Авторы — А.А.Овчаров, В.В.Мегедь
А теперь предлагаем вам ознакомиться с примерным перечнем профессий для каждого типа личности в рамках основных четырёх направлений деятельности:
Производственная сфера деятельности:
а) Профессии умственного труда:
Менеджер, администратор, заместитель директора по хозяйственной части, работник оргметодотделов и статистических служб, делопроизводитель, бухгалтер, инспекционный работник, диспетчер.
Технолог, инженер, наладчик аппаратуры и оборудования, специалист по пуско-наладочным работам, директор промышленного предприятия, агроном.
Кадровый военный, капитан судна, оперативный работник правоохранительных органов, юрист (судья, прокурор, следователь).
Врач (хирургия, скорая помощь), стоматолог, санитарный врач (санэпидемслужба), директор школы, учитель труда.
б) Профессии физического труда:
Различные строительные специальности, слесарь, токарь, электромонтажник, фрезеровщик, слесарь-сборщик, электрогазосварщик, радиомонтажник, плотник, столяр, штукатур, маляр, плиточник, обойщик, паркетчик, автомеханик, металлург, шахтер, спасательные работы, конвейерная сборка.
Фермер, бригадир, завхоз, прораб, контролер ОТК, вахтер, охранник (личности, офисов, грузов), кладовщик, повар-кулинар, кондитер, ремонтник бытовой техники, оператор почтовых отправлений, водитель транспорта, летчик военной и гражданской авиации, старатель, водолаз, моряк, рыбак, охотник, лесник, пчеловод.
в) Спорт:
Многоборье, борьба, бокс, стрельба, тяжелая атлетика, легкая атлетика, гребля, парусный спорт, метание молота, ядра, диска, гонки, футбол, хоккей, регби, горнолыжный спорт, велоспорт, мотоспорт, судья (рефери) и тренерская работа в соответствующих видах спорта.
г) Hе рекомендуются:
Педагогическая и воспитательная работа, психология, журналистика, врач (психиатр, педиатр, терапевт), дипломатия, посредничество, работа с клиентами в сфере сервиса (кроме технического), организация досуга и развлечений, рекламная и торгово-посредническая деятельность.
Маркетинг, долгосрочное планирование и прогнозирование, творческие профессии (в сфере культуры и искусства), научно-теоретическая работа, фундаментальные научные исследования, философия, лингвистика.
Социальная сфера деятельности:
а) Профессии умственного труда:
Преподаватель прикладных дисциплин, воспитатель дошкольных учреждений, завуч (по воспитательной работе), врач (стоматолог, отоларинголог, гинеколог, окулист, педиатр).
Администратор гостиниц (санаториев, домов отдыха), менеджер, профсоюзная работа, работник культуры и искусства, организатор художественной самодеятельности, управление агропромышленным комплексом, торгово-посредническая деятельность, организация сервиса, досуга и развлечений.
Юрист (адвокат), специалист по рекламе, брокер, агент страховых компаний, коммерсант, продюсер, оформитель, дегустатор.
б) Профессии физического труда:
Портной, закройщик, специалист по ремонту одежды и обуви, парикмахер, косметолог, костюмер, гример, повар-кулинар, бармен, официант, стюардесса, продавец, киоскер, кассир, средний и младший медперсонал, секретарь-машинистка.
Строительные специальности (бригадир, кладовщик, штукатур, маляр), телефонист, почтальон, оператор почтовых отправлений, работник справочного бюро, цветовод, бригадир, фермер, завхоз, водитель рейсового транспорта, проводник вагонов.
в) Спорт:
Легкая атлетика, теннис, бадминтон, футбол, волейбол, гандбол, коньки, лыжи, горнолыжный спорт, конный спорт, гребля, прыжки в воду, гонки, стрельба, велоспорт, туризм, судья (рефери) и тренерская работа в соответствующих видах спорта.
г) Hе рекомендуются:
Hаучно-теоретическая и исследовательская работа, кибернетика, экономические расчеты, планирование и прогнозирование, программирование на ЭВМ, конструирование,
Психология, философия, корректорская работа, работа переводчика, экспертиза, монтаж, настройка, точные работы (часовщик, гравер, ювелир).
Исследовательская сфера:
а) Профессии умственного труда:
Ученый (математик, физик, химик, кибернетик археолог, геолог, эколог, архитектор), ученый-исследователь (фундаментальные и опытно-конструкторские разработки, научные эксперименты), инженер-электронщик инженер-схемотехник.
Специалист по автоматическим системам управления, программист, оператор ЭВМ, конструктор, технолог, наладчик аппаратуры, экономист, работник бюро научно-технической информации, методист, статистик, архивариус.
Менеджер (разработка и внедрение новой техники), лектор, консультант по научно-техническим проблемам, патентовед, литературный критик, редактор-корректор.
Преподаватель естественнонаучных дисциплин в школах и и вузах, врач (хирург, невропатолог, отоларинголог, окулист), врач нетрадиционной медицины, работник правоохранительных органов (юрист, следователь).
б) Профессии физического труда:
Электрогазосварщик, электрик, кабельщик, электромеханик, электромонтажник, слесарь-ремонтник, радиомонтажник, автомеханик, гальваник, сантехник.
Специалист по ремонту бытовой техники, токарь, слесарь, фрезеровщик, водитель, работник сельского хозяйства, шахтер, нефтяник, моряк, почтальон, лесник, лаборант, чертежник, закройщик, фотограф, часовщик, экспедитор.
в) Спорт:
Шахматы, шашки, футбол, хоккей, теннис, баскетбол, волейбол, плавание, гребля, велоспорт, прыжки в длину и высоту, бег, коньки, лыжи (бег), стрельба, судья (рефери) и тренерская работа в соответствующих видах спорта.
г) Hе рекомендуются:
Рутинная и монотонная работа, требующая постоянного внимания, работа на транспорте, работа на конвейере, работа по упаковке и расфасовке, диспетчерская служба, а также работа, связанная с оформлением, рекламой и дизайном.
Административно-хозяйственная работа, работа в сфере сервиса (непосредственное обслуживание клиентов), оптовая торговля, снабжение, общественное питание, посредническая и дипломатическая деятельность, психология, педагогическая и воспитательная работа.
Гуманитарная сфера деятельности:
а) Профессии умственного труда:
Научно-исследовательская работа гуманитарного направления, историк, филолог, этнограф, библиотечная работа, музейная и архивная работа, работа в благотворительных организациях.
Работник искусства и культуры, литератор, журналист, редактор, корректор, фоторепортер, критик, переводчик, лектор, режиссер, актер (кино, театр), диктор (радио, телевидение), руководитель художественной самодеятельности, экскурсовод, гид, работник справочного бюро.
Врач (терапевт, психиатр, невропатолог, ветеринар), директор и завуч школы, педагог, воспитатель детских дошкольных учреждений, модельер, юрист, психолог, социолог, консультант службы знакомств, профсоюзный работник, работа в сфере досуга и развлечений, священнослужитель.
б) Профессии физического труда:
Секретарь-машинист, телефонист, косметолог, визажист, манекенщица, стюардесса, официант, массажист, зубной техник, санитар, няня.
Средний и младший медперсонал, проводник вагонов, маляр, зоотехник, портной, почтальон, наборщик в типографии, резчик (по дереву, кости, металлу), реставратор.
в) Спорт:
Спортивный комментатор, художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание, бадминтон, большой теннис, туризм, альпинизм, синхронное плавание, горнолыжный спорт, санный спорт, прыжки с трамплина, судья (рефери) и тренерская работа в соответствующих видах спорта.
г) Hе рекомендуются:
Работы, связанные с тяжёлым физическим трудом и повышенной опасностью травматизма, работы с вредными технологиями, работа на транспорте, хозяйственная деятельность, экономика и бухгалтерия, кредитно-финансовые операции, материально-техническое снабжение, фермерство, строительные специальности, армия.
Научно-исследовательские разработки в технической сфере, конструирование, монтаж и наладка оборудования, технология, монотонная работа на конвейере, точная сборка, металлообработка.
Насколько важен правильный выбор профессии, вы можете судить по такому случаю из нашей практики.
К нам обратился Олег К., 29-и лет. После окончания университета и трех лет аспирантуры он занимался на своей кафедре проблемами разработки цифровых микросхем для вычислительной техники. Год назад Олег оставил свою научную тему и принял предложение перейти в частную фирму, занимающийся ремонтом персональных компьютеров. Перспектива высоких заработков заслонила собой его творческие устремления, которые не всегда связаны с материальным процветанием и не обещают скорой отдачи.
Второй причиной ухода Олега было уязвленное самолюбие. Считая его достаточно талантливым ученым, руководство кафедры предложило ему лабораторию для исследований. Таким образом, к его чисто научной работе прибавились административные обязанности, специфика которых потребовала от него совершенно иных качеств. Составление всевозможных заявок на оборудование, отчётов и планов, комплектование штата и улаживание различных производственных конфликтов — все это оказалось для Олега непосильной задачей, а также отвлекало от основной, творческой работы. Начавшиеся недоразумения с руководством вызывали у него чувство неуверенности в своих силах, а предложение со стороны ускорило его уход.
Несмотря на то, что Олег стал «мозговым центром» на новом месте и пользовался авторитетом, он чувствовал, что его жизненный тонус падает и материальные стимулы уже не могут компенсировать все усиливающуюся неудовлетворённость, переходящую в апатию. Надеясь заглушить душевную боль, он начал прикладываться к бутылке, но это только ухудшило его состояние и спровоцировало семейные ссоры. Вот в таком состоянии Олег пришел к нам, надеясь получить совет или консультацию.
Тип личности Олега — Новатор, к сильным сторонам которого относятся: хорошее познавательное мышление, помогающее ему понимать суть различных явлений, видеть перспективы новых начинаний; умение логически обосновывать свои теории, способность к обобщению разрозненных идей и фактов. Ему необходима творческая работа, без которой теряется возможность применения своих способностей.
Мы рекомендовали Олегу вернуться к научной деятельности, а чтобы он мог преуспеть в ней, дали ряд практических советов. Для повышения компетентности в организационных вопросах периодически уделять время деловым документам, больше интересоваться конкретными вещами, незнание которых усложняет жизнь руководителя любого уровня.
Кроме того, у Олега были проблемы, вызванные недостатком жизненной активности и волевых качеств. Ему бывает трудно взять себя в руки, из-за чего дела откладываются в долгий ящик. В результате создаются авральные ситуации, при которых оказывается чрезмерное давление на окружающих. Мы посоветовали ему тренировать свою волю регулярными занятиями спортом.
Есть у Новатора ещё одна проблема — неумение выдерживать правильную дистанцию в общении с людьми: то излишняя фамильярность, то неожиданная заносчивость и самоуверенность; то доверчивость с теми, кто этого не заслуживает, то скрытность даже с близкими; то желание быть со всеми в хороших отношениях, миротворческие тенденции, то панибратство, граничащее с бестактностью.
Олегу не помешают и рекомендации Д. Карнеги, и чтение хорошо подобранной литературы, где дается анализ человеческих отношений. Ведь умение ладить с людьми — обязательное правило для тех, кто хочет преуспеть в чем-либо. Но не всем этот талант дан от природы. Многие даже не подозревают, насколько слабо он у них развит, хотя именно они больше всех нуждаются в развитии своих дипломатических способностей. Нередко быстрее преуспевают в этом те, кто осознают свой недостаток и больше контролируют себя по этим аспектам
Другой пример. К нам обратился Н., его тип личности — Критик . Неудовлетворённость своей работой привела его к сильнейшей депрессии. Лечение у психоневролога не принесло результатов. Его привело к нам желание разобраться в себе, определить наиболее благоприятную для него сферу деятельности. Н. работал приемщиком радиоаппаратуры в телеателье. Периодические конфликты с заказчиками травмировали его психику. Личности Критика свойственна болезненная реакция на душевный дискомфорт. Поэтому постоянная работа с людьми вызывала у Н. эмоциональное истощение.
Учитывая свойства его типа личности, в частности, хорошее логическое мышление, тщательность и аккуратность в работе, мы посоветовали ему освоить профессию программиста ЭВМ или бухгалтера. Последняя рекомендация особенно понравилась. Оказывается, он с детства любил математику, так что мир цифр и фактов — интересная для него сфера деятельности. Надеемся, что новая профессия поможет Н. избавиться от тягостного состояния, а также даст возможность стать более полезным членом общества, обретя свое настоящее призвание.
Преподаватель математики, А.Н., с присущим её типу личности (она — Инспектор) трезвым реализмом постоянно тяготилась внутренней проблемой: «А на своем ли я месте?». С этой проблемой она и пришла к нам. К сожалению, традиционные специалисты-психологи дали ей довольно расплывчатые советы, а люди этого типа настроены лишь на конкретную информацию.
А.Н. давно уже не получает удовлетворения от своей работы.
Она чувствует, что ученики не любят ни ее, ни предмет, который она преподает, хотя старается делать свою работу хорошо. Да и с родителями часто бывают недоразумения и конфликты из-за оценок. Мы сказали А.Н., что она попала в наиболее неподходящую для неё сферу деятельности — гуманитарную. Здесь требуются такие качества, которые у неё развиты менее всего. Это умение хорошо видеть способности каждого, творческие возможности учеников, а также умение находить индивидуальный подход к каждому ученику.
И как бы А.Н. ни стремилась развить свои слабые качества, в данном случае она не сможет достичь уровня, необходимого для такой творческой и ответственной работы. Вряд ли она будет удовлетворена тем, чем занимается. Поэтому мы порекомендовали ей сменить сферу деятельности на объектно-управленческую, связанную с организаторской работой, контролем качества или со статистикой. А её знание математики пригодилось бы и на этой работе. Конечно, придется закончить соответствующие курсы, подучиться у будущих коллег, но зато наградой за эти усилия будет неведомое ранее чувство значимости, самоуважение и душевное равновесие.