В соответствии с письмом Минобразования Р.Ф. (от 19.11.98 №1561/14-15), главным критерием «контроля и оценки результатов обучения в начальной школе» является количество слов, прочтенных за минуту. При этом не обращается внимания на выражение, с которым следует читать текст. Стараясь увеличить скорость, дети механически произносят слова, не вдумываясь в смысл написанного. То есть, образно-смысловое сопровождение не успевает за моторным языком. В результате теряется связь сигнального левого полушария и образного правого.
Отечественный детский психоневролог В.И.Гарбузов высказывается по этому поводу: «Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление… Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным, что ведет к «шизоидной интоксикации». Выполненные под нашим руководством исследования показали, что при постоянной работе в режиме «скоростей», дети погружаются в глубокое внутреннее напряжение (стресс). В этих условиях у многих возникают все признаки разрушения (распада) воображаемых мыслеобразов на фоне периодического «заклинивания» (затемнения) сознания (синдром каталепсии)».
Итак, дети после подобного обучения не способны представить то, о чем говориться в книгах. Основная цель обучения – запоминание как можно большей информации – выполняется, перекрывая путь для аналитических и визуальных способностей ребенка. Читать книгу для него скучно. Это уже не поток образов, а дополнительная информация, совершенно не нужная и без того утомленному организму. В результате, среди любителей книг сейчас в основном те дети, что умели хорошо читать еще до поступления в первый класс.
Остальным же на помощь приходят компьютерные игры – новые миры, представлять которые нет никакой необходимости. Уже придуманные кем-то и реализованные образы подаются ребенку, восполняя дефицит новых впечатлений. То же самое с телевизионными передачами, откуда черпаются знания об окружающем мире.
Так, с легкой подачи школы, телевизор и компьютер заменяют для маленького человека учебник жизни – книгу. Что не может не отразиться на внутреннем мире ребенка.
В свете последних исследований, перед людьми, занимающимися реформой школьного образования, стоит уже не только проблема нарушения физического здоровья детей, но и профилактика нарушения состояний психики.
А пока ученые спорят: у 80% или 100% старшеклассников выявляются психические заболевания, — родителям необходимо самим помочь своим детям. Если ваш ребенок еще дошкольник, позаботьтесь о том, чтоб он изучил азбуку дома, в спокойной обстановке, без давления извне. Если же вы родитель учащегося, подумайте над включением в досуговую программу игр на развитие воображения. И эффект не заставит себя ждать.