Рассудительность — решительность (Стратиевская) — Часть 2

Рассудительность — решительность
Часть II

7. Отношение к удовольствию в быту, в учёбе, в процессе воспитания детей
РАССУЖДАЮЩИЕ — это всегда гурманы в любви, в еде, в интеллектуальном общении. На любой дистанции общение должно быть и приятно, и интересно одновременно. Комплименты или благодарность по поводу полученного удовольствия — дело обычное. (“Я вчера получил колоссальное удовольствие от прочтения вашей статьи — огромнейшее наслаждение…”). Совмещать приятное с полезным (или приятное с интересным) более свойственно РАССУЖДАЮЩИМ.

У РЕШИТЕЛЬНЫХ в этом отношении несколько иной взгляд на вещи: “делу — время, потехе — час”. И то, и другое — никак не совмещаются (особенно в третьей квадре).

Если в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ учёба должна доставлять удовольствие или (по крайней мере) может с ним совмещаться, то в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ этот аспект менее всего принимается во внимание: учёба должна быть в первую очередь эффективной, результативной и методичной, а удовольствие от неё получать совсем необязательно.

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ учёба может совмещаться и со строгой муштрой и с “палочной системой” — “ кнут и пряник” — вполне приемлемая (и достаточно распространённая) методика, особенно в рациональных диадах.

Наслаждением в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ не перекармливают, более того, стараются не докормить.

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ не принято баловать детей, не принято с ними сюсюкать, уговаривать, кормить с ложечки — не принято их инфантилизировать, чего не скажешь о квадрах РАССУЖДАЮЩИХ.

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ не принято щедро расточать ласки детям, и в этом отношении их рано “отлучают от груди” ( в психологическом смысле) — не носят на руках (вплоть до младшего школьного возраста, как это иногда происходит у РАССУЖДАЮЩИХ), стараются не поощрять “чрезмерную” ласковость ребёнка, не поощряют его изнеженность (склонность к неге) — не позволяют ему сосредотачиваться на аспекте сенсорики ощущений, чрезмерно прислушиваться к своим ощущениям — приятным и неприятным.

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ не принято акцентировать внимание на приятных ощущениях ребёнка, на неприятных — особенно, если это на приёме у врача — тем более: воспитывается спартанское отношение к боли. (Возможно поэтому РЕШИТЕЛЬНЫЕ так боятся походов к врачам.)

В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ с удовольствием отмечают реакцию ребёнка (и не только ребёнка) на приятные ощущения: “Посмотрите, как ему нравится это купание! Посмотрите, какой он довольный и весёлый!”.

В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ вообще любят говорить о приятных ощущениях, обсуждать приятные ощущения (“Тебе нравится этот суп? Правда вкусно? Очень вкусно!” — особенно характерно для ЭСЭ, Гюго).

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ охотнее говорят о неприятных ощущениях — об ощущениях боли, страха, напряжения и о том, что с этим связано.

Характерные для РЕШИТЕЛЬНЫХ “садистские страшилки” и страшные “сказки на ночь”, обычно пресекаются рассуждающими. (одно из “сильных впечатлений” , относящееся к Санкт- Петербургу середины 90 -х: коммерческий гастроном поздно вечером; скучающие продавщицы обсуждают тему каннибализма. Одна из них во всеуслышанье рассказывает историю о соседке — старушке, порубившей своего внука на котлеты, другие вспоминают похожие истории. На реакцию покупателей никто внимание не обращает.)

В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ не принято говорить о неприятном.

Первая квадра — квадра Зарождения, а не увядания. И верхом неприличия считается испортить настроение в праздничный вечер рассказами об упырях, монстрах и прочей нечисти. (В жестоких квадрах, в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ2 обожают развлекаться и развлекать такими историями.)


2 По психологическому признаку «решительные — рассуждающие» квадры решительных — вторая и третья — представлены «агрессивными» (тяжёлыми, жестокими) сенсориками и «виктимными» (от слова «виктима» — «жертва»), провоцирующими насилие интуитами.

В первой квадре о смерти стараются не говорить. Там доминирует аспект позитивной интуиции потенциальных возможностей, позволяющий думать о времени в первую очередь как о вечности, а о вечности как о бессмертии — неограниченном сроке пребывания человека в мире своих позитивных эмоций, радостных ощущений, интересных, занимательных идей. «Я мыслю, значит я существую», а представить, что когда — нибудь перестану мыслить я не могу.

ЭСЭ, Гюго, например, (РАССУЖДАЮЩИЙ альфа — квадрал) не может себе представить мир, в котором он перестанет жить и получать удовольствие от радостей жизни. Поэтому и разговоров о смерти, которая придёт и прекратит его радостное существование в этом мире, ненавидит пуще всего. На разговоры о предопределённости реагирует как на укус скорпиона. Врывается возмущением и воплями: «Какое хамство! Какая мерзость! Какая низость портить человеку настроение!.. Как это омерзительно! Возмутительно! Как не люблю я этого! Фу!!!.. «

8. Как обойти запретные темы?
Завязывая знакомства, мы обычно ищем приятные темы для разговоров. Не в традициях и не в правилах хорошего тона расспрашивать о неприятном.

И всё же, если знать соционику, не придётся и обсуждать неприятные темы. Не нужно о них и подробно расспрашивать. Их нужно только наметить, очертить кругом, как минное поле, и постараться на него не заходить. Можно предложить человеку круг тем, о которых он хотел бы поговорить и по предпочтениям определить в нём РЕШИТЕЛЬНОГО или РАССУЖДАЮЩЕГО. Говоря о своих предпочтениях, РЕШИТЕЛЬНЫЕ (и особенно, ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЕ) упоминают и о темах, которые они обсуждать не любят, — на всякий случай, чтобы их не затрагивали.

Если человек сразу предупреждает: «Я не люблю говорить о своём здоровье, о своих успехах. Я привык решать свои проблемы сам…» — можно сразу предположить, что это — РЕШИТЕЛЬНЫЙ гамма — квадрал (деловая логика доминирует, сенсорика ощущений и интуиция потенциальных возможностей вытеснены) и больше этих тем не касаться.

Бестактный или несведущий в соционике альфа — квадрал (вне всяких предостережений) может заинтересоваться именно закрытой для обсуждения темой здоровья. Начнёт расспрашивать: «А почему Вы не любите говорить о своём самочувствии? У Вас что-то болит? Что Вы принимаете? Когда Вы в последний раз ходили к врачу? Вы знаете, как это опасно — запускать свои болезни?..».

Или начнёт расспрашивать об успехах в учёбе: «Почему Вы не хотите об этом говорить? Вам трудно даются какие — то предметы? Вы не пробовали нанять репетитора?..»

Гамма — квадрал сразу после этих расспросов «взорвётся», а альфа — квадрал — сразу же после него. Конечно, на этом их общение и может закончиться: они разойдутся в разные стороны, не слишком довольные друг другом, но и в ИТО конфликта не втянутся, — спасутся от них малым боем и впредь будут держать друг с другом далёкую дистанцию, — получат небольшую «прививку» ИТО конфликта в малых дозах, наработают некоторый опыт, приобретут иммунитет. В любом случае, к тесту это не относится, — тест предлагается только для того, чтобы выявить эти «минные поля» и впредь избегать их, а не протаптывать их сплошняком от края и до края, рискуя на каждом шагу «подорваться» на первой же попавшейся «мине», причиняя боль и соконтактнику, и самому себе.

Соционика освобождает нас от поиска болевых точек методом «слепого тыка», освобождает от болезненных методик диагностики и терапии, освобождает от риска новых ошибок — предупреждён, значит защищён.

9.Какие темы не любят обсуждать РЕШИТЕЛЬНЫЕ и РАССУЖДАЮЩИЕ?
РЕШИТЕЛЬНЫЕ не любят обсуждать темы, касающиеся малозначительных вещей («пустяков»), всяких неразберих и долгих проволочек. РЕШИТЕЛЬНЫЕ ценят своё время: лучше один раз принять решение, чем миллион раз его обсуждать и откладывать.

РАССУЖДАЮЩИЕ не любят обсуждать темы, требующие принятия важного, быстрого и кардинального решения (развод, размен, раздел, разъезд…) — эти вопросы может сводить к обсуждению годами. (Что, соответственно, затрудняет развод, раздел, размен, разъезд конфликтёров, из которых один — решительный, другой — рассуждающий.)

РАССУЖДАЮЩИЙ не любит обсуждать тему, касающуюся жестоких мер воздействия на человека — тему воспитания и наказания.

РЕШИТЕЛЬНЫЙ может обсуждать эту тему даже с детьми в школе. («А ну-ка дети, скажите, как мы накажем Васю за опоздание?» — спрашивает «первоклашек» учительница СЛЭ, Жуков. — «Поставим его на колени и на горох!..» — предлагает один из учеников.).

У РЕШИТЕЛЬНЫХ в числе первых тем НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОБСУЖДЕНИЮ с кем бы то ни было (а тем более — с чужими или посторонними людьми) будет тема здоровья (1), чувственных наслаждений (2), методов получения чувственных наслаждений и удовольствий (3).

РАССУЖДАЮЩИЕ обсуждают эти темы более, чем охотно. РАССУЖДАЮЩИЕ любят поговорить и об удовольствиях и о способах их получения. Получают удовольствие и от самих разговоров. Возникает «резонанс» ощущений и образов, который позволяет им пережить эти радости ещё не один раз, — позволяет продлить приятное «послевкусие».

РЕШИТЕЛЬНЫЕ бояться говорить о своих слабостях и пристрастиях; предпочитают не обсуждать тем, связанных с изнеженностью, наслаждением, способами получения удовольствий, — боятся сплетен и пересудов, боятся показаться слабыми, изнеженными, уязвимыми. «Неженка» — не лучшая характеристика в квадрах решительных.

РЕШИТЕЛЬНЫЕ не любят обсуждать тему, касающуюся их болезней, здоровья и потому, что

  • боятся слабости, дряхлости, боятся быть надолго прикованными к постели и оказаться вытесненными из системы (преимущественно, бета — квадралы);
  • боятся выбиться из тонуса, отвыкнуть от физических нагрузок,
  • боятся оказаться профессионально непригодными (преимущественно, гамма — квадралы),
  • бояться показаться уязвимыми (преимущественно, бета — квадралы),
  • боятся неизвестности, неопределённости, долгих проволочек, связанных с диагностикой, лечением и решением проблем с трудоустройством;
  • боятся врачебных ошибок, боятся небрежности и грубости медперсонала;
  • боятся бестактности врачей (которая уязвляет их, занижает их самооценку).

Стараясь подавить свой страх, РЕШИТЕЛЬНЫЕ любят иногда напустить страху на других: сидя в очереди возле кабинета врача, могут увлечённо рассказывать о физических травмах, истязаниях, о страшных и болезненных процедурах (характерно для бета — сенсориков). Могут говорить о решительности действий, касающихся их здоровья («Вот мне тут надо съездить прооперироваться…», «Вот мне тут надо сходить вырвать зуб…») — для них эта та же демонстрация силы, решительности, презрения к боли.

Программы и методы воспитания — рациональные и иррациональные, дисциплинирующие и расслабляющие — оказывают огромное влияние на признак РЕШИТЕЛЬНОСТИ и РАССУДИТЕЛЬНОСТИ, вплоть до того, что первое впечатление может оказаться обманчивым: человек очень долго общается по ролевой (нормативной) своей функции, а нормативный аспект (ролевой) как раз ортогонален по признаку решительности и рассудительности, находится на уровне СУПЕРЭГО, является контактным (относится к контактной функции ПФ-3) и во многом зависит от сложившихся поведенческих форм, привитых родителями или навязанных окружением.)

Поведенческие формы, привитые условиями воспитания, дают сильные искажения по этому признаку. Так, например, РАССУЖДАЮЩИЕ родители очень обижаются на неразговорчивость своих РЕШИТЕЛЬНЫХ детей, воспринимая их немногословность как знак недоверия, обиды и отчуждения. Стараясь их разубедить, РЕШИТЕЛЬНЫЕ дети становятся более разговорчивыми в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ.

И наоборот: РАССУЖДАЮЩИХ детей в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ приучают к сдержанности и немногословности. РЕШИТЕЛЬНЫХ родителей раздражает словоохотливость их РАССУЖДАЮЩИХ детей, — особенно, когда они выбалтывают все семейные тайны первому встречному. С разговорчивыми РАССУЖДАЮЩИМИ в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ обращаются особенно строго: «Болтун — находка для врага» — поговорка, распространённая в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ.). Да и в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ право порассуждать взрослые оставляют за собой и бывают очень придирчивы к качеству рассуждений детей, к качеству выдаваемой ими информации (сор из избы выносить никто не любит). Детям разрешается разговаривать на нейтральные темы, поощряется умение вести непринуждённую беседу, рассказывать о своих успехах в школе, блистать эрудицией, пускать пыль в глазах. Ценится умение заявить о себе, представить себя в выгодном свете, произвести яркое, запоминающееся впечатление — следствие доминирования интуиции потенциальных возможностей в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ. (Демонстрацию всех этих свойств мы находим у Хлестакова (ИЭЭ, Гексли) в комедии Н.В. Гоголя (ЭИЭ, Гамлет) «Ревизор», где этот персонаж уже сам по себе представлен, как карикатура на находчивого и не в меру разговорчивого РАССУЖДАЮЩЕГО, который всё, что знает и видит, — всё выболтает, — ничего в себе не утаит.)

К сожалению, признак РЕШИТЕЛЬНОСТИ И РАССУДИТЕЛЬНОСТИ — это не тот признак, по которому удобно определять ТИМы (в силу его влияния на воспитание на человека). Наряду со многими ценными сведениями, он может дать и очень сильные искажения (с точностью до наоборот). Так, например, РЕШИТЕЛЬНЫЕ, воспитанные в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ, могут огромное количество времени проводить в разговорах на отвлечённые темы, пространно рассуждая обо всём, что «видит око, да зуб неймёт» — о чувственных наслаждениях, удовольствиях. Такой человек может с утра прийти в гости к мало знакомым людям и провести за разговорами целый день, подбирая для беседы то одну тему, то другую (характерно для ЛИЭ, Джека, воспитанного в семье Дюма..)

Обманчивое впечатление может произвести и РАССУЖДАЮЩИЙ, воспитанный в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ. Например, Дон — Кихот, воспитанный Драйзером, может быть очень немногословным, может говорить простыми, лаконичными фразами, чётко и по существу. Разговорить его бывает трудно.

Ярче всего признак РЕШИТЕЛЬНОСТИ и РАССУДИТЕЛЬНОСТИ проявляется по отношению к здоровью и самочувствию человека. Так, например, можно быть РЕШИТЕЛЬНЫМ (ЛИЭ, Джеком) воспитанным в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ, среди РАССУЖДАЮЩИХ родителей и родственников и при этом панически бояться врачей. Вплоть до того, что даже на приём к окулисту родственникам приходится его чуть ли не волоком тащить.

Вопросы самочувствия, ощущений и эстетического как правило не обсуждаются вкуса в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ (исключение делается только для профессиональных кругов).

О внешности человека РЕШИТЕЛЬНЫЕ стараются говорить только с позиций волевой сенсорики: он в хорошей форме (или в плохой). Сказать человеку “ Фу, как ты располнела!” — равносильно пощёчине. (Это может быть ими использовано как выпад, вызов, оскорбление, как намеренная грубость и хамство; у РЕШИТЕЛЬНЫХ УПРЯМЫХ это может быть проявлением раздражения или плохо скрываемой антипатии).

Для РАССУЖДАЮЩИХ такая оценка более естественна и проявляется как забота о здоровье, о самочувствии.

Кстати сказать, вопросы полноты далеко не всех РАССУЖДАЮЩИХ беспокоят. УПРЯМЫЕ РАССУЖДАЮЩИЕ ДЕКЛАТИМЫ (Гюго и Гексли) иногда видят в этом отклонение от нормы и используют как повод для критики, как возможность выразить человеку свою антипатию, недовольство, выплеснуть на него своё раздражение.

РАССУЖДАЮЩИЕ ИНТРОВЕРТЫ (преимущественно, Дюма) могут в большей степени беспокоиться бледностью человека или отсутствием аппетита (Гексли и Гюго обычно озабочены собственной бледностью и собственным отсутствием аппетита: “Сегодня что — то ела и никакого вкуса не чувствовала — такая апатия, такое плохое настроение!..”). И в этой связи РАССУЖДАЮЩЕГО ДЕКЛАТИМА -ЭТИКА может в большей степени волновать худоба — своя или чужая: “Вы что — то такая худенькая… Вы случайно не больны? Вы бы к врачу сходили…”(Дюма).

От РЕШИТЕЛЬНЫХ что-либо подобное услышать невозможно. Здесь это равносильно хамству, преступлению — даже, если человек врач, он не имеет права на такого рода высказывания, тем более, если его об этом не спрашивают и не пришли к нему на приём. О здоровье с РЕШИТЕЛЬНЫМ можно говорить только с позиций волевой сенсорики: “Ну как ты теперь, в порядке? Поправился? Ну, смотри, больше не болей!»— то есть с точки зрения физической нормы.

Если РЕШИТЕЛЬНЫЙ (главным образом, Гамлет) начинает говорить о недомоганиях,— это может быть признаком депрессии, ипохондрии либо признаком паники, страха неизвестности — его действительно что — то пугает в его здоровье и ему не терпится обсудить эту тему с окружающими. Но “просто так” говорить о плохом самочувствии, демонстрировать слабость, упадок духа или упадок сил в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ нельзя — это и неприлично, и непредусмотрительно и опасно! — воспринимается, как признак не жизнестойкости и нежизнеспособности, означающий готовность сломиться под ударами судьбы и пойти камнем на дно. А поскольку в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ многие живут по принципу “падающего толкни”, желающих помочь человеку пойти на дно (хотя бы морально) будет более, чем достаточно (если он всё равно “не жилец” и сам об этом “кричит”, ему просто помогают “отойти в сторону” и не мешать).

Тот, кто признаётся в собственном бессилии (и в первую очередь — физическом), во всеуслышанье кричит об этом, или даже просто ноет по поводу и без повода, в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ — не жилец. (Если человек начинает ныть и жаловаться кому — то на недомогание, у РЕШИТЕЛЬНОГО это вызывает сложное чувство брезгливости, страха и недоумения — непонятно, как реагировать на такое нытьё — ну, не пристрелить же его, чтоб не мучился? — проще прикрикнуть и приструнить.

Поэтому с собственными недомоганиями (с восстановлением физической формы) здесь предпочитают справляться в одиночку. А если не получается, зовут друзей (как по “военной тревоге”), но только проверенных и надёжных — на помощь и консультацию (и это уже будет коллективная реализация аспекта сенсорики ощущений на лаборных блоках).

РЕШИТЕЛЬНЫЕ с большим удовольствием могут рассказывать о каких — то жестоких забавах, о том, кто кому “вмазал”, кто кому “съездил”; рассказывать о жестоких зрелищах, о драках (“А он ему справа — хрясть! — а тот под ним — хрусть!..”). Жестокие зрелища ярко озвучиваются в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ. Вид драки (особенно зрелищной), рассказ о ней может многим доставлять удовольствие. (Как и всё, что связано с проявлением силы).

10. Кому доверить своё здоровье?
РАССУЖДАЮЩИЕ лишь бы у кого лечиться не будут. Часто меняют врачей, пребывают в поиске наилучшего специалиста. Обсуждают профессиональные и личные качества врачей со своими знакомыми и друзьями, очень требовательны и взыскательных к их рекомендациям.

Для РЕШИТЕЛЬНЫХ психологическая совместимость с врачом бывает чрезвычайно важна.

Так, например, один работник Морфлота ЛИЭ, Джек (38 лет), не смог пройти медкомиссию потому, что 15 минут общался с врачом — конфликтёром. До этого он себя прекрасно чувствовал, но после всех расспросов и неприязненных замечаний Дюма, у него подскочило давление, его тут же записали в гипертоники и списали на берег. Его карьера закончилась раньше срока. Ещё какое-то количество времени и сил он потратил, пытаясь восстановить себя в прежней должности. Но результаты всех последующих обследований оказывались только хуже. Желая разрядить обстановку, врач — Дюма попытался шутить, стараясь примирить его с создавшимся положением: «Подумаешь, — списали на берег! Это ещё не конец всему!». Джек, для которого эта работа составляла смысл всей его жизни, «взрывался» и «кипятился», услышав это. Давление снова подскакивало, и он снова получал отказ. В конечном итоге ему пришлось перейти на административную работу, в которой он тоже преуспел, но этого врача теперь уже обходил за три версты.

Как гласит соционическая поговорка: «Не лезь со своим юмором в чужую квадру»… — напоминает Читатель.

— А особенно — в ортогональную, в критический момент экзаменов и испытаний. И особенно в ИТО конфликта.

Для гамма — квадрала остаться без любимой работы, без дела, которому посвятил всю свою жизнь, — это трагедия, это действительно «конец всему». И это не повод для шуток. Даже если он знает, что когда — нибудь ему всё равно придётся уйти, уступив место другим, страдания, которые он при этом испытывает, оказываются для него совершенно шокирующими (срабатывает гамма — квадровый комплекс «связанных рук» — страх невозможности дальнейшей профессиональной самореализации).

Гамма — квадралам трудно уходить со сцены?

— И в прямом и в переносном смысле: актёр — гамма — квадрал, ощущая себя несоответствующим должному профессиональному уровню, может решиться на самый отчаянный шаг… (Случаи самоубийства РЕШИТЕЛЬНЫХ, вынужденных отказаться от сцены, в истории тоже известны). Страх оказаться профессионально непригодным для продолжения будущей своей карьеры, заставляет гамма — квадралов избегать темы медицинских обследований и разговоров о своём самочувствии.

11.РЕШИТЕЛЬНЫЕ. Отношение к еде и к застолью
Тема еды, вкусовых ощущений не озвучивается за столом в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ. «Когда я ем, я глух и нем» — распространённая здесь поговорка, — правило, которое полагается соблюдать. (В СССР это было первое правило поведения, которое прививали детям в семьях и в детском саду).

Признак РЕШИТЕЛЬНОСТИ исторически и эволюционно формировался в суровых климатических и в неблагоприятных геополитических условиях, в экологически неблагоприятной среде обитания. Только физически крепким, сильным, волевым и выносливым людям удавалось бороться за существование в этих тяжёлых условиях, создавать иерархии и выходить в доминанты системы. Возводя бойцовские и волевые качества в культ, исходя из своих представлений об экологической целесообразности, они создавали вверенное им сообщество как общество сильных и волевых людей, способных стойко противостоять могущественным силам природы, мужественно переносить суровые жизненные испытания. Для изнеженности, удовольствия и наслаждения в этом обществе почти не оставалось места. Удовольствия были сведены к жизненно необходимому минимуму и в большинстве случаев становились достоянием сильных (- ч.с.): победитель наслаждался всем. Если наслаждение истощало его силы, размягчало волю, делало беспечным, слабым и уязвимым, его с лёгкостью вытесняли из системы, заменяя другим.)

В суровых климатических и экологических условиях, сформировавших ТИМы квадр РЕШИТЕЛЬНЫХ, с давних времён сложилось так, что на процесс принятия пищи отводилось очень короткое время (в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ аспект интуиции времени здесь доминирует наряду с аспектами волевой сенсорики) — кто не успел, тот опоздал. Это было связано и с ограниченным количеством времени, отведённым на отдых: каждому человеку, чтобы выжить, приходилось совмещать и выполнять очень много различных обязанностей, — от «лишних ртов» в этом жестоком и прагматичном сообществе быстро избавлялись. Это было связано и с ограниченным количеством пищи, которая очень тяжело добывалась в этих суровых условиях, — еды на всех не хватало, чтобы лучше насытиться, надо было быстрее и больше съесть. Это было связано и с условиями постоянно грозящей опасности вооружённого нападения, в которых существовали и развивались эти сообщества. (В Эрмитаже, в отделе античной культуры стран Северного Причерноморья сохранился как экспонат котёл с остатками древнего супа. Объясняется так: семья собралась обедать, но не успели они приступить к трапезе, как враги осадили город. Пообедать им так и не довелось, а котёл с остатками древней еды спустя полторы тысячи лет попал в музей.)

Программа «Кто успел, тот и съел, а кто съел, тот и силён, и смел» — в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ воспринимается буквально — как назидание. И примеров для подтверждения этому — и житейских, и исторических — находится превеликое множество. А вывод всегда один: «Будешь медленно есть, останешься голодным» (на еду в экстремальных условиях много времени не отводилось).

Другое предостережение: «Останешься голодным — будешь хилым и слабым, все тебя обижать будут», — а для РЕШИТЕЛЬНОГО это уже само по себе и обидно, и страшно, и унизительно: кому хочется стать «мальчиком для биться», жертвой общественного презрения, «кандидатом на выбывание», а точнее, — на вытеснение из системы, — вытеснение «в никуда», в «пересортицу», в пропасть, на дно, в нижние слои иерархии.

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ родители часто сердятся на своих детей за то, что те плохо едят. К детям применяют физические меры воздействия, насильно кормят их той пищей, которая вызывает наибольшее отвращение — «чтобы привыкли есть всё». Могут отлупить или даже избить ребёнка ремнём, если тот отказывается есть то, что ему дают (особенно, если родители сами пережили голодное детство) — характерно для авторитарных бета — сенсориков.

В демократической квадре РЕШИТЕЛЬНЫХ (в гамма — квадре) насыщаются быстро и молча: «кто успел, тот и съел».

Так, например, Джек — экстраверт — рационал из гамма — квадры; ест быстро, во время еды молчит. Драйзер — его дуал, готовит ему еду с таким расчётом, чтобы он её быстро и легко съел. Во время еды его расспросами не отвлекает. Джек доверяет тому, кто его быстро и качественно кормит. (В жестоком мире квадр РЕШИТЕЛЬНЫХ качественная еда — привилегия избранных, а быть здоровым и трудоспособным хочется всем.) Драйзер, при том, что сам очень привередлив в еде, лучший кусок отдаёт партнёру, главе семьи, — он как её кормилец и её защитник должен хорошо есть. Если Джек этих ожиданий не оправдывает, — не является кормильцем и защитником семьи, — Драйзер считает себя вправе наказать его отчуждением. (А этого Джек боится и не переносит — терпеть не может, когда на него долго сердятся.)

В аристократической квадре РЕШИТЕЛЬНЫХ — СУБЪЕКТИВИСТОВ (в авторитарной бета — квадре) соблюдают этикет: к столу не опаздывают, но и без доминанта (без главы иерархи, рода, семьи) за стол не садятся и к еде не приступают. Тот, кого забыли подождать, имеет все основания обижаться: его здесь доминантом не считают («с ним не считаются»), он здесь не «пан». А если не «пан», значит «пропал» и завтра его вообще могут обидеть, унизить намеренно, оставить без еды, а до этого доводить нельзя. Поэтому здесь и настаивать на уважении к себе и своим правам стараются сразу же — по горячим следам, под горячую руку. Боятся оставить этот момент без внимания: друзья и члены сообщества могут завтра же вытеснить тебя в «шестёрки» и даже не заметят того, что сделали; только с каждым днём относиться будут всё хуже и хуже. И винить будут не себя, а свою невольную жертву: «Сам виноват, не сумел себя правильно поставить, не сумел уважение завоевать» (в буквальном смысле этого слова). А чтобы этого не произошло, надо требовать уважения к себе уже сегодня, — чтобы в следующий раз про тебя не забыли, — надо уже сегодня, сразу же, под горячую руку «качать права», упрекать, обижаться, скандалить и требовать. (Так принято: кто больше кричит, тот больше и получает в квадрах СУБЪЕКТИВИСТОВ, где доминируют аспекты этики эмоций и логики соотношений).

В демократичной квадре РЕШИТЕЛЬНЫХ — в гамма — квадре всё значительно проще: этикет соблюдается только по минимуму — ровно настолько, насколько это требуется, чтобы не обижать слабейшего из членов семьи или команды (доминанта аспекта этики отношений).

Гамма — сенсорики считают своих дуалов (виктимных интуитов) слабыми звеньями в команде, поэтому об удовлетворении их потребностей думают в первую очередь. Голодный и страждущий партнёр получает от них всё, что требует, в любое, свободное от работы время. А поскольку времени, свободного от работы, гамма- сенсорикам всегда не хватает, а их дуалам — деловым интуитам — и подавно, то и рассуждать об удовлетворении своих потребностей — ни в процессе, ни до, ни после него, — как — то не принято. Сначала, — в ранний эволюционный период формирования РЕШИТЕЛЬНЫХ ТИМов, — этот момент оказался вытесненным из сферы обсуждения, — не до него было Потом стал считаться табуированной темой, — закрытой для обсуждения. Потом вообще перестал озвучиваться и не озвучивается до сих пор.

Так что и РАССУЖДАЮЩИМ при обсуждении этих тем с РЕШИТЕЛЬНЫМИ, приходится довольствоваться максимально короткими и предельно лаконичными фразами, или обходится вовсе без них (если всё в порядке, говорить не о чем).

12.РЕШИТЕЛЬНЫЕ. Отношение к физической близости
То же самое относится и к другим процессам: если действие продолжается, оно не обсуждается в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ. (Значит всё в порядке.) Если в этом процессе одного из партнёров что-либо перестаёт устраивать, процесс решительно прерывается, и другой партнёр подчиняется этому волевому решению. Но в дуальных диадах этого не происходит. В активационных диадах — иногда случается: виктимный интуит-тактик (Есенин или Бальзак) может сколь угодно долго морочить и изводить партнёра своей мнительностью и капризами, прежде чем приступит к действию. Для него это — своего рода тест на волевую целеустремлённость партнёра, необходимый ему для того, чтобы отличить дуала — стратега (Жукова или Цезаря), от активатора — тактика (Максима или Драйзера).

В рациональной и демократичной диаде РЕШИТЕЛЬНЫХ (Джек — Драйзер), где время ценится очень дорого) целеустремлённый стратег — Джек добивается от ближайшего партнёра всего, что ему нужно, быстро и решительно. На расспросы и рассуждения времени здесь не остаётся совсем. Да Драйзер (как и любой РЕШИТЕЛЬНЫЙ) ему бы и не позволил рассуждать вместо того, чтобы действовать. За такие рассуждения здесь запросто можно вылететь из спальни, из квартиры и из семьи.

Вне процесса (да ещё в присутствии посторонних) обсуждение этих тем считается пределом бестактности, вопиющим нарушением норм и правил приличия. За этим уже Драйзер сурово следит. Если Джек, воспитанный в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ (например, у родителя Дюма) начинает обсуждать с ним эту тему (не партнёр, разумеется, а друг или подруга), Драйзер начинает испытывать невыносимые моральные муки; разговор не поддерживает, старается поскорее перевести его на другую тему.

Джек, воспитанный в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ, разговоров на эту тему вообще не переносит, — чувствует себя, как на Страшном Суде, ёрзает под этими вопросами и расспросами, как на раскалённых жаровнях. Мечтает поскорее свалить отсюда куда подальше, поскорее отделаться от настырного собеседника, который, как ему кажется, вообще стыд потерял, — и спрашивает, и спрашивает, как будто только вчера родился…

13.Обсуждение чувственных удовольствий в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ и РАССУЖДАЮЩИХ
На тему секса охотно говорят, много и с удовольствием рассуждают в альфа- и дельта- квадрах (первой и четвёртой). Эта тема здесь всегда актуальна, охотно поддерживается, информация по этому вопросу открыта, доступна и ею щедро здесь друг друга одаривают.

В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ наслаждаются наслаждением ближнего — это здесь святое. Утаивать такую информацию — подло, жестоко, бестактно. На этот счёт здесь существует твёрдо соблюдаемый закон: испытал наслаждение сам, дай испытать его другим. Приобщаться к чужому наслаждению — естественно. Самому безраздельно наслаждаться чем — либо, утаивать наслаждение (или информацию о нём) от других — зазорно, не по — товарищески. Основоположником этой традиции здесь является (скорее всего) Гюго, он — то и требует неукоснительного её исполнения: “Ну, ну, расскажи, как это было? Тебе хотя бы понравилось??? Ну? Он что — то умеет? Ну, мне — то ты можешь сказать!!!” — самый обычный разговор между подругами.

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ о сексе не говорят даже под дулом пистолета — и не просите, и не уговаривайте (ну, разве только, если нужно получить консультацию у “компетентного” человека — и то, предпочитают получать нужную информацию окольными путями, иногда даже с риском для здоровья. Но если вдруг РЕШИТЕЛЬНЫЙ начал первый обсуждать эту тему, значит либо получил воспитание в квадре РАССУЖДАЮЩИХ, либо видит в этом какую — то угрозу для себя, для своего здоровья и предпочитает обсудить её сначала с друзьями — характерно для мнительного Гамлета или Джека.

О наслаждениях, о вкусах, о запахах (приятных или неприятных) РЕШИТЕЛЬНЫЕ либо вообще не говорят, либо так же преломляют через аспект волевой сенсорики, говоря как о физическом состоянии объекта, о его качестве или форме (форме поведения) — то есть говорят с критических позиций, как об отклонении от нормы.

Об интимных отношениях, об ощущениях — ярких, незабываемых, глубоко личных — НЕЛЬЗЯ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ ВО ВТОРОЙ КВАДРЕ! Беда тому, кто об этом заговорит. И не только потому, что аспекты сенсорики ощущений на вербальные блоки квадры решительных не попадают и вследствие этого не озвучиваются. Срабатывает ещё и глубокая личная неприязнь ко всякому, кто об этом напрямую заговорит. Он будет осуждён и приговорён к общественному порицанию тут же, на месте. И приговор будет приведён в исполнение тут же. (Так, например, есть распространённая «подстава» у ЭИЭ, Гамлета (РЕШИТЕЛЬНЫЙ бета- квадрал): позволить человеку разговориться на эту тему, а потом лукаво (если это происходит с глазу на глаз) или во всеуслышанье пристыдить (как с трибуны: «Вот, товарищи, какой неприятный факт имеет место быть!»), но так, чтобы человек от стыда готов был сквозь землю провалиться. Если разговор ведётся с глазу на глаз и на уловку Гамлета, (а затем и на осуждение его) попадается РЕШИТЕЛЬНЫЙ — драки не миновать. Гамлет будет избит, причём жестоко, особенно, если он так подшутит над РЕШИТЕЛЬНЫМ сенсориком. (Но если сам Гамлет в каком- нибудь открытом обсуждении, например, в телевизионном «ток- шоу» начинает открыто и с поволокой на глазах рассказывать о своих глубоко личных, интимных ощущениях — значит что — то определённо, разладилось в его модели, причём на очень глубинном уровне.)

С тех пор, как ведутся войны в человеческом обществе, в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ на разговоры «про это» введён запрет: разговоры на эту тему расслабляют и расхолаживают, «последний в драке — первый в разговорах» — эту закономерность уже давно подметили.

РЕШИТЕЛЬНОГО коробит необходимость и выслушивать «тексты», озвученные по этому аспекту, и самому их озвучивать с театральных подмостков. (В этом случае РЕШИТЕЛЬНЫХ (и в частности, Гамлета) выручает профессионализм: озвучиваются фонемы, но не сам текст, играются образы, но ни само их «бело- сенсорное» наполнение. Если надо сыграть ощущение, разыгрывается образ по соответствующей эмоциональной схеме и не более того. Образ как символ выражает всё необходимое, а больше ничего и не нужно. Переживать эти ощущения Гамлет может только в эмоционально — интуитивном плане, не подпуская их к субъективным сенсорным ощущениям, потому что это мешает работе, — это не профессионально, это совсем ни к чему.

И он не понимает людей, которых интересует чужое «послевкусие».

Гамлет остерегается людей, которых интересует его «послевкусие» — что это за желания, такие?! Что это за желание вкусить то, что другой уже вкусили и пережил? Что это за каннибализм такой, — питаться чужими послевкусиями?

Как экстраверт — идеолог боевой и решительной квадры аристократов, как её вперёдсмотрящий лидер и форвард, он никому не позволяет претендовать на своё послевкусие и не желает сам быть «предвкусием» ни для кого. Не позволяет «пробовать себя на зуб», «на вкус» . Не позволяет проверять себя на качественную совместимость. Считает всё это унизительным и совершенно недопустимым. Как и все РЕШИТЕЛЬНЫЕ о своих чувственных ощущениях не распространяется: они принадлежат ем у одному.

Автор — Вера Стратиевская

Источник