Аспекты в ценностных функциях

Аспекты в ценностных функциях

В зависимости от попадания определенного аспекта в определенную ценностную функцию — мы

получаем 16 соционических типов. Если первая функция объектная, то вторая – субъектная и наоборот. Это обеспечивает выживаемость человека как вида. В противном случае он бы либо растворился во внешней среде, не имея внутреннего содержания, либо, наоборот, заперся в собственной субъективной реальности в ущерб внешней. Оба случая означают нежизнеспособность. Первые две функции – основные, третья и четвертая – вспомогательные. У каждого типа логика, этика, сенсорика и интуиция укладываются как раз по всем четырем ценностным функциям: половина — объектные, половина – субъектные (первая с третьей, а вторая – с четвертой). Таким образом, можно сказать, что все люди в какой-то степени логики, этики, сенсорики и интуиты. Но наиболее ярко в нем выражены первая и вторая функции. Первая – как способ существования, а вторая – как способ реализации. Именно поэтому каждый тип называется по первым двум функциям (а также типу – интроветному или экстравертному по первой функции). Есть у него и другое название – в качестве знаменитого ориентировочного представителя этого типа. Четыре типа, чьи ценностные аспекты совпадают, образуют квадру. Всего их четыре:

Квадра Альфа: Интуитивно-Логический Экстраверт (Дон-Кихот), Логико-Интуитивный Интроверт (Робеспьер), Сеносорно-Этический Интроверт (Дюма) и Этико-Сенсорный Экстраверт (Гюго).     

Квадра Бета: Сенсорно-Логический Экстраверт (Жуков), Логико-Сенсорный Интроверт (Максим Горький), Интуитивно-Этический Интроверт (Есенин) и Этико-Интуитивный Экстраверт (Гамлет).    

Квадра Гамма: Интуитивно-Логический Интроверт (Бальзак), Логико-Интуитивный Экстраверт (Джек Лондон), Сеносорно-Этический Экстраверт (Наполеон) и Этико-Сенсорный Интроверт (Драйзер). 

 Квадра Дельта: Сенсорно-Логический Интроверт (Жан Габен), Логико-Сенсорный Экстраверт (Штирлиц), Интуитивно-Этический Экстраверт (Гексли) и Этико-Интуитивный Интроверт (Достоевский).    

Ниже мы укажем, какие аспекты находятся в каком сочетании ценностных функций и что они означают на деле, а вы уже можете начать узнавать в этом себя или каких-то своих знакомых: 

Объектная логика

1 функция (Штирлиц, Джек Лондон) – Очень самоуверен в имеющихся у него знаниях, живет по внешним правилам: «распорядку», «уставу», придуманным им самим, навязывает всем свое видения «порядка вещей» во внешней ситуации и консервативен в этом видении: кто что должен делать и т.п. Все вещи должны стоять на своих местах, перемещение их вызывает у него желание поставить их на место. Очень сильно понятие «моя территория», «хозяин», устраивающие беспорядок на ней люди вызывают раздражение, «всяк сверчок знай свой шесток». Существующий порядок вещей неизменен, если спросить, почему надо делать именно так, а не иначе – то отвечает что-то вроде «так надо», без объяснения причины. Словно бы живут тем, что делают в окружающем пространстве руками, поэтому перемены в этом воспринимают как попытку изменить их самих. Единожды выучив определенное правило – следуют ему всю жизнь (2*2=4). Существующий старый порядок должен быть неизменен, если ему на смену приходит новый – то он уже плохой. Наведение порядка на своем месте несет статус самоутверждения. Хорошо разбирается в правилах чего-либо: чтобы что-то сделать – как, и в каком порядке нужно действовать, куда обращаться, с какими документами. Умеет собрать и разобрать что-либо, самоуверен в этом, может часами возиться с паяльником, деталями, разбираться в сложных механизмах. Если в моем мире есть стабильные и неизменные правила, порядок – то я живу. Если их нет – то нет и меня. На своей территории всегда чувствуют себя главными, не терпят возражений. Если понятие территории у него более широко очерчено – то может распространять это понятие на всех, кто на ней находится. Для них дом – это неприступная крепость. Если им что-то объяснять, чтобы они поняли – то рано или поздно они скажут «понятно» и прервут вас, так как вникать до уровня понимания они не стремятся. Их интересуют факты объективной реальности – а их понимать не нужно, чаще надо просто запоминать, учить, сопоставлять, внедрять.  Например: как собрать и разобрать пылесос – не нужно понимать, надо просто запомнить, что куда вставляется. Если факты его объективной картины миры меняются – то у него это вызывает раздражение, ему нужно время, чтобы перестроить ее. Главный критерий деятельности – объективная польза, которую можно получить. Жить вместе с таким человеком на одной территории можно только по его правилам, а иногда он их стремится распространить и на чужие близлежащие территории, так как расширение их границ видится полезным делом с точки зрения того, что человек этим живет и значит он «существует» в еще большей степени. По крайней мере, прийти куда-то в чужое место и начать говорить, кто что должен делать – достаточно типично для него. Общаясь с ними – не покидает ощущение, что он всегда в образе начальника, любит командовать, даже если его никто не уполномочивал на это: «бери лопату, пойдешь картошку копать сейчас». Не любит тех, кто тратит свое время нерационально, непродуктивно. Любит переспрашивать, на каких фактах основано то или иное суждение кого-либо.

2 функция (Жан Габен, Бальзак) – очень умело обращается со знаниями, фактами, творчески, идеальный лектор, умеющий давать инструкции: скажем, обучать навыкам устройства автомобиля. Умеет хорошо, творчески и оригинально манипулировать внешними объектами, нуждающимися в том, чтобы туда можно было влезть, покопаться, разобрать – собрать. Многие представители данных типов в детстве очень любят конструкторы. Починка сложных предметов быта – их любимое хобби, ведь для этого нужна активная работа по объектной логике. В случае невозможности реализовываться по этой функции – могут сознательно ломать предметы, чтобы потом их чинить. Могут использовать какие-то предметы не по прямому назначению: микроскоп как способ забивать гвозди. Это идеальные специалисты по модернизации чего-либо, особенно в физическом смысле, подмечает закономерности объективного мира, умеет их хорошо фиксировать и использовать. Иногда может специально находить себе место применения в таких местах, где не хватает объективных знаний, вдали от цивилизации и там у него появляется возможность блеснуть знаниями, мастерством. Хорошо разбирается в существующих ныне законах, порядках, их достоинствах и недостатках, умело в них лавирует. Если попадает в пробку – может начать прокладывать маршрут очень оригинально: по обочинам, дорожкам,  тротуарам, чувствует себя в этом как рыба в воде. Умеет держать в голове множество факторов объективного мира и их использовать. Очень практичные люди, умеют улучшать и модернизировать в окружающем  пространстве что-либо так, чтобы это было проще, лучше, качественнее, «мастера на все руки». Эти люди несут в жизнь какие-то свои правила, но они у них очень гибкие, какие-то из них можно обойти, какие-то заменить, очень манипулятивное отношение к этому. С утра могут быть одни правила, к вечеру – уже совсем другие просто потому, что жизнь изменилась. Поэтому, с ними очень сложно договариваться, а если договорился – то в какой-то момент они могут тогда расторгнуть его просто потому, что это стало им невыгодно. То есть – отношение к правилам как к чему-то, что можно в любой момент поменять по желанию сторон, поэтому часто с ними сложно иметь дело именно в деловом качестве, так как там обычно если договор – то договор, никаких попыток пересмотреть его каждые 5 минут не предусматривается. А тут тогда — это должен быть договор без неустоек в случае расторжения и заранее подразумеваться, что это – что-то непостоянное, а просто устраивающее всех решение на какой-то непродолжительный миг жизни.

3 функция (Наполеон, Гексли) – знания для данного человека приобретают первостепенное значение, фактор превосходства: «если я чего-то не знаю, то я — плохой». Поэтому очень часто они говорят, что что-то знают, в действительности этого не зная (чаще всего в надежде, что изучат это позже, и никто не догадается, что они этого на самом деле не знали). Или другой вариант, при защите в минус — еще от них иногда можно услышать: «ой, а я этого не знаю, мне так стыдно». Также для них важно иметь какой-то кусок своей территории, на котором они имеют возможность быть главным. Любят учиться, так как приобретенные знания повышают их самооценку. Ничто их так не радует как полученная пятерка по какому-то предмету. Очень внимателен к объективной реальности: нарушение планируемого порядка вещей вызывает в нем напряжение. Любит подкреплять свои знания ссылками на авторитетный источник, статистику, факты. Но не умеет их анализировать с точки зрения понимания. Его призвание — хранитель научных знаний. Терпеть не может информационного хаоса, когда ничего толком не ясно. Поэтому обычно, в таких ситуациях, ее  упрощает: «какие у нас есть реальные факты? Вот, давайте от них и отталкиваться». «Если в моем мире есть порядок – то я хороший, если его нет – то я плохой». Имеют свойство идеализировать свою «объективную» картину миру, авторитеты. То есть рассматривают это как то, что есть на самом деле, даже если ошибаются и все их факты «жареные». Часто становятся адептами чего-то, какого-то «порядка вещей» и повсеместно это внедряют. Становясь начальником, обычно сажают на местах именно «своих» людей, которые принимают их «порядок вещей» и действия. Очень важно понятие: «я – хозяин, главный на моей территории». Даже не важно, какой у нее размер: комната или целое государство, главное, чтобы всеми это принималось. Иногда это выливается в комичные формы: охранник какой-то территории, который считает себя вправе решать, пускать тебя или нет куда-то просто по своей прихоти. В личной жизни это иногда означает большую требовательность к избранникам: нужно полностью принимать все их внешние действия,  а это тоже возможно только до определенных пределов. Поэтому часто они осознают, что поиск идеала в принципе не возможен. Нарушение порядка вещей кем-либо из подчиненных для них – серьезная провинность, опоздал – значит, разрушил его порядок. Если он не начальник – то ему важно точно знать круг своих обязанностей, иначе может и не принимать чужой «порядок вещей». Любят покомандовать, если есть такая возможность: близкими, подчиненными: смотря, насколько далеко распространяется его понятие «моя территория».

4 функция (Драйзер, Достоевский) – внушаем фактами, цифрами, часто пропускает мимо ушей все, кроме них. Любит находиться в местах, где знает, в какой ситуации — что нужно делать. Внушаем внешним порядком вещей, который был в момент  его воспитания: политический строй, социальные нормы и т.п. Поэтому крайне болезненно реагирует на перемены социального характера: лишь бы порядок вещей не менялся: «не дай вам бог жить в эпоху перемен».  Движется всегда в сторону мест наибольшего порядка и старательно избегает хаоса, внушается этим порядком и очень переживает, чтобы он потом не менялся. В этой связи иногда привлекает работа в военных структурах, где имеет силу устав. Ему важно, чтобы ситуация где-либо была организована в соответствии с привычными ему правилами и законами, не противоречила фактам объективной реальности. Также важно знать, кто и где должен находиться, что делать. Какие документы нужно собирать, для каких целей, куда их нужно подавать и как правильно заполнять. Наиболее комфортно себя чувствуют в ситуации однозначных правил действия, без примеси субъективности: «в случае того-то — делать то-то». Знанием фактов часто заменяют в конкретной ситуации истинное понимание ее проблематики. Отчего оно становится поверхностным, просто сводом статистики, подмеченными объективными закономерностями и правилами. Не любит долгих и подробных объяснений. Сразу перебивает и говорит: «ну короче, что там «на самом деле?». Имеется ввиду то, что он хочет получить сразу готовое решение, правило, а не его обоснование. Например: «2*2=4». Уже правило. Любит термины, иногда можно говорить им только их и им этого будет достаточно. Не любит тех, кто разрушает нормы поведения в какой-то ситуации, скажем, разрушает субординацию. Особенно внушается теми фактами, которые видит своими глазами, если их можно потрогать руками. Поэтому часто может стать жертвой мошенников, которые умеют им предоставить такие «жареные  факты», особенно, если это наглядно («ловкость рук и никакого мошенства»).

Субъектная логика

1 функция (Максим Горький, Робеспьер) – очень привязчив к своему пониманию чего-либо, своему мышлению, своей логике, концепциям,  уверен и консервативен в этом, переубедить невозможно, «живет»  этим, не обязательно делясь этим с окружающими. Если не сходится с фактами, то иногда даже «тем хуже для фактов». Попытка критиковать ее вызывает в нем раздражение. Умеет логически рассуждать, но не любит защищать свое видение ситуации: «кто понял – тот понял, остальным не дано», поэтому часто окружает себя понятием «моя школа» – тех, кто принимает его логические суждения и не лезет критиковать. Очень тяжело и долго меняет свои логические умозаключения: нуждается во времени на осмысление ошибок. Любит, чтобы все сходилось с тем, как он это понимает. Если этого достичь не удается – возникает раздражение. Поэтому переубедить их можно только вескими аргументами, а новую информацию он воспринимает часто скептически, если сам в этом не уверен: нужно все тщательно взвесить, прежде чем сказать «да». Его мышление фундаментальное, основательное, то, на что можно «опереться» в случае чего, поэтому тут не должно быть никаких рисков и от них сложно требовать, чтобы чьи-то соображения моментально одобрялись. Вообще старается все сперва понять, а уже потом принять для себя. Если чего-то понять не удается, то освоение материала идет сложнее, так как сложно его принять для себя. Поэтому часто может очень долго изучать что-то, прежде чем использовать, даже если вопрос очень простой.

2 функция (Дон Кихот, Жуков) – любит долго, подробно и творчески объяснять что-либо, отличный учитель, педагог: «объясняю, пока меня слушают, пока на 100% не буду уверен, что все все поняли». Задав ему вопрос – иногда можно слушать ответ часами, иногда просто ищут кого-то, чтобы выговориться по вопросу «своего понимания чего-либо», «отвертеться» от этого бывает сложно, если не говорить об этом напрямик. Нечто подобное может быть и при объектной логике на 2 функции иногда, но в данном случае упор идет не на фактах, а на том, чтобы все обязательно все поняли, иногда объясняют как для детей по этой причине. Данный человек постоянно ищет себе аудиторию с вопросами, но объясняет не с точки зрения знания, а с точки зрения того, как он это понимает, то есть более доходчиво и дотошно.  Любит найти для себя область применения: что-то, что не было изучено и понято раньше, иногда любят начать изучать неизвестную для себя сферу, в которой у них нет квалификации, так как это позволяет развить сферу «понимания» чего-либо, что является очень соблазнительным для работы творческой функции.

3 функция (Дюма, Есенин) – человеку очень важно все понимать. Поэтому, если его спросить иногда о сложных вещах, то можно услышать ответ, что он их понимает (только весьма своеобразно). Очень важно, чтобы все понимали и его. Если понимание невозможно, то падает самооценка человека, поэтому он очень не любит признавать, что чего-то не понял. Ему важны похвалы в логичности, любит хвастаться, что он до чего-то додумался сам. Часто любит ссылаться на какие-то житейские истории, так как никому в голову не придет проверять их достоверность, вообще любит ссылаться на кого-то как способ защиты своих рассуждений (так как тогда ответственность за объективность перекладывается на них). Любит реализовываться в сферах, не требующих фактического подтверждения. При пассивной защите самооценки признает себя глупым или жалуется, что его никто не понимает, при активной будет спорить, что понимает все верно. Его логика – это логика здравого смысла, простая житейская смекалка, так как ей сложно что-то возразить. Все, что ворвалось в его жизнь, должно быть понято и осмыслено. И он, врываясь в жизни других людей, надеется быть понятым ими. Боится ошибиться в своем понимании чего-либо, не угадать, но если что, может очень легко менять свои объяснения, как и само мнение, но так, чтобы это не бросалось в глаза («крокодилы летают, но низенько–низенько»). Много беспокоятся и пытаются прояснить вопросы взаимопонимания с окружающими: «ты меня не понял, ведь я хотел как лучше». Хотят, чтобы их ценили за искренность.

4 функция (Гамлет, Гюго) – сознательно ищет себе место, где ему все понятно и всячески избегает тех, где что-то остается непонятным, сложным, прежде всего с точки зрения здравого смысла. Очень нуждается в людях, которые умеют понятно объяснять сложные вещи, часто к ним привязывается по этой причине. Если ему сказать, что что-то сложно будет понять, то он и не будет пытаться в этом разобраться, просто сбежит. Если сказать, что это легко, то и понять это ему будет легко, так как он внушается этим. Очень внушаем пониманием окружающих людей и вообще любой логикой, поэтому легко могут поверить в самые странные и нереальные вещи, их в этом легко убедить. Любят ходить учиться, но на те курсы, где подробно и понятно, дотошно все объясняют. Лекции, где просто выдают термины и факты, их пугают, так как каждый из них должен быть им сперва дотошно объяснен. Могут быть обмануты мошенниками из-за внушаемости их логики, об этом им нужно помнить всегда. Кто-то постоянно должен объяснять им, что все просто и понятно, тогда и место пребывания им будет казаться хорошим. Если покинуть ситуацию, где ему что-то непонятно невозможно, то может дурачком прикинуться или сделать вид, что ему тут не интересно, скучно. Злится на людей, которые точно знают, но отказываются объяснять то, что не понятно ему: считает, что они  над ним издеваются. Лучшее место обитания – прежде всего на 100% понятное и предсказуемое.

Объектная этика

1 функция (Гамлет, Гюго)  – человек живет внешними отношениями между людьми, чужими эмоциями и чувствами, умеет нравиться окружающим, созидать позитивную атмосферу. Консервативен в оценках того, кто как к кому относится, в том числе к нему, лишь бы это отношение не менялось – это может вызывать в нем раздражение, а также то, что кто-то с ним не согласен в этом. Категорически не приемлет тех, кто относится к ним плохо или вообще действует из низменных побуждений, они для него – как красная тряпка для быка. Привязчив к людям, которым он уверен, что симпатичен. Умеет ценить людей. Отношения воспринимаются ими как нечто постоянное и если человек изменился, то они никогда в это не поверят, так как отношения для них – зона консерватизма. «Хорошие» должны быть «хорошими», а «плохие» – «плохими». Если они начинают вести себя наоборот – это уже раздражитель. Поэтому не хотят верить в изменение ситуации с отношениями «до последнего», пока факты не будут уже вопиющими, да и то запросто могут сказать, скажем, что виноват кто-то другой. Никогда не обостряет отношения намеренно.  Стабильные множественные личные отношения, связи организуют основу его личности. Не умеет быть один, ведь если нет отношений с кем-то, если никому не нужен, то и меня не существует. Мир кругом должен быть хорошим, добрым, любящим и заботливым. Иногда могут искать себе место среди религиозных сект, так как там проповедуется принцип «все должны любить всех». Если не могут завоевать чувства других, то это провоцирует в нем внутреннее раздражение, комплекс неполноценности. Являются ревнителями такого понятия как поведенческие нормы, чтобы люди в определенных ситуациях демонстрировали соответствующие этой ситуации чувства, отклонение от которых их может раздражать.  Нуждаются в публике. Любая ситуация – это, прежде всего, совокупность отношений.

2 функция (Дюма, Есенин)  – данный человек – очень умелый и тонкий манипулятор чувствами людей,  интриган, психолог, умеет нравиться и видит в этом свое предназначение. Часто любит людей некоммуникативных, нуждающихся в контакте, несет им «свет». Постоянно находится в процессе этического созидания: может пообещать чего-то человеку просто ради улучшения взаимоотношений с ним. Редко находятся наедине с собой, ведь везде, где есть люди, там появляется возможность им нравиться, а значит это – предмет их творчества, хочет он того или нет, но нужно действовать, творить «хорошие отношения» с ними. Умеет сделать себе рекламу, создать нужное настроение в обществе или у кого-либо, прихвастнуть. Любит найти негативные отношения между людьми и превратить их в позитивные, сплотить людей. Но иногда, в случае отсутствия необходимости что-то менять на «личном фронте», может сознательно их испортить, чтобы потом была возможность опять все наладить, то есть найти себе работу на вторую функцию. Умеет навязать свои желания другим так, чтобы они восприняли их за свои собственные. Чужие желания часто становятся предметом их интриги, так как позволяют улучшить отношение к нему, а это и есть его призвание в обществе. Любит рискованные, спонтанные отношения, «на грани фола». Умеют уговаривать, они – идеальные «втюхиватели» товаров и услуг, если становятся менеджерами по продажам. Лучшие «подниматели настроений» на свете, «сплочатели коллективов». Но постоянное интриганство часто стоит им работы, так как то, что они умеют незаметно «белое» выдать за «черное» и при этом выйти «сухим из воды» рано или поздно становится заметно, когда это происходит систематически.

3 функция (Дон Кихот, Жуков)  – для такого человека важно, чтобы все к нему хорошо относились. Он очень не любит неясностей в этом вопросе и постоянно стремится прояснить ситуацию: «давай все же выясним, ты меня уважаешь или нет?». Выяснение этого вопроса может вызвать любая мелочь: выражение лица, взгляд и так далее. Часто с возрастом становятся хорошими психологами, так как это позволяет сохранить хорошую самооценку. Фиксируется на отношении к себе конкретных людей и игнорирует «общественное мнение». Очень падок на социальное признание: почет, слава, уважение, грамоты, регалии и т.п. Ради хорошего отношения к нему иногда может и поработать забесплатно, помочь кому-то что-то делать из чувства товарищества. Если в окружении появляется кто-то, чьи чувства к нему негативные, то это вызывает падение его самооценки. При активной защите ее – он будет пытаться завоевать хорошее отношение человека любой ценой, при пассивной  –  наоборот, может говорить что-то вроде: «вот такой вот я плохой».  Если нет хороших отношений, то может пытаться наладить их любой ценой или, наоборот, избегать их в случае осознания невозможности что-то изменить. Падок на любую лесть, готов поддерживать любое мнение, а также к компромиссам, чтобы случайно не изменить отношение к себе, а если не соглашается с кем-то, то очень дипломатично. Общаясь с представителями этого типа – часто чувствуется внутреннее напряжение, связанное с опаской вызвать к себе негатив, поэтому они часто десять раз подумают, прежде чем сказать что-либо. Словно бы относятся к этому как к работе. Продвигаются по служебной лестнице частенько за счет умения быть внимательным к другим.  

4 функция (Максим Горький, Робеспьер)  – Хорошее место для такого человека там, где его все любят, хорошо к нему относятся. Если кто-то говорит, что относится к нему плохо (например, жена в сердцах говорит: «я тебя ненавижу»), то воспринимает это буквально и старается сразу уйти оттуда, найти для себя место, где все будут относиться к нему хорошо (или говорить, что это так). Поэтому им крайне тяжело находиться в местах, где они не знают, кто как к ним относится. Появление в нем человека, который говорит им: «здорово, дружище!» воспринимается как «явление Христа народу». Очень внушаемы тем, когда им  говорят, кто как к ним относится. Любит положительные эмоции других людей, словно заряжается ими. Двигается в сторону царящего «наибольшего позитива» в эмоциях, положительных чувствах и избегает мест концентрации негативных. Не любит ситуаций интриг, сплетничества, так как в такой ситуации жертвой их может стать сам. Поэтому всегда плохо относится к «перешептыванию по секрету», видя в этом злые намерения. Отношения людей всегда должны быть открытыми, честными, добрыми. Слова об отношениях всегда должны совпадать с делами, иначе – в них что-то не так. Говоря, что любишь человека – это должно быть видно и на деле, а если на деле этого не видно – значит это неправда. Очень подозрителен в отношении к себе окружающих и, заподозрив какое-то «заподло», даже если это какая-то ничтожная мелочь,  уже норовит либо сразу порвать отношения, либо исключить человека из числа «своих», близких себе людей, сведя контакты с ним до минимума.  Поэтому иногда может слыть предателем, найдя тех, кто относится к нему лучше, может туда и переехать на ПМЖ, сочтя это весомым аргументом для смены «ареала». Может стать жертвой «подхалимов».

Субъектная этика

1 функция (Драйзер, Достоевский)  – человек очень привязчив и консервативен в своих чувствах и отношениях к кому-либо, верен однажды появившемуся чувству к кому-либо. Если кто-то с этими оценками не согласен – это вызывает в нем сильный негатив. Однажды обманувший их — становится для них лжецом навсегда, даже если перевоспитается. Со стороны часто воспринимается как моралист, так как его чувства и оценки – главная часть его жизни. Но дело в том, что поскольку по главной функции «продукт» выдаваться не очень любит наружу, в мир, а чаще держится в себе – то происходит это чаще всего тогда, когда что-то раздражает его с точки зрения его оценок. То есть негатив часто виден ярче, чем позитив. Отсюда и такое обманчивое впечатление об этих людях бывает. Пытаться оспаривать их оценки бесполезно, просто что-то «хорошо», а что-то «плохо». Объяснить причину они вам не смогут доходчиво, за исключением общих фраз. Старается удержать возле себя тех, к кому когда-то испытывал положительные чувства. У них очень четкое деление людей на «хороших» и «плохих».  «Хороших» любят, а «плохих» презирают лютой ненавистью: чаще скрыто, иногда откровенно, особенно если человек очень уж сильный негатив вызывает. Если кругом него недостаточно людей, которых он любит, то это может провоцировать в нем скрытую агрессию, так как это означает, что в этом мире его нет: ведь некого любить. Они очень чувствительны к таким понятиям как долг, честь, достоинство, моральность, естественно – именно в своем понимании. Здесь важны собственные чувства, эмоции и отношение к чему-либо, а не внешние, общественные, которым может вообще не придаваться значения.  Редко меняет свое отношение к кому-либо. Особенно – с плохого на хорошее. Обладает огромным запасом самых разных эмоций и их оттенков. Очень чувствителен к отклонениям от собственной морали окружающих его людей, словно постоянно их контролирует в этом отношении и опекает. Его положительные чувства – это что-то, что с его точки зрения нужно постоянно подтверждать поведением, совпадающим с его ожиданиями относительно «хорошо» – «плохо». В обществе им бывает тяжеловато с точки зрения понимания, так как их этика – личная, субъективная, а значит может и значительно отклоняться от общественной при том, что человек в ней очень уж глубоко «сидит».  Приходится искать просто тех, кто с ней согласен.

2 функция (Наполеон, Гексли)  – они всегда доносят до окружающих свое отношение к ним, постоянно манипулируют своим отношением к другим. Видят свое предназначение в раздаче собственных оценок всему, что их окружает: что хорошо, что плохо. Иногда могут менять симпатии / антипатии по нескольку раз на дню, очень влюбчивы и непостоянны в этом. Ищет место, где интересуются его мнениями по какому-либо вопросу. Лучше всего находят себя в качестве художественного руководителя, так как его оценки однозначно принимаются и люди одобряют то, что он с них требует. В качестве руководителя он тоже такое право получает, но одобрения окружающих в этом случае значительно меньше. Сам же относится к своим оценкам как к «рабочему моменту», чем-то будничным и постоянным: сперва похвалил кого-то, потом отругал, затем снова похвалил. Не будучи в подобной должности – это выглядит менее адекватно, поэтому часто именно это является одним из стимулов, чтобы им стать и, тем самым, спокойно «сбывать» продукцию, спрос на которую в обществе очень небольшой. Обычно – вообще никакой, так как тех, кто всех критикует, чаще всего никто не любит.  Он часто воспринимается как тот, кто приходит «со своим уставом в чужой монастырь». Сразу смотрит и начинает все оценивать: «это хорошо, а это плохо», «это нравится, а вот это как-то нет». Ему интересно находиться в конфликтной ситуации, а если все хорошо, то он может ее даже провоцировать, поскольку тогда у него появляется работа: оценивать. Такие люди часто завоевывают симпатии своим участием в проблемах других: они осведомлены о них, интересуются ими, могут подстроиться под собеседника в этом качестве, чтобы лучше найти контакт с ним. Поэтому из них часто получаются хорошие политики. Их достоинство – умение играть на запросах избирателей, знать, чего именно они хотят. Их отношения редко бывают надежными, так как очень изменчивы: сегодня люблю, завтра – не люблю, потом – опять люблю. Даже ненависть их – что-то, что вполне запросто может однажды стать любовью. Для них чувства – это просто интересная игра. Они всему знают цену, поэтому им еще бывает интересно быть оценщиками, дегустаторами. Редко когда представителя противоположного пола они оставят без своей оценки. Их оценки часто выступают как морализаторство, но очень странное, так как сегодня это хорошо, а завтра – уже плохо и наоборот. Иногда ситуация вынуждает прятать свои оценки за «мнение окружающих». Скажем, могут использовать такой прием: «говорят, что…». Если уточнить, кто и что говорит, то окажется, что это он так хитро свое мнение прячет.

3 функция (Жан Габен, Бальзак)  – таким людям крайне важно хорошо относиться к окружающим их людям где-либо, кого-то любить. Если кто-то им не нравится – это означает падение их самооценки. «Я  плохой, если я никого не люблю». У них есть два варианта выхода из ситуации: либо путь буддиста – признать, что мир несовершенен и полюбить его таким, какой он есть вместе с людьми, либо придумать себе идеальную возлюбленную и любить ее, а в миру ограничиваться просто отношениями без сильных чувств. Все остальные варианты означают сильные проблемы с самооценкой, так как в случае идеализации близких ему людей, рано или поздно, но придется сталкиваться с их недостатками. А деидеализация означает каждый раз сильнейший негатив и падение самооценки. Им важно иметь возможность везде говорить о своем отношении к чему-либо, говорить о любви, что они и делают. Идеализация окружающего мира – их главная проблема. Им важно иметь позволение на то, чтобы высказывать свое отношение к чему-либо откровенно. Поэтому часто они выбирают хорошо понятную им среду существования, имея контакты только с ней, поскольку там уж точно можно сказать, что думаешь. Любит говорить только правду и надеется, что это будет восприниматься адекватно, даже если он кого-то этим обидит. Мол, зато честно. Старается оградить себя от вмешательства в зону своих внутренних переживаний. Поэтому часто от него можно услышать: «не лезь в душу». Вообще любят держаться от объектов обожания несколько отстраненно, ведь тогда гораздо проще в них не разочароваться. В идеале, чтобы он периодически куда-то надолго отлучался. Могут находить в качестве предмета любви животных или вообще какие-то мистические сущности, ведь так еще проще сохранить самооценку. Если долго находится в отношениях с кем-то, то часто рано или поздно становится моралистом, поскольку это тоже хороший способ заставить соответствовать кого-то своим идеалам о нем. При защите самооценки в минус будет говорить, что все —  сволочи.

4 функция (Штирлиц, Джек Лондон)  — люди этих типов стремятся найти себе окружение, место, в котором все будут нравиться им. Если кто-то не нравится, то это — повод сменить обстановку. Очень внушаем, если ему говорить, как к кому нужно относиться. Когда не знают, как к кому относиться, то чувствуют себя некомфортно, нуждаются в людях, которые им все это попутно объяснят. Ищет для себя место, где ему будет разрешено доносить до всех свою оценку, отношение. Если это позволяется – то место становится хорошим. В этом вопросе он очень мнителен, поэтому часто пытается найти и опереться на какие-то объективные данные. Очень внушаем оценкам близких ему людей, которые могут этим пользоваться. Так что, если, оказавшись в каком-то новом месте, есть такой человек – то он будет пытаться уловить именно его оценки и затем уже делать их своими собственными. Для него лучшее место там, где есть близкие и круг проверенных друзей. Ему нравятся ситуации, в которых он точно и однозначно уверен, как и к чему нужно относиться: «черное – белое». Если такой ясности нет – то чувствовать он себя может неуютно. Ему всегда очень больно расставаться с коллективом, в котором он работал, а воспоминания о нем будут рождать в нем ностальгию. Ему больно потерять друга, товарища, коллегу, с которым долгое время общался. То же относится и к личной жизни. Иногда может специально провоцировать скандал где-то как легитимный способ высказать свое отношение к чему-либо, так как на другую оценку потребовалось бы одобрение коллектива, а такую оценку можно высказывать и так. А затем уже перейти к своим настоящим оценкам, которые уже можно смело высказывать. Если он испытывает к кому-то чувства – то может закрывать глаза вообще на все, так как любовью он именно внушается, в его случае она очень слепа. Это чувство, которое его греет вопреки хоть какому-либо здравому смыслу. Вообще при таком положении функции складывается очень опасная ситуация, поскольку человека можно очень легко запрограммировать на любые чувства к кому-либо и, следовательно, действия. А затем просто подтолкнуть исполнить то, что ему нужно. И никакого гипноза не надо – он все сделает из лучших побуждений.

Объектная сенсорика

1 функция (Жуков, Наполеон) – человек очень самоуверен в собственных силах, считает, что может все. Часто производит впечатление волюнтариста: что я считаю правильным, то и должно быть хорошо для всех. Производит впечатление сильного человека, ему словно бы всегда не хватает пространства кругом, «как слон в посудной лавке».  Если он физически силен, то презирает «слабаков», если наоборот слаб, то все силачи – «жлобы». Часто хорошо распоряжается деньгами, но в этих вопросах либо слишком консервативен, либо слишком самоуверен. Жизнь воспринимает через призму силы «кто кого». Чтобы быть услышанным им, нужно заставить себя уважать каким-либо образом. Любую слабость человека воспринимают как недостаток,  поэтому часто могут этим пользоваться, не видя в этом ничего плохого. Постоянно чего-то делают, развивая умения. Обычно их сила видна невооруженным глазом, но ей не хватает гибкости, скорее это что-то монументальное и консервативное. Всегда стараются быть только первыми в любом деле, если этого не получается, то сильно злятся. Если их силу и умения подвергать сомнению, то тоже следует вспышка агрессии. Потенциально – отличные спортсмены, но постоянная переоценка собственных сил чревата травматизмом. Проповедует культ силы и умений, уверены в своих внешних данных. Утверждает свою исключительность, неповторимость. Не считает нужным получать у кого-то одобрения на тот или иной поступок, при этом решение принимает очень самоуверенно. Не стесняется в применении силы где-либо.  Злится, раздражается, если кто-то ему «перечит» и это видно внешне. Иногда сперва раздражается, а уже только потом способен что-то понять из сказанного ему, так как функция иррациаональна, то есть не связана с мышлением. Выслушивать мнение другой стороны склонен только тогда, когда что-то не удалось сделать самому или надо тогда пользоваться явным авторитетом в его глазах, уважением, чтобы он вас послушал. Любит экстремальные ситуации как способ доказать себе, что он живет, существует. К тому же так ему проще получить от социума право на одобрение своих действий. Сперва что-то сделают, а только потом  могут понять, что же они сотворили. Человек действия, поступка. Склонен к философии воспевания силы,  самостоятельного преодоления трудностей, победы любой ценой: «смог медведя завалить – мужик».  Представителей противоположного пола предпочитают именно завоевывать, брать как крепость решительным штурмом. Причем, всегда уверен, что все здесь зависит только от него самого, его силы, возможностей. Отсюда – сильнейшее раздражение в случае осознания, что цели добиться не удалось.  Слабое место человека – неумение понять, что в жизни не все зависит от него одного. Поэтому если человек не добивается в жизни успеха, то становится очень раздражительным, так как в глубине души считает себя неудачником. Уверен, что выглядит и одеваться хорошо. Ему тяжело находиться в ситуации, когда ничего нельзя сделать, изменить, находиться в «подвешенном состоянии», просто выжидать нужного момента для действия, а не «выпалить» все сразу. Им постоянно сопутствует беспокойная активность, трудоголизм. Ни минуты без действия, что означает иногда неумение остановиться и задуматься. Если в воздухе повисает пауза, то ее обязательно нужно заполнить каким-то действием. Если они говорят что-то, то сразу звучит проблематика, действие.

2 функция (Максим Горький, Драйзер) – у этих людей творческое и креативное обращение с силой, деньгами, разными умениями. Идеальные тренеры, которые умеют сделать других сильнее достаточно оригинальными методиками или привить какие-то навыки. Его сила – гибкая, изощренная, старается быть уместной. Умеют эффективно и быстро работать, порой делая по нескольку дел сразу, отличные финансисты, правда могут быть слишком рискованными в чем-то, поэтому могут богатеть и разоряться по нескольку раз за жизнь. Любят соревноваться, в отличие от первой функции, для них будет важен в первую очередь сам процесс, а не обязательно как результат – сразу первое место. Второе их тоже устроит (так как есть, ради чего дальше работать). Часто любят «экстрим». Если нет возможности реализоваться по этой функции, то иногда могут сознательно упасть в очень глубокую финансовую или физическую «яму», чтобы потом старательно из нее выбираться. Часто становятся хорошими спортсменами, умеют они идти к победе именно творчески и профессионально. Вообще много чего умеют, могут превратить бедность в богатство где-либо, хорошо манипулируют внешними данными людей. Часто бывает очень полезно пригласить его в какой-то бизнес, так как он как раз умеет делать что-то так, чтобы это приносило реальный доход. Обладает искусством владения силой: когда надо – чуть «затянуть гайки» для пользы дела, когда надо – наоборот ослабить. Умеет работать с коллективами именно с этих позиций: создать необходимый баланс свободы и контроля для конкретной ситуации. Поэтому бывают хорошими воспитателями с точки зрения того, чтобы дети вырастали одновременно не избалованными, и не забитыми: где-то можно поощрить, а где-то может и «поприжать» немного, если «за дело». Если он берется тренировать кого-то чему-то, то очень часто из этого получается отличный результат. Поэтому часто также – родители выдающихся спортсменов, которые начинали их готовить с ранних лет. Если долго накапливается негатив на ценностные функции, то выход получается именно со второй функции, поэтому очень опасно бывает его специально злить, провоцировать.  Он может достаточно долго копить в себе обиду, не придавать ей значения, так как функция старается быть адекватной окружающему миру, «хорошим продуктом», но в какой-то момент «чаша» переполняется и он может перестать контролировать что-либо: идет выход агрессии, так что человек может и сам не понять, что сделал, а потом — последствия. Поэтому им крайне важно где-то физически разряжаться: спорт, хобби, боксерская груша на худой конец. Ну и лучше сразу давать возможность негативу выйти, а не копиться, пока его там не станет много, так будет лучше для всех. Умеют создать себе и другим какой-то имидж,  работать с одеждой, очень изобретательны в этом, причем создают какой-то свой оригинальный канон, а не гоняются за модой и это часто успешно. Если надо, то умеют экономить, жить на маленькие суммы денег. Иногда настолько хитры в финансовой деятельности, что могут делать деньги буквально из воздуха. Любят обращаться и манипулировать с формами: собирать марки, значки, автомобили, создавать интерьеры помещений, рисовать. В детстве могут очень любить играть в солдатиков. Обычно они не очень любят, когда трогают его вещи, так как умелое манипулирование ими – их «продукция» и тут вы становитесь им словно бы конкурентом. Умеют обращаться с вещами так, чтобы они им служили много-много лет, это целое искусство манипуляции. Старые – тоже не торопятся выкидывать, так как можно их еще как-то попытаться использовать, и значит найти себе работу на вторую функцию.

3 функция (Гамлет, Джек Лондон) – этим людям важнее всего в жизни быть богатым, сильным, красивым, успешным, умелым. Воспринимает это как вызов и от этого зависит его самооценка, поэтому он очень много об этом беспокоится. Если что-то не складывается – то это приобретает характер катастрофы. Часто любит наряжаться ярко, броско, вызывающе, как способ бросить вызов окружающим, доказать свою красоту и успешность. Разорение, старость, социальная неуспешность, некрасивость с точки зрения социальных стандартов для такого человека иногда даже может становиться поводом для суицида. При защите самооценки в минус – могут наоборот перестать следить за внешностью, ходить растрепанными. Вообще они обычно считают, что из профессии нужно уходить вовремя, чтобы не опозориться. Боятся выглядеть слабыми и любят показать себя смелыми, сильными, отчего часто могут, скажем, заниматься единоборствами «на показ», научиться каким-нибудь опасным трюкам и везде, где только можно, их демонстрировать, а также заниматься спортом. Человек нуждается в постоянном взятии новых вершин и это, как ни странно, их слабое место. Иногда, если все гладко в их жизни, в какой-то момент может все бросить и поехать в другой город, чтобы «начать все с начала», таким образом повышают самооценку. Очень сильно социально обусловлены, если кому-то что-то нужно – то автоматически это становится нужным отчего-то и ему и он начинает пытаться любыми силами это заполучить. То, что наилучшим образом предназначено для него и лежит рядом, достаточно только протянуть руку, ему обычно попросту не интересно, если это не надо завоевывать. Отсюда же возможны аналогичные проблемы и в личных отношениях, постоянно превращающиеся в гонку за недостижимым. А как только оно становится достижимым, и весь интерес пропадает, парадокс. Суметь все преодолеть и победить – главный мотив их деятельности. Самое страшное для них – проиграть, это означает позор. Из-за этого не любят ввязываться в те предприятия, которые выиграть слишком сложно. Ведь по третьей функции не может быть никаких рисков: обычно ставятся сложные, даже очень сложные задачи, но вполне решаемые и достижимые. Чаще всего они связаны с уже имеющимися умениями, а не развитием новых. Им нужна социальная успешность, всеобщее признание их победы. Иногда могут придумывать хитрые способы повышения самооценки:  внезапно заболеть, потом тяжело лечиться, выздороветь и воспринимать это как собственное достижение, победу.

4 функция (Есенин, Бальзак) – данные люди всегда движутся в сторону наибольшей силы, богатства, успешности, солидности, внушаются внешней формой, внешностью. Стремятся пожить красивой жизнью, во что бы то ни стало. Складывается ощущение, что они всегда ухитряются быть на стороне победителя, сильнейшей из сторон. В случае изменения расклада сил — меняют и сторону. Их всегда привлекают сильные люди, их легко привести в оптимальное состояние духа, если слегка «встряхнуть» — они моментально заряжаются полученным импульсом. Постоянно нужно находиться в ситуации, в которой возникает ощущение его всемогущества: деньги, власть, почет, слава, ордена и т.п. Если находится внизу социальной иерархии, то будет карабкаться наверх всеми правдами и неправдами. Если им что-то навязывать, то часто не умеют этому сопротивляться, противиться, так как внушаются силой. Поэтому часто, на всякий случай, могут вести себя холодно и отстраненно, чтобы потом не попасть в такую историю. Хорошее место для него еще там, где есть какая-то активная деятельность, работа, бурная жизнь, он часто неосознанно в это включается и потом с удивлением обнаруживает себя там, где не рассчитывал оказаться. По этой причине им нужно быть осторожным, чтобы не ввязаться случайно в какое-то дело, к которому у него нет желания иметь отношения. На них очень легко бывает надавить, выбить из них нужное решение, так как человек всегда внушается чьей-то силой и вдруг неожиданно обнаруживает себя с ней заодно. Часто они не обижаются на колкие шутки в свой адрес, так как в них тоже содержится элемент силы, даже могут воспринимать это как скрытый комплимент, отвечают на это сарказмом, так как ситуация в принципе подразумевает, что нужно что-то ответить на это. Но, внушаясь силой и постоянно идя с ней одним путем,  рано или поздно могут действительно ее обретать, а не только пытаться обнаружить и получить как в книгах Карлоса Кастанеды. Иногда могут провоцировать кого-то на проявление силы. Скажем, предложить устроить турнир по армрестлингу.

Субъектная сенсорика

1 функция (Жан Габен, Дюма) – такие люди живут сенсорными радостями жизни и ищут их везде для себя: вкусная еда, удобное кресло, различные приятные физиологические ощущения. Часто считают себя специалистами во вкусах: если я люблю тепло, то все, кто любят холод – моржи. Если я люблю холод, то все, кто любят тепло – мерзляки. Очень самоуверенны в вопросах здоровья, могут ставить свое мнение насчет здоровья «выше» мнения врачей или даже относиться к ним пренебрежительно. Почти всегда обладают хорошим здоровьем, но излишняя увлеченность сенсорными радостями жизни может сильно их  подкашивать. Курение, алкоголь, обжорство и прочее чревоугодие  – им крайне сложно от всего этого отказаться. В то же время в этих вопросах сенсорных вкусов очень консервативен. Если занимается кухней,  то обычно получается у него это очень хорошо, если к этому «лежит душа». А вот чужую «стрепню» может очень критиковать, особенно рискованные блюда. Часто все необходимое для вопросов комфорта возят с собой. Смело говорят об интимных вопросах, не считая нужным что-то в этом скрывать, любят говорить о своих болячках. Его сенсорные ощущения консервативны, поэтому в этих вопросах он очень привязчив.  Уверен в своей неуязвимости, надежности, «непрошибаемости». Если он что-то «чувствует», «ощущает»,  то никого слушать не будет, сделает все «по-своему». Любит надежные вещи, которыми можно «подковы гнуть», причем такая идея может прийти в голову запросто. Хорошо владеет своим телом, его пластикой.  Им надо постоянно что-то физически чувствовать, чтобы подтверждать свое присутствие в мире, и они себя окружают такими «штуками»: мягкий котенок, теплый ковер, шерстяные носочки, железные шарики для верчения пальцами. Много «хлопочут» на предмет удобно – не удобно ему, но не беспокоятся, а именно «хлопочут», как способ поддержания разговора. 

2 функция (Гюго, Штирлиц) –  человек является специалистом по физическому комфорту, сенсорным удовольствиям, ему нравится доставлять его людям. Любит заниматься приготовлением еды, подходит к этому вопросу очень творчески, правда иногда – слишком творчески, так как часто блюда выходят слишком уж специфичными. Большой экспериментатор в вопросах самых разнообразных сенсорных удовольствий, любит их максимальное разнообразие. Предложение попробовать редкое экзотическое блюдо будет воспринято, чаще всего, «на ура». Часто – хорошие массажисты. Всегда заботится о близких в физическом смысле. Умеют создать уют и комфорт в каком-то, не предназначенном для этого, месте. Изобретательны и умелы в вопросах медицины: если окажется, что нужно сделать операцию в полевых условиях, то сделают ее с удовольствием без всякого опыта. Вообще любит лечить других людей, делать их тела здоровее,  проводить эксперименты по оздоровлению тела, деланию его красивым: закалка, изменение внешности, похудание. Любят также дегустировать что-либо: неожиданные вкусы, запахи, физические ощущения, а  также давать это же все людям кругом. Носятся целый день с предложениями близким: «а вот скушай ягодку»,  «понюхай, как приятно пахнет цветочек», «а хочешь, массажик сделаю?», «а может хочешь конфетку с повидлом?». Если кто-то просит их о каком-то сенсорном удовольствии – им достаточно сложно бывает отказать, в этой связи могут заходить иногда на достаточно странные территории удовольствий просто потому, что кто-то о чем-то попросил.

3 функция (Достоевский, Робеспьер) — большую часть забот людей этих типов вызывают вопросы здоровья, полезности / вредности, надежности и это бросается в глаза. Они часто – ходячие справочники по медицине, знают, когда что принимать в случае какого недомогания. Эти вопросы являются зоной их самооценки, поэтому в этих вопросах они не боятся переборщить: моржевание, закалка, бег по утрам, питье специализированных препаратов для укрепления здоровья. Часто увлекаются и нетрадиционной медициной, их интерес привлекает все, что может как-либо укреплять здоровье, они постоянно об этом говорят.  Малейшую опасность для него они воспринимают очень боязненно: когда холодно – они первыми заметят, что нужно срочно одеться теплее. Могут попросить снизить скорость, когда кто-то едет быстро на автомобиле. Любые угрозы здоровью считают недопустимыми, даже вылетевший винтик из двери автомобиля воспринимают как потенциальную угрозу своей жизни и отказываются тронуться в путь, всегда проверяют технику, оборудование по самому ничтожному поводу, никогда не доверят «упаковывать свой парашют» кому-то другому. Если у них есть какие-то проблемы со здоровьем, то это является для них серьезным ударом по самооценке. При активной защите функции будут все равно стремиться доказать свою физическую состоятельность, рваться быть в первых рядах «на амбразуре» (скажем, первыми бежать таскать тяжести на субботнике), при пассивной будут говорить: «да, я старый и больной». Все, что может подтвердить им их физическую состоятельность, будет им делаться в первую очередь. Поэтому они любят физические нагрузки как способ доказать, что они все еще «ого-го». Самое страшное наказание для них – лежать беспомощно больным в кровати, в присутствии других людей. Им нравится чувствовать себя защищенным в медицинском плане со стороны организации, в которой они работают. Они – часто  заложники слова «полезно», особенно если это относится к здоровью. Обычно очень пекутся о социальной защите, долге перед людьми со стороны государства, так как опасаются попасть в ситуацию, когда «некому будет подать стакан воды». Чтобы убедить себя в том, что со здоровьем все в порядке, для них желательно периодически как-то испытывать свое тело на прочность: походы, скалолазание, марафоны, триатлон и т.п. Если испытание пройдено, то и со здоровьем не может быть «что-то не так». 

4 функция (Дон-Кихот, Гексли) – эти социотипы движутся всегда в сторону мест, где есть физический комфорт, изысканные сенсорные удовольствия и не умеют в этом себе отказывать. Там, где им физически удобно, там и хорошо, даже если это очень дорого. Любят изысканную еду, массаж, поглаживания.  Обнаружив однажды место, где им комфортно, например, ресторан какой-то – могут ездить туда обедать через весь город. Избегают мест, где нет всех необходимых ему физических удобств. Гурманы во всем, рабы своих предпочтений и привычек. Если любит сладкое, то будет поедать его килограммами. Часто определяет состояние своего здоровья со слов окружающих, так как очень внушаем по ней. Иногда могут пытаться воссоздать дома элементы того места, где они чувствовали себя максимально комфортно физически. Быстро привыкают к «хорошему» и это становится их слабостью в дальнейшем, без этого они уже не могут. Внушаемы авторитетами относительно вопросов здоровья, если сказать ему, что ему что-то надо лечить, то легко в это могут поверить. В этой связи может стать легкой добычей «платных врачей». Могут забыть вовремя поесть, принять лекарства, поспать, поэтому очень нуждаются в заботливых родителях или супругах.

Объектная интуиция

1 функция (Дон Кихот, Гексли) – человек живет в потоке возможностей и гармонии внешнего мира, целостностью внешней ситуации: «все прекрасно в этом лучшем из миров». Нарушение этой гармонии воспринимает всегда агрессивно, скажем, ремонт в квартире для него – повод для появления агрессии. С ним бывает сложно договариваться, так как он словно «лавирует», идя по жизни: «можно этак, а можно так». Поэтому попытка четко определить с ним время и место встречи может быть бесполезным занятием: «я сперва буду там, потом там, и, скорее всего, если все удастся успеть, то в районе стольки-то я буду там-то».  Нет восприятия места и времени как чего-то постоянного, чего нельзя перенести, все как-то очень приблизительно, нечетко, ради точности встречи нет смысла менять планы, тем самым разрушая гармонию внешней ситуации. Если он опаздывает на работу и попросить его заодно вынести ведро, раз он все равно опоздал, то это означает разрушить целостность внешней ситуации, так как это все было «уже учтено», что на работу иногда можно опоздать, входило в понятие целостности ситуации, а «ведерко» там не значилось. Люди данных типов «живут» оригинальными идеями относительно устройства внешнего мира и консервативны в этих знаниях, со стороны производят впечатление «больших оригиналов» — никто не знает, что ему взбредет в голову в следующую секунду времени. И эту любовь к непостоянству они возводят  в норму, консервативное поведение для них – извечный раздражитель. Те, кто критикует их идеи, также их раздражают, они не умеют их отстаивать, чаще окружают себя теми, кто с ними согласен. Их раздражают люди, которые скандалят, устраивают внешние конфликты, даже если это «по делу». Ведь внешний конфликт – тоже разрушение внешней гармонии. Часто любят что-то заканчивать за других, но не любят начинать, так как это тоже означает иногда разрушение внешней гармонии, которая для них – зона консерватизма.

2 функция (Робеспьер, Достоевский) – цель жизни такого человека – улучшать, гармонизировать мир, созидать целостность внешней ситуации. Поэтому иногда они бывают достаточно беспощадны к тем, кто ее разрушает. Умелое маневрирование в потоке возможностей – их конек и подходят они к этому вопросу очень творчески. Знают, что и как можно улучшить где-либо. Умеют разобрать ситуацию на части и собрать в более гармоничном, модернизированном звучании, часто являются генераторами смелых идей по «осчастливливанию человечества». Ищут себе место, где царит хаос, чтобы там  все наладить. Умеют помочь человеку разобраться в какой-то сложной внешней проблеме оригинальным способом,  «разруливать» внешние конфликты между людьми, доделывать что-то за других, имеют талант новатора. Но иногда, впрочем, какое-то дело они могут неосознанно до конца не доводить, так как тогда они становятся ненужными. Поэтому для них совершенный мир – это мертвый мир, чего-то улучшать в нем надо всегда.  Часто могут искать себе применение в искусстве как способе создания внешней гармонии, умеют создавать гармоничную обстановку где-либо. «Сказочники», стремящиеся к созданию ситуации идеального мира, идеальных людей. Только вот реально живущие в нее не всегда вписываются, часто могут видеть решение этой «несостыковочки» в необходимости «кардинальных мер» к ним. Любят воспитывать людей, скажем, брошенная кем-то мимо урны бутылочка может провоцировать их на это, даже если это не безопасно в какой-то ситуации, так как это – их «продукция».

3 функция (Гюго, Штирлиц) – люди этих типов боятся чего-то упустить в жизни, не поспеть за возможностями внешнего мира. Они изо всех сил бегут, чтобы просто остаться на месте. Их самооценка зависит от целостности внешней ситуации, они очень переживают, что где-то эта самая целостность будет разрушена: скажем, кто-то в семье поругался – уже надо срочно бежать «тушить» конфликт, всех мирить, даже если он назрел и всем будет лучше его как-то один раз «разрулить», чтобы к этому больше не возвращаться. До последнего цепляются за отношения, даже если они давно себя исчерпали, чтобы не разрушить целостность внешней ситуации. При этом могут полностью ущемлять себя, лишь бы не разрушить Status Quo. Если у соседа есть огород, то и им надо срочно его завести, если  вышел новый фильм, то обязательно его посмотреть, чтобы не отстать от мира, могут гоняться за модой. Это просто не стремление к внешней гармонии, а марафон. Любит быть на природе, так как она постоянна и гармонична одновременно. Не любит внешней противоречивости, непонятности ситуации, постоянно пытается ее прояснить. Стремится сохранить постоянство жизненной ситуации даже там, где это однозначно не возможно. В случае активной защиты функции – она просто модернизируется, постоянно подстраивается под изменения мира, таким образом, все может и дальше оставаться неизменным на какое-то время и вопрос целостности внешней ситуации успешно решается. При пассивной защите человек смиряется с тем, что это невозможно и пускает все на самотек, отстает от жизни и признает невозможность сохранения своих представлений об идеальном мире в окружающем пространстве. Часто любят праздники, традиции, так как они тоже выполняют именно гармонизирующую функцию в обществе: люди вынуждены примиряться, быть гармоничными с точки зрения внешней ситуации. Хотят, чтобы у них все было «как у людей». Свои идеалы пытаются объективировать в окружающем мире: создать идеальный, сказочный мир, в котором все будет хорошо, идеально. Признать невозможность этого – означает убить самооценку, поэтому они часто верят в сказки, любят фильмы с хэппи-эндами, чтобы пережить это состояние, когда внешняя гармония удалась.  Вообще часто обращают внимание на приметы, гороскопы, гадания на картах, часто религиозны: все, что может дать хоть какую-то возможную помощь в построения идеального мира, пускается в ход. Волшебные миры могут быть построены только волшебными способами.

4 функция (Жан Габен, Дюма) – человек ищет себе место пребывания, где нет внешних конфликтов, где есть внешняя гармония, позитивная атмосфера и избегает мест, где этого нет. По этому принципу может и подбирать себе личную жизнь, работу. Может увлекаться неожиданными идеями по устройству мира, внушается смелыми новаторскими идеями. Любит природу за то, что она постоянна, не меняется, всегда спокойна и гармонична. Внушается любой внешней гармонией и не любит, когда она разрушается. Если это происходит, то просто уходит туда, где она есть, не пытаясь что-то изменить. Часто гармония для него еще там, где он чувствует себя центром какой-то ситуации, вокруг него «все вращается». Любят бывать на праздниках, карнавалах, фестивалях, так как они несут внешнюю гармонию, атмосферу праздника.  Обычно люди этих типов впитывают в себя ту атмосферу, гармонию, обстановку, которая царила в то время, когда они были детьми и потом воспроизводят в своей жизни именно ее, вообще очень любят вспоминать свое детство как нечто, к чему им очень хочется вернуться. Очень любят талантливых людей, несущих внешнюю гармонию: творцов искусства, музыкантов, художников, поэтов, иногда готовы поддерживать их даже материально за возможность быть в их обществе, часто тащат их к себе в гости, чтобы место как бы осветилось внешней гармонией. Ищет людей, которые уверены в том, что все будет в будущем только хорошо, уверены в положительном будущем. Не любит непредсказуемости, хаоса будущего ситуации, кто-то должен помогать ему искать правильные варианты, ловить нужные возможности, поэтому очень внушаем и доверчив в вопросах принятия решений. Любит предсказуемость, двигаться «от цели к цели». Если эта последовательность нарушается и случается неожиданное событие, то может впасть в «ступор», поэтому обычно старается «подстелить соломку», предусмотреть заранее все варианты. Хорошее место для него еще там, где есть внешняя цельность, ориентир общего движения, предполагаемое расписание. Скажем,  поступив в институт, закончить его через 5 лет. Если его впрячь в какой-то график, расписание, то самому выйти из этого будет трудно из-за внушаемости по функции. То есть взамен надо дать другой, более продвинутый график, с более гарантированным «светлым будущим».  

Субъектная интуиция

1 функция (Есенин, Бальзак) – человек считает себя очень идейным, последовательным, принципиальным, очень консервативен в этом, его раздражают те, кто его идеи критикует. Он живет целостностью внутренней ситуации. Часто умеет видеть «насквозь» внутреннюю сущность чего-либо или кого-либо. Идейный романтик и идеалист. Живет своей внутренней гармонией, спокойствием, безмятежностью, умеет черпать в себе вдохновение, его также раздражают те, кто ее как-то стремится нарушить. Вообще не любит тех, кто любит к нему «лезть в душу», это его сильно раздражает и злит. Стремится быть внутренне спокойным в любых ситуациях, внутренне непротиворечивым. «Текуч как река»: непроизвольно подстраиваться в общении под собеседника, принимая ту форму сознания, которая наиболее хороша для данной ситуации. Причем он тем самым не играет роль, а просто многолик, так как хорошо владеет своей внутренней целостностью. То есть он просто предъявляет одну из версий себя. Общаясь с вами, он всегда чувствует ваше настроение, словно живет им вместе с вами, подстраивается под него. Любит заниматься погружением в себя, медитацией. В случае неудач умеет сделать качественный самоанализ. Находясь в каком-то месте —  словно выключается из него, старается и становится в нем незаметным как хамелеон, особенно если воспринимает его как угрозу своего внутреннего спокойствия: скажем, на рабочем месте, чтобы никто его не беспокоил. Может даже специально спрятаться в нем каким-либо хитрым образом: устроить баррикаду из папок так, чтобы из-за них его было не видно. Не любит беспокойных, негармоничных внутренне людей, так как это состояние может ему передаваться, иногда от них вынужден бежать. Особенно забавно это иногда выглядит в ситуации, когда представитель данного типа мужского полу бежит от дамочек, а те его преследуют как добычу, так как чувствуют, что у него есть то, чего им так сильно не хватает: внутренней гармонии. Но у него это – не продукт, а предмет внутреннего потребления, поэтому делиться с кем-то этим он может только с очень узким числом людей, но кто-то иногда может и урвать кусочек, что его обычно очень злит. Часто, особенно в кругу семьи, становится критиком, так как отклонение поведения кого-то от его принципов вызывает в нем агрессию. Если в другой ситуации он еще как-то себя сдерживает, то дома может разражаться приступами гнева по этому поводу.

2 функция (Гамлет, Джек Лондон) – они любят находить внутренне противоречивых людей, «копаться» в них, созидать в них внутреннюю гармонию, настроение. Из них получаются отличные артисты, так как они умеют и любят «вживаться» в образ какого-то человека изнутри и «играть роль» от его лица. Умеют разбираться в сути сложных внутренних ситуаций – потенциально хорошие аналитики. Часто им сложно найти себе применение, так как их «продукт» –  это внутренние конфликты человека, а чтобы проникнуть так далеко «в душу» человека, для этого нужно иметь позволение. Поэтому часто становятся ранимыми и уязвимыми, просто чтобы гармонизировать самих себя, раз «оно больше никому не надо», а иногда и вовсе начинают словно мучить и истезать самого себя, копаться в своих болячках. Причина этого – сложность найти адекватное применение в мире своей творческой функции, так как это не очень востребовано, ведь не всякий пустить кого-то копаться в своих внутренних проблемах. Их продукт – смелые идеи, принципы, системы веры и знаний, которые они несут в мир, пропагандируют. Но делают это красиво, творчески, «тонко», не навязывая их, а интересно пропагандируя. Занимаются поиском внутренне противоречивых ситуаций, любят в них разбираться. Не найдя себе применение, часто реализуются в искусстве, так как это тоже хороший способ применения функции. Умеет входить в разные внутренние психологические состояния. Хороший оратор, так как умеет воздействовать положительно на внутреннее состояние других с точки зрения гармонии. Их продукт – это целостность внутренней ситуации, поэтому могут реализовываться успешно и в психологии, так как это значит, что они – врачеватели душ человеческих. В жизни они любят все драматизировать, малейшее изменение своего настроения или внутреннего состояния обязательно доносится до всех кругом. Обычно они очень любят «раздувать из мухи слона», для них это – способ найти работу на вторую функцию, чем больше их «вывалишь» — тем больше реализация личности в мире.

3 функция (Максим Горький, Драйзер) – зоной самооценки людей этих типов является целостность внутренней ситуации, внутренняя гармония, непротиворечивость, принципиальность, идейность, внутреннее спокойствие. Для защиты самооценки им обычно нужно просто немного отдалиться от людей в этом вопросе, чтобы они не посеяли в нем какого-то внутреннего конфликта, поэтому с этой задачей почти всегда справляются успешно и защищают ее активно. Со стороны они всегда кажутся очень принципиальными и последовательными людьми. Они всегда думают, делают и говорят одно и то же, то есть никогда сами себе не противоречат и того же ждут от остальных, кто-то по этой причине начинает считать их «слишком правильными». Любая информация принимается им только тогда, когда она не несет опасности разрушить внутренний баланс, поэтому бывает очень упрям. Никогда не пойдет на сделку со своими принципами. Обычно очень корректен, сдержан, замкнут и скрыт, чтобы производить впечатление принципиального, последовательного человека. Наличие положительной самооценки обеспечивается наличием идеалов, которые могут плохо коррелировать с окружающей действительностью, что может вызывать пренебрежение реальной окружающей действительности. Эффективны при достижении конкретных целей, но делать это могут «напролом», игнорируя окружающий мир и его мнение. Хорошо себя чувствуют, когда это подкрепляется ситуацией: профессия, подразумевающая легитимность таких действий и значит – защиту с точки зрения социума. Например: «я – солдат и просто исполняю свой долг служением Родине», следует понимать: «с меня взятки гладки». Часто проповедуют идеалистические принципы, подразумевающие приоритет идеи, принципа над реальной действительностью. Умеет повести за собой народ, так как ему хочется верить, он не врет, а правда верит в свои идеалы. Им важно сохранить внутреннее спокойствие, поэтому нужно чувствовать однозначную правильность своих действий с точки зрения последовательности, идейности. Там, где ситуации слишком неоднозначные, будет сложно, но он будет пытаться решать их путем упрощения. Принципиально, последовательно – «хорошо», непринципиально, непоследовательно – «плохо». Не любит тех, кто умеет посеять внутреннее противоречие, сомнения в душе. Если даже он что-то делает неправильно, то гораздо комфортнее об этом просто никогда не знать, тем самым самооценка будет защищена, поэтому чаще всего таких людей он просто игнорирует. Например, может думать, что они ему хотят причинить зло и потому их мнение не важно. Вообще все, что может потревожить его внутренний мир – не принимается в расчет. «Пусть я проиграю, зато буду верен самому себе». Очень часто это им важнее.

4 функция (Жуков, Наполеон) – люди этих типов выбирают себе место пребывания там, где не испытывают внутреннего дискомфорта, противоречия с самим собой, где его идеи и принципы разделяют, причем без всяких объяснений. Если этого достичь не удается,  то просто меняют его. Любят людей, которые умеют поднять им настроение, создать гармонию в душе: «а спой-ка цыганка так, чтобы на душе мне стало хорошо-хорошо». Внушаются чужим хорошим  настроением,  не любят быть рядом с теми, у кого оно плохое. Часто используют алкоголь именно как средство «заливать душу», что потенциально чревато алкоголизмом, причем сам человек может быть уверен, что так поступают все. Их главное требование к месту нахождения, чтобы оно не вызывало противоречия с их идеалами, принципами. Если этого нет в ситуации, то он уходит, говоря, что «это – не мой мир, он мне не интересен». Не может находиться где-либо, когда внешняя ситуация «ранит душу»,  вызывает в ней какой-то «зуд».  Если же место комфортное, то в нем автоматически «все свои», так как по умолчанию разделяют его убеждения и дальше уже есть предпосылки для того, чтобы творить то, что сочтет нужным. Поэтому любят,  чтобы их однозначно принимали «со всеми тараканами», создавая микромир «своих», которые принимают недостатки друг друга и живут с этим. Отсюда и отношение к такому миру и людям, его населяющих, как к своему клану, а себя могут позиционировать как «крестного отца». Существуя в таком мире, он уже  противопоставляется «чужим», которые не разделяют его принципов. Человек осознает необходимость поддерживать у себя внутри гармонию, но он с этой задачей редко справляется, так как его постоянно куда-то заносит. Для ее удержания ему нужен человек, который будет своим вмешательством вовремя гасить эти «вспышки», разрушающие ее, что-то вроде: «ну что ты так завелся-то? Все нормально, хорошо». Плохо предсказуем в своем поведении по этой причине, никогда не знаешь, в каком настроении сегодня будет человек, и что он будет творить по этой причине. 

Автор — Голихов Дмитрий

Источник — "Инструментальная соционика"