Рассудительность — решительность (Стратиевская) — Часть 3

Рассудительность — решительность
Часть III

14. Отношение к боли и к удовольствию в сексуальных программах РЕШИТЕЛЬНЫХ и РАССУЖДАЮЩИХ
Как уже говорилось выше, признак РЕШИТЕЛЬНОСТИ и РАССУДИТЕЛЬНОСТИ различают и по типу сексуальных программ.

Так в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ (доминирующие аспекты интуиции времени и волевой сенсорики) партнёра заставляют страдать, проводят через полосу испытаний (соответствующей системе ценностей той или иной диады).

В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ (доминирующие аспекты сенсорики ощущений и интуиции потенциальных возможностей) партнёра заставляют наслаждаться (нередко “перекармливают” наслаждением, навязывая удовольствие как “демьянову уху”)

Общение в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ также предполагает обмен удовольствиями. Диспуты и клубы по интересами — это удовольствия, в которых здесь не принято себе отказывать.

Ограничение в интеллектуальном, сексуальном (гастрономическом или эстетическом) удовольствии — в периферийных квадрах равносильно наказанию (в дельта — квадре — наиболее распространённая форма воспитания).

Добровольный отказ от удовольствий вызывает тревогу и недоумение: у человека что-нибудь определённо не в порядке — либо с “головой”, либо со здоровьем — надо бы ему обратиться к врачу.

Для РАССУЖДАЮЩИХ характерно бесконечное разнообразие и утончённая изысканность ощущений, дразнящая лёгкость прикосновений (аспект ±сенсорики ощущений). “Растворяться в неге” свойственно РАССУЖДАЮЩИМ.

Для РЕШИТЕЛЬНЫХ характерна высокая физическая плотность ощущений — доминирующий аспект волевой сенсорики (±ч.с.). Боль воспринимается как неотъемлемая часть наслаждения. “Растворяться в боли” — наслаждение, свойственное РЕШИТЕЛЬНЫМ:

Наслаждение без физической плотности (неплотное, поверхностное) РЕШИТЕЛЬНЫХ не удовлетворяет: “это всё равно, что пообедать воздухом, ощущение такое, будто ничего и не было”.

Но та же самая плотность отвращает и отпугивает РАССУЖДАЮЩИХ, воспринимается ими как садизм или агрессия. (Что тоже обижает РЕШИТЕЛЬНЫХ, особенно если к плотности примешивается “культовые ритуалы” второй квадры или “акробатика” третьей.

(Девушка — Цезарь рассказывает о своём бывшем друге, ИЛЭ, Дон — Кихоте:
“Пришёл на свидание такой, с позволения сказать, “кавалер”, лежит, как бревно, смотрит в потолок, скучает… Ну, думаю, надо бы его расшевелить. Попробовала. А он ворчит, ноет: “Что ты делаешь с моей рукой?! Куда ты поворачиваешь мою ногу?!”. И хоть бы пошевелился! Мне этот надоело: “Так, всё, — говорю, — одевайся, и вон отсюда! И чтобы духу твоего здесь не было! Чтобы я тебя больше не видела!”)

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ (доминирующий аспект волевой сенсорики ± ч.с.↑) партнёра любят за страдания, которые ему причиняют и которые он терпит (подсознательный садизм РЕШИТЕЛЬНЫХ), либо за сострадание к другому человеку: “Она меня за муки полюбила, а я её за сострадание к ним.”

В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ (доминирующий аспект сенсорики ощущений — ± б.с.↑) человека любят за наслаждение, которое ему доставляют и которое он благодарно принимает.

15. Отношение к еде в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ
То же касается и гастрономических предпочтений, эволюционно и исторически сложившихся в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ.

Квадры РЕШИТЕЛЬНЫХ — квадры воинственных и сильных людей, — охотников — воинов (бета — квадра) и воинственных скотоводов — кочевников (гамма — квадра). На протяжении многих веков (и даже тысячелетий) рацион их представителей состоял из жиров и белков животного происхождения. Расширяя свои охотничьи угодья и пастбища, они присоединяли к своим землям и завоёванные территории соседних племён. Сытная и калорийная пища была для них залогом выносливости, жизнестойкости и обороноспособности — гарантией успехов в завоевательных походах и в бою.

Культ силы был наиболее приоритетным в этих сообществах. Сильным богам они поклонялись, им подражали, у них учились, их силу пытались перенять. Крупным и сильным «тотемным» животным — кормильцам и покровителям племени относились с наибольшим почтением, — их храбрости подражали, их силу пытались перенять и верили, что вместе с мясом съеденного животного к человеку переходит и его сила.

По своим био — типологическим свойствам представителям силовых квадр (квадр РЕШИТЕЛЬНЫХ) и сейчас трудно обходиться без мясной пищи. Трудно примирить себя вегетарианской диетой, трудно её соблюдать. Для них даже «рыбный день» (или «постный день») может быть настоящим мучением. Выдержать многодневный пост — для них уже подвиг: их не заставишь перейти на подножный корм — трава и листья для них не еда. (В отличие от представителей квадр РАССУЖДАЮЩИХ, которые то и дело их поучают: «Мясо есть вредно, надо питаться овощами и фруктами». «А ещё лучше — воздухом!» — подтрунивают над ними РЕШИТЕЛЬНЫЕ.

РЕШИТЕЛЬНЫЕ СЕНСОРИКИ вообще не могут обойтись без мясной пищи, — заболевают (вплоть до того, что попадают в больницу), когда отказываются от мяса. Но когда заходят в хороший гриль — бар, отводят душу сполна — полной мерой вкушают «настоящее удовольствие» и жалеют тех, кто себе в нём отказывает. А когда их РАССУЖДАЮЩИЕ ревизоры и конфликтёры, предубеждённые против их привычек, им говорят: «Много мяса есть вредно!». Они отвечают: «А жить вообще вредно. Особенно, рядом с такими, как вы!», — воспринимая их намёки как издёвку, как проявление зависти, жадности, как попытку попрекнуть их сытным куском.

16.Программа приобщения к удовольствию в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ и РАССУЖДАЮЩИХ
Программа «Веселье и праздник для всех» — краеугольная сенсорно — этическая программа в альфа — квадре. Спокон веку, с незапамятных времён программа «гостевого радушия и веселья» является ещё и программой объединения всех добрых и миролюбивых людей в одно мирное и дружелюбное сообщество. («Милости прошу к нашему шалашу»). Ещё в те стародавние времена, когда люди жили в шалашах и землянках, в примитивных домах из бамбука, покрытых пальмовыми листьями, эта программа всех мирила и объединяла за праздничным пиршеством, за дружеским застольем. Потому и культивировалась в мирном и демократичном обществе альфа — квадры, что была его связующим звеном (+б.с.1), структурирующим все пространственные и этические отношения и связи.

Нет ничего человечней, добрей и гуманней, по мнению альфа — квадралов (и не только их), чем пригласить человека к столу, приобщить его к веселью и празднику, реально с ним поделиться, или хотя бы заочно — рассказать о празднике, принести подарок с праздничного стола, если для всех желающих не хватает места.

Культ гостеприимства, культ весёлого, праздничного застолья породил самые добрые и самые щедрые семейные и культурные традиции, возникавшие на ранних этапах развития человеческого общества.

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ эти традиции тоже соблюдаются, но акценты смещаются с точностью до наоборот.

Если к, примеру, в альфа — квадре подготовка к празднику (весёлому, мирному, радостному) считается делом серьёзным и важным, то в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ серьёзным делом считается обеспечение обороноспособности в суровые времена и жизнеспособности в мирные — то есть подготовка к войне и к работе.

А если дело, работа ставится превыше всего, то подготовку к празднику вообще следует перепоручить кому — нибудь другому, а лучше вообще прийти в чужой дом на готовенькое. Так, например, и поступает РЕШИТЕЛЬНЫЙ гамма- квадрал, ЛИЭ, Джек (программный аспект (-ч.л.1) — оперативная, деловая логика) вопросы отдыха и развлечения решает предельно рационально, стараясь расходовать минимальное количество времени и средств.

Сам ЛИЭ, Джек к радости, к празднику, к приятным удовольствиям приобщается очень охотно (ЭКСТРАВЕРТ- ПОЗИТИВИСТ). И любит приобщать к ним случайных людей, — тех, с которыми предполагает подружиться «в интересах дела», кого собирается привлечь к своей работе, к своему проекту, включить в свою команду. Но с своим ближайшим партнёром приятными впечатлениями, пережитыми им на праздничных или развлекательных мероприятиях делится крайне скупо и неохотно. Где был, не скажет, что чувствовал, что пережил — не расскажет. В лучшем случае, если долго упрашивать и надоедать, Джек может рассказать о каких — то казусах, недоразумениях, неловкостях, происходивших с ним или его попутчиками в этой поездке. Но не расскажет о том, что его действительно порадовало, восхитило, развлекло, произвело приятное впечатление, — то, что особенно важно для РАССУЖДАЮЩЕГО. (И что особенно огорчает его конфликтёра СЭИ Дюма и идёт вразрез с его творческой этике эмоций (-ч.э.2) и её краеугольной этико — сенсорной программой «веселье и радость для всех, праздник жизни для всех»: Дюма мало того, что оказывается непричастен ко всем тем удовольствиям, к которым приобщается Джек, так ещё и теряет возможность получить о них представление из рассказов очевидца, что для него тоже крайне важно!).

Возвращаясь из экскурсии, из путешествия, Джек в лучшем случае покажет фотографии каких то строений, на фоне которых он стоит в обнимку с какими — то неизвестными людьми. Кто они, где всё это происходило, по какому случаю, — Джек объяснять не будет — недосуг! Хорошо, если вообще покажет фотографии, а то может сказать своим домочадцам: «Потом, когда проявлю их, сами всё увидите!». Проявлять фотографии он ещё долго не будет, а потом забудет, что обещал их показать.

С собой в путешествие (на экскурсию, прогулку, рыбалку, охоту) Джек редко берёт своего брачного партнёра. Обещает: «В первый раз я один съезжу, всё посмотрю, разведаю, а потом уже тебя с собой возьму!» Всё это, разумеется, — отговорки, потому что второй раз по одному и тому же маршруту Джек не ездит, — ему это уже не интересно: жизнь коротка, надо успеть всё увидеть, везде побывать. А задача партнёра — сидеть дома и дожидаться его возвращения: вот он приедет и всё расскажет. Джек приезжает и ничего не рассказывает, сколько ни проси. Рассказывать ему о пережитом лень, переживать всё это заново — тоже лень. Да и зачем? — во второй раз это будут уже не те ощущения.

В результате, партнёр чувствует себя обиженным и обманутым. И особенно остро это воспринимают сенсорики альфа — квадры. И в первую очередь — Дюма, у которого аспект сенсорики ощущений является программным (+б.с.1).

В альфа — квадре отстранение от удовольствия, от праздника (а тем более, — от «отблесков» его — от рассказов о нём,) считается самым суровым, самым болезненным (а нередко и самым несправедливым) наказанием. Возвращаясь с праздника, альфа — квадрал (и не только сенсорик) обязательно принесёт что — нибудь своим домочадцам — конфеты, кусок пирога (если позволят взять). Обязательно подготовит и принесёт с собой множество рассказов и впечатлений о празднике, которыми непременно поделится со своими друзьями и родственниками, чтобы у них тоже создалось впечатление присутствия на этом празднике, как если бы они побывали на нём.

Джек своего партнёра (в том числе и дуального) этими впечатлениями не одаривает. (Клещами из него не вытянешь рассказов о том, что и как там было). На праздник он часто приходит «случайно»— один без партнёра, как если бы зашёл «по делу», но случайно попал на праздник. Партнёру звонит домой и кратко, «бегущей строкой» сообщает: «Случайно попал на праздник… нет, сюда не приезжай, ты здесь никого не знаешь… приеду домой всё объясню, расскажу…». На самом же деле его обещания («Приеду домой, расскажу!») — пустой звук, — ничего он не расскажет о празднике, как если бы он вообще на нём не был. Так что и партнёр его (в том числе и дуальный) сразу же начинает беспокоиться и подозревать его во лжи, гадая: «А где он был на самом деле? Почему ни фотографий, ни подарков с праздника не привёз? А если он был на празднике, то почему молчит? Почему не рассказывает? Не делится впечатлениями?»

А Джеку как деклатиму вообще трудно чем — либо делиться. А тем более — пережитыми впечатлениями и ощущениями (аспекты, отвечающие за озвучивание этих тем — (-ч.э.3) и (+б.с.4) — у него с трудом вербализуются. Кроме всего прочего, ему бывает и лень рассказывать о чём — либо. Да и зачем тратить время на эти рассказы, если можно ещё раз куда — то поехать, снова что — то увидеть, набраться новых впечатлений, (обещая потом ими поделиться?. Подарки он тоже не всегда может довезти до партнёра — раздарит по дороге случайным людям — их жёнам, подругам и детям — а о близком ему человеке вспомнит в самую последнюю очередь (если вспомнит).

17. “Путь познания истины” в брачных программах РЕШИТЕЛЬНЫХ и РАССУЖДАЮЩИХ
Жестокость или “суровая правда жизни” — является непременным атрибутом “брачных программ” в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ. Испытания, предъявляемые партнёру, обязательно должны быть суровыми. Страдания, которые должен пережить партнёр должны вывести его на новый уровень знания, на пусть познания истины, на понимание высшего порядка вещей.

Во второй (бета) квадре на путь “понимания истины” (в “брачных программах”) выводят через:

а). логико — сенсорный или сенсорно-логический “деспотизм”(-ч.с. / +б.л.) — грубый и материалистичный “порядок вещей”— заставляют уважать порядок распределения силы и власти. Порядок вещей для логиков — сенсориков второй квадры бывает важнее самого партнёра, которого этому прядку подчиняют. (В дуальной паре это подчинение происходит наименее болезненно.)

б). через этико — интуитивный или интуитивно — этический “террор” (-б.и./ +ч.э.) — заставляют уважать чужую душевную боль (чужое страдание, страсть, чужие чувства) и подчиняться силе этой страсти.(Проблема этиков — интуитов второй квадры иногда заключается в том, что они свою душевную боль, свои страдания, свои чувства к партнёру любят больше самого партнёра. И за его пренебрежение к этой боли и чувствам могут ему жестоко мстить.

В третьей квадре к пониманию истины приводят через
а). сенсорно — этический диктат: заставляют уважать чужую добрую волю и чужое желание делать добро (+ч.с./ -б.э.).
(Эпизод из отношений юноши-Цезаря с предполагаемой потенциальной партнёршей-Джеком: узнав, что у неё дома ремонт и из-за этого она не сможет сегодня с ним встретиться (а это их первая встреча, и первый телефонный разговор), он тут же предложил ей свою помощь и свои услуги: “Так, я сейчас же выезжаю, помогу тебе разобраться с ремонтом. Говори адрес!”. Девушка, полагая, что в гости напрашивается очередной праздношатающийся бездельник, решительно отклонила его предложение. Следующего звонка уже не было — парень не захотел растрачивать себя на человека, не способного, как ему показалось, оценить его добрый порыв и широту души.)

б).Либо через этико — сенсорный “деспотизм” (-б.э./ +ч.с.) — заставляют уважать нравственные принципы реализуемые “добрыми делами”, заставляют ценить добро, сделанное “во имя” высоконравственных, гармоничных отношений. (Проблема этиков — сенсориков третьей квадры как раз в том и заключается, что свои добрые дела и добрые отношения к человеку они ценят — “любят” — больше, чем самого человека.

в). К познанию истины в третьей квадре приводят и через полосу интуитивно — логических (-б.и./ +ч.л.) или логико — интуитивных препятствий (-ч.л./ +б.и.) — через испытание временем и трудом: испытание разлукой, невзгодами, трудностями, тяжёлыми бытовыми условиями и т.д. Если человек прошёл через все испытания и не дрогнул, не утратил чувства собственного достоинства, не растерял душевного тепла, значит он заслуживает доверия и на него можно положиться.

В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ к пониманию истины приводят через полосу удовольствий. И прежде всего — удовольствий интеллектуальных, связанных с возможностью порассуждать о чём — нибудь интересном, занимательном и увлекательном.

а).Через такую полосу удовольствий проводят партнёра логики — интуиты альфа — квадры, заставляя ценить саму возможность тонкого и изысканного интеллектуального общения — ценить эрудицию, широту и разносторонность интересов, демократичность и непринуждённость общения, красоту стройной логической системы (-б.л./ +ч.и.), смелой и интересной гипотезы (+ч.и./-б.л.).

Интеллектуальное наслаждение в первой квадре может навязываться так же насильственно. как и любое другое. (Чего стоит одно только характерное для Дон — Кихота свойство навязывать диспут всем и каждому, обсуждать любую тему, какая ни подвернётся и тыкать носом в газету каждого встречного — поперечного: “Посмотрите, как тут интересно написано! Я вам сейчас прочитаю…” Или другое свойство, тоже характерное для Дон — Кихота: считать себя умнее других, или, точнее, считать остальных глупее себя: “Слушай, а ты оказывается не так глупа, как я думал!.. Я даже приятно удивлён!..” —говорит ИЛЭ, Дон- Кихот девушке на первом свидании и полагает, что делает комплимент).

При такой установке человека ставят в положение вечного “ученика”, этакого недоумка- несмышлёныша и втемяшивают ему в голову азбучные истины, (до которых РАССУЖДАЮЩИЕ большие охотники). Этот вид террора можно условно назвать логико — интуитивным (-б.л./ +ч.л.), или интуитивно — логическим (+ч.и./ -б.л.). Пока один из партнёров изрекает банальности, другой должен сидеть и внимать. Затыкать уши при этом (или рот изрекающему) категорически противопоказано! (Органы ощущений в альфа — квадре должны быть открыты для воздействия. Ощущения в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ — это и ценность, на которую ориентируются, и инструмент, которым манипулируют).

б).Наряду с интуитивно — логическим, существует ещё и сенсорно — этический террор (+б.с./-ч.э.) — “закармливание” и “перекармливание” чувственными удовольствиями: наслаждение сексом, едой, отдыхом, комфортом, яркими и приятными впечатлениями, а также эмоциями и чувствами с последующими упрёками: “Я к тебе всей душой, а тебе такого пустяка для меня жаль?!.” (Понятно, что навязываемые партнёру идеи, вкусы, чувства или удовольствия ценятся гораздо выше личной инициативы партнёра, его воли и желания. Если партнёр отказывается принимать всё выше предложенное, на него можно обижаться, наказывать его (пусть даже морально), сердиться на него, стыдить, упрекать: одно слово — несмышлёныш! — счастья своего не понимает!

В четвёртой квадре наслаждаются собственной добродетелью, кротостью, любовью к ближнему (+б.э./-ч.и.), наслаждаются и услаждают ближнего своей любовью, за что и требуют с него высокой платы — безграничного послушания, терпения, преданности и заботы.

В партнёре любят своё наслаждение им — его покорностью, заботой и всеми теми удовольствиями, которые он доставляет. Поэтому логики — сенсорики четвёртой квадры вводят в этот план отношений свой порядок и свою систему требований, вводя понятие меры и целесообразности наслаждения (+ч.л./-б.с.), а также меры этических требований (по отношению к “источнику удовольствий”, чем несколько сдерживают этико — интуитивный террор своих дуалов). По их мнению удовольствие надо “заслужить” (-б.с.), или “заработать” (+б.с.).

На основе взаимных претензий, расчётов и требований выстраиваются в четвёртой квадре и отношения соподчинения: интуиты — этики считают, что они сами по себе интересны и уже этим доставляют интеллектуальное наслаждение партнёру, логики — сенсорики довольно высоко оценивают своё умение “жить со вкусом” и доставлять этим удовольствие себе и другим (за что и предъявляют подчас довольно высокий “счёт”: “Мы удовольствие вместе получали, почему я должен один за это расплачиваться?” (-б.с./ +ч.л.)

18. «Свобода при использовании грубоватыми кличками»3

(3 Цитата Аушры Аугустиновичуте)

Резкие “солёные” словечки, крепкие ругательства, циничные, грубые выражения чаще позволяют себе РЕШИТЕЛЬНЫЕ (разумеется, получившие воспитание в соответствующей среде). Но если нечто подобное позволяют себе РАССУЖДАЮЩИЕ (особенно этики — интуиты — наиболее щепетильные в этом вопросе), тут уж определённо можно говорить о влиянии среды и об издержках воспитания.

Конечно в квадре РАССУЖДАЮЩИХ ДЕМОКРАТОВ солёные словечки встречаются чаще, чем у РАССУЖДАЮЩИХ АРИСТОКРАТОВ. РАССУЖДАЮЩИЕ ЭТИКИ — ДЕМОКРАТЫ (Дюма и Гюго) гораздо менее щепетильны и могут свой лексикон “яркими” словечками расцветить. (Особенно это относится к ярким и эмоциональным высказываниям Гюго.)

В четвёртой квадре такая “расцветка” абсолютно неприемлема: Достоевский органически не способен выслушивать грубости. Страдальчески затыкает уши, либо в самой категоричной форме пресекает.

Гексли в этом отношении более свободен: он может грубость обратить в шутку, либо представить как “модное”, “изысканное словечко” и “обкатать” его в своём лексиконе (у Гексли это получается игриво и изящно).

Возмущаться по поводу грубости или хамского отношения могут и вполне приземленные логики — сенсорики четвёртой квадры. (Габен о Гамлете: “Познакомили меня с женщиной. Внешне она мне не понравилась: маленькая такая, лицо злое, неприятное, но, думаю, не с лица воду пить, встретились мы с ней. Пожила она у меня пару дней, а потом говорит: “Слушай, ты когда — нибудь дрался? Женщин бил?” — Нет, говорю, не бил. А она: “ Вот только попробуй меня ударь, я тебе так дам — глаз выбью! Ну, думаю, пропал… А потом как — то раз, она ставит еду на стол и кричит мне из кухни: “Иди жрать!”. Я захожу на кухню и говорю: “Ты что это себе позволяешь? Ты в культурный дом пришла, или куда?” Не “жрать”, говорю, а “есть”. В общем, выставил я её…”)

“Солёные” словечки РАССУЖДАЮЩИЕ не коллекционируют (если только это случайно не прилипает к их лексикону), РЕШИТЕЛЬНЫЕ — сколько угодно. Для них это как коллекция оружия. (Грубые слова могут тонизировать их и в сексе, и тогда уже эта тема озвучивается у РЕШИТЕЛЬНЫХ через аспекты волевой сенсорики — во второй и третьей квадре, или этики эмоций — во второй. Хотя ЭСИ, Драйзер (как воинствующий этик — моралист) категорически против такой озвучки: запросто может прервать процесс, да ещё и поколотить в придачу!

Грубые клички (“кликухи”), или искажённые, огрублённые имена, обидные жестокие прозвища — распространены в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ. Во второй квадре они призваны нивелировать (или занижать) иерархический (или социальный статус человека) при установке отношений соподчинения. В третьей квадре ими пользуются для демократической уравниловки — все кругом “Петьки, Маньки, Ваньки” — и все равны. (А попробуйте это запросто, без должных на то этических или логических оснований сказать это представителю второй квадры, как он тут же обидится, усмотрит в этом “неуважение” (попытку его подчинить) и непременно попытается восстановить прежний иерархический “порядок”: “Манька на базаре семечками торгует! А я тебе не Манька, а Мария Ивановна…”)

В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ приняты инфантилизирующие, ласкательные преобразования имён, которые (в некоторых странах) иногда даже выносятся в анкетные, паспортные данные, заменяют полное имя, или (если есть в этом необходимость) становятся псевдонимом.

19. Отношение к “непонятному” в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ и РАССУЖДАЮЩИХ
Человек не обязан понимать всё. И это очень хорошо осознают РАССУЖДАЮЩИЕ. Поэтому быть непонятливым в этих квадрах не зазорно. (Доминирование аспекта интуиции возможностей — ± ч.и.↑) Сегодня ты чего — то не понимаешь, завтра тебе это объяснят или ты сам поймёшь (со временем). Нет ничего плохого и в том, чтобы сказать человеку: “Вы не понимаете. Я вам сейчас всё объясню…”. В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ это не считается бестактностью. Чего не скажешь о квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ, где индивидуальное понимание сути вещей даётся с трудом (человек далеко не всегда бывает уверен, что он всё понял правильно, а переспросить стесняется) и где аспект интуиции потенциальных возможностей является вытесненным аспектом и областью коллективной реализации лаборных блоков.

В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ человек отстаивает своё право на индивидуальную трактовку понимания сути вещей и природы явлений: “я это понимаю так”, или “я это вижу так”. Человек имеет право (и отстаивает своё право) на желание (или нежелание), что — либо в своей трактовке объяснять: “Захочу — объясню, нет — догадывайтесь сами” — характерно для “снобов” (или “свободных художников”) четвёртой квадры. Для них же характерен и ответ: “Сейчас не понял, потом поймёшь.”, “ вырастешь — поймёшь”, за которым естественно скрывается либо нежелание, либо неспособность что — либо объяснить (характерно для Гексли). В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ каждому пониманию — своя пора и свой возраст. (Но именно поэтому РАССУЖДАЮЩИЕ ДЕКЛАТИМЫ четвёртой квадры (главным образом Гексли) нетерпеливо требовательны во всём, что касается объяснений: «Нет, ты мне сейчас объясни, что это обозначает? А это что?» — спрашивают они, указывая на фрагменты рисунка, элементы танца или пантомимы, — боятся показаться несведущими, неосведомлёнными; их ЭГО — программа не позволяет им невыгодно отличаться от других.)

Иное дело, квадры РЕШИТЕЛЬНЫХ: аспект интуиции потенциальных возможностей здесь выстраданный аспект, расположенный на лаборных, “трудовых” блоках, поэтому здесь все обязаны понимать всё, и никаких поблажек ни себе, ни другим никто не делает. Чего сам не понял, спроси у других, а лучше — дойди своим умом (хоть будет за что себя уважать). Обнаруживать свою непонятливость, показаться непонятливыми в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ стесняются.

РЕШИТЕЛЬНЫЕ прекрасно понимают, что никакое серьёзное объяснение наспех не делается. Во всём, что человеку действительно непонятно, РЕШИТЕЛЬНЫЙ предпочитает разбираться обстоятельно и без суеты, в спокойной обстановке. Поэтому с просьбами об объяснении (каких — то серьёзных вещей) РЕШИТЕЛЬНЫЙ “на ходу” не пристаёт. РАССУЖДАЮЩИЙ — сколько угодно: подловит преподавателя в кулуарах и затевает с ним диспут.

Уточнить правильность понимания для РАССУЖДАЮЩИХ — вполне естественная потребность. (Лучше сразу уточнить, чем сидеть и додумывать то, чего нет.). Поэтому и вопрос: “Ты понял? (поняла?)” — в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ не считается обидным. РЕШИТЕЛЬНЫЙ, если его поминутно об этом спрашивают (объясняя какие — то элементарно простые вещи), может обидеться: что же это, его дураком считают? — чай не глупее других! (На предприятии одна мастер — Гексли инструктировала нового технолога — Драйзера (с высшим образованием, с опытом и стажем работы) и объясняя ей элементарные вещи, через два слова на третье переспрашивала: “Ты поняла? это понятно?”. Драйзер какое-то время терпела эту пытку, а потом на каждый такой вопрос, стала с вызовом отвечать: “Нет, не поняла. Объясни!”. Тогда уже Гексли поняла, что над ней издеваются и прекратила объяснение.)

Уточнение непонятного, равно как и требование объяснений у РЕШИТЕЛЬНОГО относится к аспекту волевой сенсорики и равносильно вызову или угрозе: “Не понял!..” (и пальцы “веером”). Не случайно и то, что выражение “дать объяснение” у РЕШИТЕЛЬНЫХ традиционно является синонимом вызова на дуэль: “Я требую, чтоб господин Онегин мне объяснил свои поступки!..”)

Разговор о возможностях, само обсуждение этой темы считается одним из наиболее оскорбительным в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ . (“Кто ты такой, чтобы решать за меня, что я смогу сделать, а что — нет?”— первейший их вопрос и первая претензия — “Я сам это решаю!”). И объясняется это опять же тем, что к многострадальному (и вытесненному, расположенному на “трудовых”, лаборных блоках) аспекту интуиции потенциальных возможностей в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ относятся очень серьёзно и ответственно.

Область потенциальных возможностей здесь постоянно (наперекор всему!) развивают и расширяют, не давая себе в этом никакого снисхождения (в отличие от РАССУЖДАЮЩИХ).

Недооценка или переоценка чужих или собственных возможностей в квадрах решительных считается серьёзным промахом.

А вот работа на заниженном потенциале — личное дело каждого: пусть не по максимуму реализация, но зато стабильная, без срывов, а это для РЕШИТЕЛЬНОГО уже много — лучший показатель опыта, знание своей нормы, своих возможностей. (Завышенная планка требований к себе и окружающим — серьёзная проблема в диаде Максим — Гамлет, — часто приводит к неврозам, срывам, к перенапряжению и депрессии. И наоборот: постепенное и умеренное повышение требований к своему и чужому потенциалу — здесь является показателем гармоничного мироощущения, стабильной и успешной самореализации.)

Оценка чужих возможностей (заниженная или завышенная) в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ рассматривается как бестактность. Попытка суггестировать по интуиции возможностей — раздражает и вызывает возмущение. Попробуйте сказать РЕШИТЕЛЬНОМУ: “Вы не сделаете этого — вы не сможете!”, или “Вы не можете так просто уйти!..”, он ответит: “ Нет, я именно смогу!..”. И это тоже будет вызовом. Сомневаться в своих возможностях и способностях РЕШИТЕЛЬНЫЙ никому не позволит: “Не можем — сумеем! Не сумеем — научимся! Не боги горшки обжигают!” — судить об этом никто не имеет права. Но попробуй только кто — нибудь похвастаться своими возможностями и реально этого не подтвердить, — РЕШИТЕЛЬНЫЙ первый этого не прощает: хвастал — теперь доказывай; в лепёшку разбейся, а докажи. ( “Назвался груздем, полезай в кузов.”). Попытка отпереться от своих смелых заявок (свойственная РАССУЖДАЮЩИМ), вызывает в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ ещё большее возмущение: претендующих на незаслуженную славу здесь не любят.

РАССУЖДАЮЩИЕ очень вольготно обращаются с аспектом интуиции потенциальных возможностей. Наиболее болезненная точка взаимодействия РЕШИТЕЛЬНЫХ и РАССУЖДАЮЩИХ — рассуждения о возможностях (какого — то конкретного) человека. Ох и любит же РАССУЖДАЮЩИЙ об этом поговорить — хлебом не корми! Само рассуждение на эту тему для него значит больше, чем проявление этих возможностей — главное самого себя убедить в том, что он на это способен. (Я и то могу, я и это могу — “я таких стихотворений могу в день по десятку насочинять…”) РЕШИТЕЛЬНЫЙ либо мрачнеет от таких рассуждений, начиная испытывать невыносимые физические (или душевные) страдания. Либо может сразу же себе уши заткнуть (или рот РАССУЖДАЮЩЕМУ, что делать чрезвычайно опасно). Может сразу же начать скандалить, полезет в драку или станет провоцировать на спор: “Можешь? — Докажи! А болтать у нас все мастера!”, потому что терпеть эту пытку у него уже больше нет сил (особенно это тяжело интроверту — сенсорику — тактику — Максиму или Драйзеру, у которых этот аспект попадает на мобилизационную функцию).

20. Отношение к своему и чуждому времени
Отношение к своему или чуждому времени (аспект ±б.и.↑) , а особенно свободному в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ — личное дело каждого. Координация планов ведётся более спонтанно и на “живую нитку” — никто ничего “железно” не обещает, никто ни на кого не обижается, если в последнюю минуту что — то сорвалось — все стараются держать в уме какие — то запасные варианты, которые тоже обсуждаются заранее.

В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ всё более жёстко планируют (с позиций интуиции возможностей ±ч.и.↑), там больше напряжения и больше суеты и, соответственно, больше угрызений совести. Потому что то, что планируется с позиций интуиции потенциальных возможностей либо граничит с невозможным, либо рассматривается на грани достижимого — все хотят успеть всё, совместить несовместимое, а если при этом ещё кто — то заставляет себя ждать, то всё у всех разваливается, а потом все долго ищут виноватого и выясняют, кто кого подвёл. (А иногда планируется то, что вообще не предполагается выполнять: человек может жёстко и клятвенно обещать придти через 15 минут и помочь разобраться в каком-то деле, а приходит не через 15 минут, и ни через 15 дней, — приходит, когда захочет, спустя месяц, другой, третий. Появляется на пороге, безмятежно улыбаясь и говорит так, словно ожидает награды: “Я обещал прийти и пришёл” (более характерно для Габена, который “гуляет сам по себе”).

Несколько дел (или встреч) назначать на одно и то же время, а потом все дела бросить и поехать вообще в другом направлении или просто сесть и никуда не пойти (“А мне так захотелось!”) — тоже характерно для РАССУЖДАЮЩИХ. (Особенно для Гексли).

У Гексли упорное игнорирование интуиции времени в сочетании с БЕСПЕЧНОСТЬЮ И УПРЯМСТВОМ (программной интуицией потенциальных возможностей и проблематичной логикой соотношений в инертном блоке ментала ) даёт иногда очень интересные результаты. Так, например, неизгладимое впечатление производят “рекомендации” представительниц этого ТИМа, опубликованные в популярных женских журналах. Примерно такие:

“Как привести себя в порядок за полчаса?
Если у вас до выхода остаётся всего полчаса, вы можете быстро восстановить свежий и здоровый вид, если примите хвойную ванну (15-20 минут), затем на 15 минут сделаете питательную маску, потом ещё 15-20 минут у вас займёт массаж и гимнастика, затем 10 минут спокойно посидите в кресле, отдохните…”

И не то, чтобы Гексли не знал, сколько минут в половине часа (хотя, составляя такие рекомендации (или следуя им), он об этом может забыть), для него, как для РАССУЖДАЮЩЕГО важно не само время, а количество возможностей, которое за это время можно реализовать. Важно получить преимущество в реализации возможностей, а для этого иногда приходится перехватывать чужие шансы, чужое время, заставлять кого — то ждать, в чём опять же, для себя Гексли большой беды не увидит: главное, что он получил возможность сделать для себя всё желаемое и необходимое. А тем, кто его понапрасну ждал, всегда можно объяснить своё опоздание благовидным предлогом. И эту возможность Гексли тоже не упускает, потому, что это ещё один шанс, который он может использовать для себя, для своего удовольствия и здоровья. И ещё может получить моральное преимущество (если его объяснениям поверят). Если не поверят, тоже не беда. Можно ничего и не объяснять в своё оправдание, а просто отмахнуться дежурной фразой, — резкой, обидной, дерзкой, — не важно! Главное, чтобы не приставали с расспросами, не навязывали ему чувство вины. Тогда можно считать, что и время, потраченное на себя, не пропало даром, и шансы использованы по максимуму.

Понятно, что во всех своих целях и планах человек зависит и от системы представлений и от приоритета ценностей, а интуиция времени в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ вытесненная ценность (±б.и.↓). И хотя кажется, что более вольготно с чужими планами обращаются именно РЕШИТЕЛЬНЫЕ, основные несостыковки по времени происходят в периферийных квадрах. Поэтому зависеть от РАССУЖДАЮЩИХ по этому аспекту — последнее дело: суеты и обид много, а толку мало.

21. Приоритеты РЕШИТЕЛЬНЫХ и РАССУЖДАЮЩИХ
РАССУЖДАЮЩИЕ ориентированы на безмятежно — благоприятные отношения с окружающей средой, которые считают нормой существования.

Экстремальные условия существования — недопустимое отклонение от нормы, за которое приходится дорого расплачиваться (миром, покоем, семейным счастьем, личным благополучием, здоровьем родных и близких…)

РЕШИТЕЛЬНЫЕ: экстремальные отношения с окружающей реальностью — норма существования («враг не дремлет, и мы должны быть начеку!»).

Безмятежные, расслабляющие отношения — отклонение от нормы, за которое приходится дорого расплачиваться моральной, физической, социальной и интеллектуальной деградацией, внешним и внутренним физическим и психологическим порабощением, которого ни в коей мере нельзя допустить — это опасно для жизни и судьбы человека, угрожает его личной и общественной безопасности, угрожает благополучию и развитию общества, эволюции общественного сознания…

Примечание

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ ценится умение добиваться своего силовыми методами. Умение “ брать за горло” и припирать к стенке, (а ещё лучше — по ней размазывать.) Поэтому “требовательность” — как способ доминирования с позиции силы и “уступчивость4” — как просьба о милосердии — одна из конфликтогенных зон взаимоотношений решительных и рассуждающих ( и в ортогональных, и в смежных квадрах).4 Уступчивость здесь рассматривается как проявление милосердия, а не как появление признака “упрямые — уступчивые” ( прим. автора).

Требовательность для РЕШИТЕЛЬНЫХ — это вопрос приоритета аспекта волевой сенсорики, уступчивость для РАССУЖДАЮЩИХ, вопрос приоритета аспекта интуиции возможностей, которым они “сильны”, пользуются им как оружием — для того, чтобы преуспеть, захватить ключевые позиции, ключевые возможности, “перекрыть кислород” потенциальным конкурентам.

Если РЕШИТЕЛЬНЫЕ “берут за горло” посредством аспекта волевой сенсорики (силой, волевым напором, давлением), РАССУЖДАЮЩИЕ — посредством интуицией возможностей, — “обкладывая флажками”, перекрывая ходы и выходы (поэтому уступки и сострадание им в этой связи крайне необходимы).

Требование уступок у РАССУЖДАЮЩИХ может озвучиваться и как убеждение (осуждение агрессии и волевого давления (±ч.с.↓), но может быть и поиском решения по интуиции возможностей ( ±ч.и.↑ ) — почему бы и не предоставить человеку возможность проявить свои лучшие качества?

Требование ( или просьба ) уступок может быть сигналом отчаяния, подаваемым с лаборных блоков. По аспекту волевой сенсорики рассуждающие стараются “быть как все” (±ч.с.↓), но тем не менее, бывают не прочь выговорить для себя особые (льготные) условия. РАССУЖДАЮЩИЕ предпочитают не “застревать” на аспектах волевой сенсорике в лаборных блоках (±ч.с.↓) и стараются “проскочить” эту область как можно быстрее и, желательно, с посторонней помощью (коллективная реализация лаборного блока), поэтому и взывают к состраданию ( в рамках “мягкого” поиска возможностей: помоги, сделай это для меня, (или вместо меня) либо “жёсткого” поиска возможностей — когда РАССУЖДАЮЩИЙ “подставляет” человека, взваливая на него последствия своих “интуитивных изысканий”, вынуждая его принять ответственность на себя и перекрывая ему путь к отступлению).

Автор — Вера Стратиевская

Источник