с терминами других психологических и философских школ, имеют совсем иное толкование(в частности, у Фрейда, Адлера, Айзенка), — термины соционики, имеющие свои сло-весные аналоги в других научных направлениях, характеризуют также иные качества. Это касается таких, например, общих понятий как этика, логика, экстраверсия, интроверсия, рациональность, ирраци-ональность, интуиция и сенсорика.
Акцент характера — выделение в структуре типа личности относительно усиленного (акцентированного) элемента энергоинформационного обмена, влияющего на поведение данного типа личности и его отношения с другими. Отличается от акцентуации характера К. Леонгарда тем, что не подразумевает пограничных состояний между здоровой психикой и ее отклонениями от нормы, а присущ всем психически нормальным людям как определенный комплекс тех или иных черт характера.
Акцентуации характера — понятие, введенное К.Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера, дающих предрасположенность к психопатиям.
Альтруистические эмоции — (от лат. alter — другой), нравственный принцип поведения, означающий способность жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого.
Аналитическая психология — система взглядов швейцарского психолога и философа К.Г.Юнга, давшего ей это имя с целью отграничить ее от другого направления — психоанализа З.Фрейда.
Андрогин — (от лат. andros — мужской, gynes — женский) — понятие, обозначающее мифических существ или людей, сочетающих в себе как мужские, так и традиционно женские качества. Данный термин используется в связи с понятием дуальности.
Базисные признаки Юнга — психические свойства или функции сознания, выделенные К.Г.Юнгом в человеческой психике и вошедшие в основу его теории психологических типов. К ним относятся: экстраверсия, интроверсия, мышление (логика), чувствование (этика), ощущение (сенсорика), интуиция, рациональность и иррациональность. (В скобках даны аналоги юнговских признаков, предложенные А.Аугустинавичюте и используемые в соционической терминологии).
Варианты типа личности— разновидности типных, а точнее — подтипных проявлений, влияющие на психологические свойства данного типа и проявляющиеся в его поведенческих реакциях. В данной книге рассматривается два основных варианта типа (подтипы) и восемь дополнительных (акценты типа).
Гедонистические эмоции — (от греч. hedone — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение, как высшее благо и критерий поведения со сводящимися к этому моральными требованиями.
Глорические эмоции — (от лат. gloria — слава, ореол, украшение, оптическое явление в атмосфере в виде цветных колец,). Люди, которым присущ этот тип эмоций, получают наслаждение, если производят необычное впечатление на окружающих.
Гностические эмоции — (от греч. gnostikos — познавательный), чувства, связанные с познавательными, мыслительными процессами, анализом фактов и явлений, объясняющим и упорядочивающим представления о них.
Диагностика типа — (греч. diagnosis.- распознание) выяснение и описание индивидуально-психологических особенностей личности или групп людей с целью оценки их состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций.
Дуальность (от лат. dualis — двойственный) — понятие, введенное литовской ученой А.Аугустинавичюте. Обозначает взаимодействие двух типов личности, противоположных по своим психологическим признакам и одновременно дополняющих друг друга по энергоинформационным аспектам.
Информационный обмен — прием, обработка и выдача информации в модели типа личности по определенным правилам, установленным А.Аугустинавичюте на базе общих выводов К.Юнга, дополненных собственными исследованиями.Информационный обмен обуславливает функционирование типа личности как информационной системы, взаимодействующей с внешней средой и другими типами личности.
Интертипные отношения — отношения между типами личности, обусловленные особенностями информационного обмена между ними.
Интроверсия (от лат. intro — внутрь) — преимущественная направленность личности на явления своего собственного мира.
Интуиция (от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — способ восприятия окружающего мира без конкретных путей и условий получения информации; способ непосредственного получения информации о скрытых возможностях, заложенных в человеке, вещи, процессе с помощью догадки (озарения); предвидение скрытых возможностей и тенденций развития ситуации, не имевшей аналогов ни в своем, ни в чужом личном опыте.
Иррациональность — способ мышления и поведения, отличающийся цикличностью (спады и подъемы), импульсивностью, адаптированностью к изменениям внешнего мира и целостным, динамичным его восприятием без стабильных оценочных установок.
Квадра — группа людей, состоящая из четырех типов личности, объединенных сходными жизненными ценностями вследствие наличия у них в ведущих позициях их моделей типа личности тождественных (похожих) либо дополняющих элементов информобмена, вследствие чего они ориентированы на выполнение определенных социальных миссий.
Коммуникативные эмоции — (от лат. communis — общий), отсюда коммуникация — общение. Это эмоции, возникающие в результате общения.
Логика — способ мышления или рассуждения, устанавливающий необходимую связь явлений объективного мира; метод оценки связей, свойств и отношений объектов, основанный не на личном восприятии, а на системе формально принятых норм и критериев.
Миражные отношения — (от слова — мираж, видение), отношения, при которых партнер вначале воспринимается как дополняющий тип личности, но потом оказывается, что он дополняет не по всем аспектам и делает это не тем способом, который от него ожидают. Разочарование в таком партнере не всегда возможно, так как по многим аспектам он приближается к неуловимому идеалу.
Модель типа личности (по А.Аугустинавичюте) — система функционирования типа личности как энергоинформационной структуры на различных уровнях проявления: физическом, психологическом, социальном и интеллектуальном, позволяющая прогнозировать особенности интертипных отношений; модель типа личности, построенная с помощью восьми соционических элементов информобмена.
Позиция модели типа личности — стабильно закрепленное место, в котором расположен тот или иной элемент информационного обмена, выполняющий определенную функцию в системе информобмена в модели типа личности с окружающей средой (например, в программной позиции соционической модели у разных типов личности находятся разные элементы информобмена, но любой из них в этой позиции выполняет программную функцию соответствующим способом).
Праксические эмоции — (от др.-греч. Praksiteles — имя афинского скульптора, представителя поздней классики, очень продуктивного в работе и точно передававшего форму). Это эмоции, вызываемые движением к полезной цели, при условии соблюдения ее правильной организации и формы.
Проективные тесты — методы изучения и оценки состояния личности, основанные на образном восприятии человека, когда испытуемый не может выразить свою мысль прямо, как это делается при письменном или вербальном (словесном) тестировании. Например: ассоциативные тесты, рисунки, пятна, незаконченные предложения и т.п.
Психоформа поведения — психическая форма поведения людей, отличающаяся определенными поведенческими стереотипами (установками).
Рациональность — (от лат. rationalis — разумный) — способ мышления и поведения, отличающийся последовательностью, устойчивостью, негибкостью, инерционностью, слабой адаптацией к внешним и внутренним изменениям и оценочным, аналитическим мировосприятием, формирующим стабильные жизненые установки.
Романтические эмоции — (от франц. romantique — странное, живописное, фантастичное). Отсюда романтизм — тип художественного творчества, противоположный реализму. В его основе лежит не воспроизведение действительности, а ее активное пересоздание, воплощение идеала в жизнь. Такому типу творчества присуще тяготение к условному, символичному, к фантастике и гротеску. Это эмоции, связанные с постижением таинственной сути явлений.
Сенсорика — (от лат. sensus — ощущаю) — способ восприятия, окружающего мира непосредственно через органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) без их предварительной логической или эмоциональной оценки; ориентация на конкретику и точность воспринимаемой информации, не оставляющие места для домыслов и догадок — на жизненный опыт, реалистичность, практичность, здравый смысл.
Социотип — производный от термина тип личности, интегральный тип личности, проявленной в обществе определенным образом благодаря той или иной системе предпочтений, обуславливающей способ восприятия, обработки и выдачи информации; совокупность устойчивых качеств (признаков), характерных для группы людей с похожими психическими установками, определяющими их тип мировосприятия).
Тип личности (от греч. typos — отпечаток, форма, образец) -категория людей, имеющих одинаковые особенности приема, обработки и выдачи информации благодаря схожим психическим признакам (в данной книге имеются в виду признаки Юнга: логика, этика и т.д.).
Тождественные отношения — отношения людей с одинаковым типом личности.
Функция соционическая — понятие, введенное А.Аугустинавичюте и обозначающее способ приема, обработки и выдачи информции. Соционическая функция образована путем разделения каждой из четырех базисных юнговских функций на два аспекта с разными установками — экстравертной и интровертной.
Элемент информационного обмена (метаболизма) — понятие, введенное А.Аугустинавичюте — элемент модели личности, являющийся составной частью ее информационного обмена (логика соотношений, деловая логика и т.п.). Расположенные в разных позициях и выполняющие разные функции, элементы информационного метаболизма формируют определенные типы личности с их способностями и проблемными сторонами; их взаимодействие с ЭИМ другого типа личности обуславливает интертипные отношения.
Эмпатия — (от греч. empatheia), сопереживание, проникновение в чувства и переживания другого человека, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой.
Эстетические эмоции — (от греч. aisthetikos — чувствующий), здесь подразумевается — интуитивно чувствующий. Это — эмоции, связанные с восприятием и пониманием прекрасного в действительности, наслаждение эстетическим творчеством человека.
Авторы — Валентина Мегедь и Анатолий Овчаров