Джек Лондон — Штирлиц (Стратиевская) — Часть 3
14. Джек — Штирлиц. Отношение к вещам и подаркам
Джек не всегда бывает дружен с вещами. Самые хрупкие вещи у него буквально выпрыгивают из рук. Выручает оптимизм, любимая поговорка: «Не человек служит вещам, а вещи — человеку.»
Штирлиц не служит вещам, но именно дружит с ними. Очень привязывается к любимым вещам, и если партнёр испортит какую — то его вещь, — разобьёт любимую чашку или испортит любимое платье, — гроза может разразиться тотчас же. (А если партнёр, к тому же, забудет вовремя компенсировать расходы, обида может быть самой глубокой и надолго запоминающейся.)
Джек в отличие от Штирлица с вещами расстаётся легко, если считает их «лишними», или если они ломаются и перестают функционировать после первой поломки.
Пока не остыл интерес, Джек может сам попытаться починить вещь, если не удастся, выбросит её за ненадобностью, потеряв интерес и к починке, и к вещи. Сначала уберёт её с глаз долой, чтоб не напоминала ему о поломке, а потом выбросит или сунет кому — то в подарок, но при этом обязательно скажет: «Вообще — то она нормально работает, но только вот тут надо немного исправить» — и укажет, где. Скажет: «Вот тут. Ты сходи в мастерскую, они знают, они тебе сделают… Так — то ей вообще можно пользоваться, но ты всё — таки сходи, почини… тогда она ещё лучше работать будет.» (Джек бывает очарователен в своей непосредственности.)
Осчастливленный подарком приятель принимает с опаской вещь, куда — то несёт, с кем — то советуется, отдаёт в починку. После многих хлопот вещь начинает работать. Джек об этом узнаёт и начинает сожалеть о том, что расщедрился. Какое — то время он виду не подаёт, ходит возле своего подарка кругами, настороженно поглядывает на него (как бы кто не унёс), а потом резко (наскоком) может попросить вещь назад под благовидным предлогом: она оказывается чужая, а он об этом не знал и подарил. Может попросить вещь на короткое время, «чтобы ещё разок ею попользоваться», а потом «забудет» её вернуть. Может вернуть, когда она уже перестанет работать. Может и не возвращать вовсе, — «забудет», что когда — то вообще её подарил (в таких уловках время работает на него).
Все эти неэтичные фокусы ещё как — то терпит от него его дуал Драйзер. И то обижается, когда получает в подарок надтреснутые бокалы, надкусанные кексы или салфетки с пятнами. Джек может смущаясь указать на недостаток в подарке, но это не помешает ему подарить подержанную или безнадёжно испорченную вещь. (Джек не считает вещь безнадёжно испорченной, если она ещё худо — бедно функционирует.)
Штирлиц, получая такие «подарки», чувствует себя безгранично несчастным, — он не понимает, то ли его здесь «за дурака держат», то ли обижают намеренно, то ли не уважают совсем.
Штирлиц великолепно разбирается в качестве вещей (+ч.с.8). Дуал Штирлица ЭИИ, Достоевский это знает и никогда не позволит себе преподнести в подарок испорченную вещь. Кроме того, что ЭИИ очень суеверен: знает, что дарить испорченные вещи — плохая примета, — можно принести в дом несчастье, он ещё и очень этичен и педантичен в этом вопросе: нельзя портить человеку настроение плохим подарком, нельзя его обижать и унижать низким качеством вещи. Если у ЭИИ, Достоевского нет денег на хороший подарок, он делает его своими руками. В дельта — квадре (и вообще, в квадрах рассуждающих) к подарку, сделанному своими руками относятся уважительно. (Особенно, если этот подарок сделал ребёнок, или, если это качественный подарок.)
Находясь в стеснённых условиях, Штирлиц тоже может преподнести подарок собственного изготовления. Но к этому вопросу он относится честно. И делает максимально качественный подарок — лучший из всех возможных. (Так, например, одна пожилая дама, ЛСЭ, Штирлиц, в прошлом замечательная оперная певица, оказавшись в смутные 90-е годы в стеснённых обстоятельствах, будучи приглашённой на юбилейное торжество к своим родственникам, преподнесла уникальный подарок — устроила небольшой сольный концерт, в программу которого входили самые популярные и самые успешные в её исполнении арии, наиболее любимые юбиляром — в числе прочих и каватина Нормы, которую она спела на бис, по особой просьбе гостей, хорошим и крепким голосом, хорошим звуком. Все были рады этому подарку, другого от неё и не ждали.)
Джек подарки собственного изготовления не дарит — в гамма — квадре это не принято (за исключением тех вязанных вещей, которые обычно бабушки дарят своим внукам).
Джек может и не придать значения качеству вещи, которую дарит, но если он сам получает от Штирлица (или от кого — то другого) самодельный подарок, то бывает обижен «неуважением» и раздосадован. И именно тем, что такую вещь ни сдать, ни продать не удастся — ярлычка — то нет! Остаётся только передарить её кому — нибудь, да так, чтобы сам даритель об этом не знал.
Так, например, случилось у свекрови ЛСЭ, Штирлиц с невесткой ЛИЭ, Джеком. Свекрови подарили коробку конфет. А у неё диабет, она не ест сладкого. Подержала она у себя эту коробку полгода и передарила её невестке. Невестка (ЛИЭ, Джек) случайно взглянула на срок реализации и ужаснулась. Потом подержала у себя эту коробку ещё полгода и передарила её свекрови. Ещё через полгода, находясь в доме свекрови, невестка «по ошибке» выставила эти конфеты гостям. Распечатала коробку, открыла, и тут произошёл конфуз: шоколадные конфеты уже покрылись зелёным налётом. Пришлось наспех ставить на стол что — то другое.
— А подарки обязательно передаривать? У себя оставить нельзя?
— Здесь сказывается прагматичный подход программных деловых логиков: зачем держать у себя бесполезную вещь, если её можно передарить? Джек на этот счёт может быть очень изобретательным.
Так, например одному девятилетнему мальчику (ЛИЭ, Джеку) родственники подарили черепаху. Дело происходило в южных регионах страны, у мальчика уже были три черепахи, которые он нашёл на пустыре, возле дома. Прикинув, что четвёртая черепаха ему совсем не нужна, он решил её продать однокласснику, а родителям сказать, что отпустил её на волю. Пока он соображал, какую бы цену запросить за черепаху, она куда — то уползла и вообще потерялась. Но сама идея перепродажи животных ему очень понравилась, и он попытался организовать в партнёрстве со своим двоюродным братом небольшой бизнес по выращиванию животных в домашних условиях. Детёнышей он предполагал покупать по дешёвке или получать даром, в подарок. Сначала он выпросил себе в подарок котёнка у одной знакомой девочки, тайком от родителей прятал его в шкафу и выращивал. Через неделю планы у него изменились: котёнок слишком медленно рос, и он вернул его бывшей хозяйке и купил в зоомагазине четырёх цыплят. Выращивал их в квартире двоюродного брата, тайком от его родителей, в коробке под его кроватью. Из четырёх цыплят выжили только два и даже стали расти. Когда их присутствие в доме стало слишком заметно, он продал цыплят в зоомагазин, а выручку поделил с братом.
— Мальчик вырос и стал предпринимателем?
— Нет, он стал программистом. В предпринимательстве он ещё в детстве разочаровался. Посчитал это занятие невыгодным.
— Похоже, Джек из тех деятелей, кто привык срывать плоды своего труда недоспелыми…
— К этому располагает его и «дух исследователя», и оптимизм, и работающая на опережение интуиция времени (+б.и.2). Зато и набив оскомину на «недозрелых плодах», он преждевременно разочаровывается и в пользе своих трудов, и в перспективах своих начинаний.
15. Джек — Штирлиц. Взаимодействие инволютора и эволютора
ЛИЭ (Джек) часто страдает от поспешности сделанных выводов. И из — за этого он нередко остаётся у «разбитого корыта». Потом, конечно, сожалеет об упущенном. Но если вывод уже сделан и решение принято, к прежнему решению Джек не возвращается (решительный). Сжигает мосты за собой, разрушает всё то, что теперь потеряло для него цену и смысл. И как стратег устремляется только вперёд, к новым целям и иным рубежам. Ничего не видит перед собой, кроме поставленной новой цели и производит впечатление одержимого новыми планами человека. Многое теряет из — за поспешности сделанных выводов: видит только новые цели — только то, что находится перед ним и ничего вокруг. Часто действует методом от противного: отказывается от всех прежних своих планов и замыслов, результаты проверок которых его разочаровали и устремляется в том направлении, которое кажется ему перспективным. Снова играет по — крупному, практически вслепую, совершает новые ошибки, за которые опять же приходится расплачиваться его близким, вынужденным влезать в новые долги, жертвовать своим душевным покоем, семейным достатком и благополучием. «Разрулив» с помощью очередной «группы поддержки» свою «дежурную» жизненную передрягу, Джек отправляется на поиски новой альтернативы, не утруждая себя анализом прежних ошибок, — что сделано, того уже не воротишь, да и зачем огорчаться по пустякам; тем более, если всё обошлось?
Такая глубокая альтернатива здравому смыслу — всему тому, что могло быть разумным, целесообразным, позитивным и продуктивным в его решениях, всемерно осуждается Штирлицем. Ему кажется, что лучшие варианты Джек отбрасывает, лучшие шансы упускает, предпочитая им гораздо менее успешные (если не сказать, катастрофические!).
Такую погоню за счастливым случаем Штирлиц осуждает. Позиция «слепого» поиска альтернативы — «куда кривая выведет», — кажется ему пустой, безуспешной затеей. В этом поиске нет созидания, а есть только хаотичная игра воображения, бесполезная погоня за призраками. Набрав «отрицательных результатов» сверх всякой меры, Джек мечется в поисках позитивного результата, пробегает мимо него (или того, что на него выведет), не удостоив его даже вниманием. А затем снова упирается в какой — нибудь очередной «отрицательный результат», который в очередной раз его разочаровывает.
По результатам хаотичного поиска альтернатив Джек кажется Штирлицу законченным неудачником, который не ценит того, что имеет и не умеет выгодно распоряжаться шансами, предоставленными ему судьбой, растрачивая их на новые поиски чего — то непознанного, неизведанного, неоткрытого, не изобретённого — такого, чего ни у кого нет и ещё никем не придумано. Ему кажется, что Джек сам себя посылает «неизвестно, куда» отыскивать «неизвестно что».
(В классической литературе «Джек — кладоискатель» представлен таким известным персонажем как Остап Бендер (из двух великолепных романов И.Ильфа и Е. Петрова (ЛИЭ, Джек и ЭСИ, Драйзер), «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»). И хотя некоторые соционики причисляют Остапа к ТИМам ИЛЭ (Дон — Кихот) или СЛЭ (Жуков), он вне всякого сомнения ЛИЭ, Джек: играет по-крупному, на дешёвый приз не разменивается, собирает команду в кратчайшие сроки из тех, кто под руку попадётся. Выстраивает комбинации из ничего, на пустом месте («Великий Комбинатор»), блефует, лицедействует, этически и интуитивно манипулирует, не брезгует шантажом и брачными аферами. И, конечно, — что самое — то главное, — гоняется за призраками, за мифическими брильянтами, зашитыми в стулья, за подпольными миллионерами — аферистами и казнокрадами. И никогда не унывает и не расстраивается по поводу сорвавшейся сделки, комбинации или аферы — «Заседание продолжается, командовать парадом буду я!». Командует парадом только он, и никому эту руководящую роль не уступает — вопрос принципиальный: в чужой игре в роли пешки (или шестёрки) он выступать не будет, скорее соберёт свою команду и вовлечёт её в свой, выгодный ему проект, на своих, выгодных ему условиях. По поводу неудачного результата поиска (как это было с «пустыми» стульями) или сорвавшегося эксперимента (как это было в некоторых случаях с подпольным миллионером Корейко) Остап Бендер тоже не огорчался (или, по крайней мере, виду не подавал). Оберегая свою команду от паники, уныния и пессимистических настроений, стараясь не допускать «бунта на корабле», он после каждого провала подсчитывал оставшиеся шансы на успех (которых с каждой потерей становилось всё больше и больше), и этим поддерживал в себе воинственный дух исследователя и первооткрывателя — «борца с превратностями судьбы», не позволяя ни себе, ни членам своей команды сомневаться в ближайшем и скором успехе их общего мероприятия.)
Позиция Джека «отрицательный результат — тоже результат» Штирлицем часто оспаривается в силу её не методичности. Не всякий отрицательный результат можно основательно проанализировать, особенно если он был получен «методом слепого тыка», в условиях эксперимента, организованного не лучшим образом, в процессе слепого и хаотичного поиска «всё равно какой» альтернативы. (Чего — то там, «на глазок» этот «исследователь» набросал в тигли, что — то поджёг, всё, что можно спалил, потом махнул на всё это рукой и пошёл заниматься чем — то другим, засчитав себе всё предыдущее как «отрицательный результат»). То, что он (этот исследователь) только для себя этот результат отрицает — это ещё полбеды. Хуже, если других отговаривает идти новым и методичным путём в этих исследованиях, говоря: «Да бросьте! Это я уже пробовал; это не получается.» То, что не получается у методически ограничивающего себя (в средствах и во времени эксперимента) инволютора- Джека, вполне может получиться у жёстко — методичного, последовательного и педантичного экспериментатора — эволютора — Штирлица, скрупулёзно и тщательно фиксирующего и впоследствии исследующего все условия каждого своего эксперимента.
По усилиям и результат.
Штирлиц усидчив, дисциплинирован, организован, вынослив, невероятно работоспособен. Очень много внимания уделяет теоретической подготовке. Исследует, суммирует и анализирует свои наблюдения. Нарабатывает технику, накапливает опыт работы. Совершенствует свои методики и технологии. Суммирует весь предыдущий опыт исследований, все наивысшие достижения человечества в интересующей его системе знаний и совмещает их в своих методиках.
Штирлиц — академист. Огромное количество времени он уделяет систематизированной, академической подготовке, преемственности традиций и знаний. Для усовершенствования своих методик Штирлиц может использовать уникальные методы и технологии, изобретённые в старину или в глубокой древности, которые он от кого- то узнал, где — то разыскал, где — то вычитал и теперь с успехом применяет в своей работе. (Так, например, одна опытная вокалистка — Штирлиц, работая консультантом и подготавливая начинающую певицу к дебюту, используя известный ей (случайно найденный в архивах) уникальный, старинный итальянский метод укрепления мышц гортани, сумела за считанные недели превратить маленький, «домашний» голос своей студентки в огромный, оперный.)
Находить самые усовершенствованные методики и технологии, собирать их, накапливать и использовать в своей работе — прерогатива эволюционной деловой логики Штирлица (+ч.л.1). И эффективные технологии (всех времён и народов) он использует для этого в полной мере, создавая высокие технологии на базе уже имеющихся усовершенствованных и традиционных.
Поэтому и соревнование конкурирующих деловых логических программ он у Джека в конечном счёте выигрывает. И качеством, и количеством и совершенством технологий и форм он завоёвывает рынок, оставляя сработанные на скорую руку изделия предыдущих инволюционных технологий пылиться на складах, или используя их как сырьё.
А уж про то, как изделия Штирлица выигрывают в дизайне, — и говорить нечего. Тут уже творческий эстет — Штирлиц (-б.с.2) оказывается абсолютно вне конкуренции.
Уж, если что — то делать, по мнению Штирлица, так обязательно безупречно, очень технологично и очень красиво.
Взыскательность к технологии и к качеству продукции, к её внешнему виду и художественным достоинствам, взыскательность к усердию и прилежанию, с которым эта продукция изготавливалась, у Штирлица высочайшая. (По качеству исполнения, по усердию и прилежанию ему скорее может угодить Драйзер, и гораздо в меньшей степени Джек.)
Для Штирлица работа — это одновременно и призвание, и смысл жизни, и наслаждение. Штирлиц умеет находить удовольствие в работе, способен увлекаться ею до самозабвения. Может работать без отдыха и срока, забывая о времени, увлекая красотой своего мастерства, которому хочется подражать — хочется научиться воспроизводить такую же красоту. И как учитель и методист Штирлиц вне конкуренции. Его методики безошибочны. Его работа безупречна. Качество его работы можно не проверять. (Обычно он сам себя и проверяет, и перепроверяет по многу раз — не позволяет себе быть забывчивым и рассеянным. Постоянно учится, постоянно совершенствует своё мастерство.
Будучи великолепным управленцем по природе (логик — сенсорик), Штирлиц сочетает в себе и талант исследователя.
Джек, являясь исследователем по природе (логик — интуит), будучи деклатимом (ввиду наличия в его модели иерархической логики соотношений (+б.л.7) и авторитарной волевой сенсорики: -ч.с.6) сочетает в себе ещё и талант управленца, поэтому может великолепно проявить себя и на административной работе (при наличии необходимых для администратора качеств — чувства долга, ответственности, обязательности).
Будучи инволюционным предшественником Штирлица, Джек может задать те перспективные направления и тенденции в развитии общества, которые Штирлиц уже в своё время, используя усовершенствованные методики и технологии, сможет успешно и эффективно развивать.
— Создаётся впечатление, что инволюционная деловая логика Джека — это некий предшествующий вариант («прото — вариант») эволюционной деловой логики Штирлица…
— Такое впечатление может сложиться, потому что всё то, что в работе Джека носит характер поверхностно проработанного материала («схваченного на живую нитку»), в работе Штирлица достигает наивысших форм технологического совершенства. Понятно и то, что без предварительных — пробных, проверочных, «скороспелых» — методик Джека, разработанных на скорую руку методом проб и ошибок, не было бы и высоких технологий, и доведённых до высочайшей степени совершенства, тщательно проработанных методик эволюционной, деловой логики Штирлица (+ч.л.1 / -б.с.2). Не было бы и этих грандиозных творений, которые во все времена изумляли своей высочайшей техникой обработки материала и многие из которых даже в настоящее время не представляется возможным воссоздать.
Современные исследователи изумляются достижениям древних мастеров, удивляются, как они могли создать этакую красоту, да ещё такими примитивными орудиями труда!
А потом выясняется, что археологам про технологии и орудия труда тех времён почти ничего неизвестно. (Неизвестно, например, как удавалось предшественникам древних инков, жившим на территории современного Перу около десяти — одиннадцати тысяч лет назад, так великолепно обрабатывать камень, так точно и гладко разрезать, подгонять одну к другой и отшлифовывать огромные каменные глыбы (свыше ста тонн весом каждая), выкладывая ими стены высотой в несколько десятков метров?) А высочайшие достижения древних мастеров! — технологии некоторые произведений, созданных резчиками по кости в древнем Китае (даже из тех, что хранятся в экспозиции Екатерининского Дворца в Царском Селе (Пушкине) до сих пор не удаётся ни понять, ни воссоздать. (Имеются в виду девять ажурных сфер, вырезанных из цельного куска слоновой кости уже вложенными одна в другую — каждая с уникальным и неповторимым рисунком резьбы. Даже при наличии лазерных и компьютерных технологий это невозможно воспроизвести.) И таких примеров по всему миру великое множество. Кроме фантастических версий об инопланетянах, никаких других объяснений этому не даётся.
Без использования современных компьютерных технологий сейчас было бы невозможно воссоздать грандиозные архитектурные сооружения Древнего Рима — ни купол Пантеона, ни Форум Траяна, ни Колизей Веспасиана, ни термы Каракаллы, — ни многое другое, хотя доподлинно известно, что «инопланетяне» не имели отношения к осуществлению этих проектов и в их строительстве участия не принимали.
История не сохранила нам имён многих выдающихся технологов, архитекторов и инженеров. А про интенсивное развитие аспектов деловой логики — эволюционной и инволюционной, про их жесточайшую конкуренцию, начавшуюся десятки тысячелетий тому назад (со времён последней мутации человека, приведшей к разделению на 16 ТИМов социона и их формированию), мы пока ещё вообще не имеем возможности открыто говорить, — соционика ещё не получила столь широкого распространения, чтобы всесторонне обсуждать эту тему.
Много неразрешимых загадок оставили нам созидатели величайших сооружений древности. Огромное количество грандиозных творений было разрушено в природных катаклизмах и войнах. Огромное количество технологий было безвозвратно утеряно. И было бы утеряно ещё больше, если бы в рамках аспекта эволюционной деловой логики (+ч.л.) не воссоздавались программы по сохранению, накоплению и усовершенствованию лучших из всех имеющихся технологических достижений.
А если технология утеряна, но её, тем не менее, надо создать, эту задачу решает инволюционная деловая логика Джека — технолога — первопроходца, для которого «неизведанное новое» — то же, что и «хорошо забытое старое». Технологические путешествия во времени — его стихия (-ч.л.1/ + б.и.2). А уже по его успешным разработкам более прочную и упорядоченную колею прокладывает себе и эволюционная деловая логика Штирлица (+ч.л.), создающая «чудеса света», составлявшие на протяжении многих веков гордость всего человечества, расширяющие пределы возможного и выстраивающие «мост в будущее» к новым, неведомым рубежам технического совершенства, к новым достижениям человеческого гения.