Неценностные функции

Неценностные функции

В «популярной соционике» очень большое значение придается неценностным функциям. Однако в действительности, с точки зрения информационного метаболизма, они несут чисто вспомогательную роль, и уж тем более едва ли стоит пытаться определять тип человека по ним, чем часто пытаются заниматься активисты «популярной соционики», пытаясь обнаружить «Болевую» функцию в первую очередь. Опишем эти функции подробнее, чтобы было понятно, о чем идет речь.

— 1 функция — Плохо (Ограничительная, 7)
Данная функция находится в сфере наиболее сильно вытесненных ценностей человека, при этом он вполне в состоянии и в силах работать по ней, но чаще всего или не хочет, или вообще не замечает попадающий на нее аспект, игнорирует. Человек чаще предпочитает критиковать других по ней, чем предпринимать какие-то реальные действия. Информация по ней воспринимается человеком как объективное зло. Это происходит из-за того, что сознание человека «живет» на первой функции и вторгается на смежную неценностную  территорию, пытается подменять существующий там аспект. Если там находится субъектный аспект, то человек игнорирует аналогичный объектный и наоборот. Это и определяет столь сильный контраст между интровертными и экстравертными типами. В то же время на уровне подсознания данная функция может влиять на человека очень сильно, когда бессознательное врывается в сферу деятельности человека. Он не осознает, что огромный пласт информации попросту выбрасывает из своей жизни, а вся скопившаяся здесь информация оседает в бессознательном и затем может влиять на его поведение. Потенциально все это чревато внутренним конфликтом сознательного и бессознательного в человеке, об этом также не нужно забывать. Данная функция срабатывает, когда человек чувствует давление на себя и вынужден защищаться, человек постоянно следит за всеми излишкам информации по ней. Функция является своеобразным Альтер эго человека, его теневой стороной.

— 2 функция — Не надо (Фоновая, 8)
Приходящиеся на эту функцию аспекты все же учитываются иногда и воспринимаются как нечто все же необходимое в каких-то редких случаях. Я бы назвал ее еще как «не желательно». Для человека существуют определенные шаблоны и нормативы, которых он просто придерживается, что требует от него каких-то усилий. Нарушители этих норм также его раздражают. Человек не любит заострять внимание на ней, при этом проявляет себя по ней человек очень консервативно, не творчески, стереотипно, хоть и может многое, если очень захочет. Эта функция является чем-то вроде сводом правил и норм на крайний случай, в остальное время она «спит».

-1 и -2 функции реализуются крайне редко и консервативно, если вообще реализуются, поскольку относятся к сфере наиболее сильно вытесненных из сознания ценностей. Но они являются сильными, так что в случае

необходимости работы по ним, могут достаточно хорошо включаться в работу, что бывает очень не часто.

— 3  функция — Решения (Болевая, 4)
Эта функция также не входит в сферу ценностей человека, поэтому человек тоже не любит по ней работать,  но приходится. Он старается всячески по ней перестраховываться, делать что-то на автомате, чтобы включать «на полную» ее не приходилось. Работа по ней позволяет решить стоящие перед человеком проблемы, которые его волнуют и беспокоят, относящиеся к третьей функции («Проблемы»). Но в то же время, поскольку функция находится в сфере минус ценностей, то и работа по ней очень болезненна, она вынуждает человека вторгаться на враждебную ему территорию. Это может проявляться еще тогда, когда происходит что-то неожиданное по ней. Как правило, у каждого человека заготовлен целый арсенал средств на случай всех этих неожиданностей, так как «пробитие» ее означает выход к рубежам функции «Самооценки»,  являющейся центральным звеном процесса информационного метаболизма. Все эти средства носят характер лекарств, защиты, то есть чего-то, чем можно погасить очаг проблемы и все. Чем больше их запасено на все случаи жизни, тем безопаснее. То есть она наиболее значима из всех неценностных функций человека, по этой причине сознательно он не станет так уж откровенно игнорировать приходящийся на нее аспект, скорее просто попытается что-то подметить для себя «на всякий пожарный» и потом использовать тогда, когда он может возникнуть. Это что-то вроде запасенной  «подстеленной соломки» на случай падения, хотя самого падения может и не быть никогда.

— 4  функция — Не хочу, Боюсь (Ролевая, 3)
Это зона страхов человека, общение на них человеку не нравится. Это связано с тем, что человек хочет именно получать аспект, приходящийся на четвертую функцию, извне, тем самым он неосознанно избегает находящийся на смежной территории минус четвертой функции, так как это может как-то негативно повлиять на дальнейшую поставку необходимого «продукта». По этой причине человек не хочет по ней работать вообще, если у него все в порядке. В то же время, иногда она все же включается в незнакомых и сложных с социальной точки зрения ситуациях, например, когда нужно наладить контакт с кем-то. Тогда он начинает действовать очень шаблонно, стандартно, не творчески. Отклонение от шаблонов и нормативов по ней в таких ситуациях может вызывать в нем раздражение, неприятие, осуждение. Мы рассмотрим уже в следующей главе, почему именно иногда активная работа по ней все же происходит.

-3 и -4 функции слабые и также реализуются редко, но все же человек иногда вынужден по ним работать,

что вынуждает его иногда обращать на них свое внимание. Если по ним идет работа, то она тоже производится не творчески и консервативно.

Неценностные аспекты несут важность с точки зрения бессознательной сферы психики человека, так как чего мы избегаем, игнорируем и боимся, того неосознанно хотим в глубине души. В принципе можно эти ценности уподобить такому понятию как «запретный плод». Сам человек считает, что это «плохо» и тем самым создает в себе культ, который может неосознанно его самого и притягивать. Когда бессознательное врывается в сознание человека, то именно он может начать иметь над ним власть.

Раз уж мы взялись проследить процесс информационного метаболизма на примере ЛСИ, то рассмотрим на его же примере возможный характер проявления этих функций.

-1 функция — объектная логика, ЛСИ часто может попросту игнорировать факты и объективные обстоятельства внешнего мира, вместо этого «живя» своими логическими умозаключениями, что иногда чревато последствиями (а иногда это дает ему и дополнительные преимущества, особенно если факты, на которых «живет» большинство не состоятельны).

-2 функция — субъектная сенсорика, ЛСИ конечно не против иногда позволить себе радости сенсорной жизни из разряда «вкусной еды», но это не является для него каким-либо существенным стимулом.

-3 функция — объектная интуиция, ЛСИ часто имеет арсенал средств на случай, если во внешнем мире начнут происходить какие-то неожиданные события, которые ему нежелательны и теоретически могут повредить его внутренней гармонии, идеям, внутренней непротиворечивости с самим собой. Если же все «уже хорошо», то чаще всего все смелые решения, несущие какие-то новые возможности попросту отметаются, так как нарушение внешней целостности ситуации может повлечь и внутренний дискфомрот, а это означает пробой ключевой функции человека — функции самооценки. Но если проблемы все же назревают, то ЛСИ включает свой арсенал проверенных средств. Новые внедряются с особой опаской, ведь они  могут принести неожиданный исход, влекущий внутренний конфликт. Чисто внешне это проявляется как непонятный большинству консерватизм, но зато все заранее известно. Пусть какое-то решение проблемы будет не самым эффективным и оптимальным, но зато это «верняк» и потому внутреннее спокойствие не может быть разрушено, именно такими «верняками» ЛСИ и запасается для решения проблем. Восстановление целостности внешней ситуации происходит не всегда самыми эффективными

средствами, но зато всегда «наверняка», тем самым происходит решение проблем, которые потенциально могут угрожать функции самооценки.

-4 функция – субъектная этика. ЛСИ часто стесняется высказывать свое отношение к кому-то или чему-то, так как это попадает ему в зону страхов. Особенно если это ему не нравится. Скорее он предпочтет «замять» проблему до тех пор, пока она не назреет уж окончательно, тогда и высказать свое отношение будет не так проблематично, поскольку «проблема назрела». Свои симпатии высказывать для них — тоже дело очень болезненное, только если без этого совсем никак нельзя обойтись как в «личных делах».

Автор — Голихов Дмитрий

Источник — "Инструментальная соционика"