Интроверты и экстраверты как руководители

                                                     Елена ГОХНАДЕЛЬ

                                                                             Инженер и информатикер, Берлин

ИНТРОВЕРТЫ И ЭКСТРАВЕРТЫ КАК РУКОВОДИТЕЛИ

О типе личности руководителя писала уже Аушра Аугустинавичюте, в том числе и в своей книге «О дуальной природе человека». Напомню, что она относила саму себя к иррациональному экстравертному интуитивному мыслящему типу (ИЛЭ, или 1ЧИ 2БЛ[1]), но при этом во многом «перевернула» юнговские описания экстравертности и интровертности, приписав экстравертные черты своим так называемым интровертам и наоборот. Кроме того, она путала экстравертность с сенсорностью, полагая, например, что сексуальное влечение осознается сенсориками, тогда как, по Юнгу, сексуальное влечение » это направленность либидо к объекту, что характеризует экстравертность (а объектом чаще всего является другой человек, в отличие от субъекта: субъект » это сам человек; направленность к субъекту » это направленность к самому себе). Аушра Аугустинавичюте понимала под объектами неодушевленные предметы, а под субъектами » всех людей. Возможно, это и привело к недоразумению с экстравертностью и интровертностью, положенному в основу соционики.

Юнг дал определение экстравертности как направленности либидо[2] к объекту, вовне, а интровертности как направленности либидо к субъекту (т. е. к самому себе или к своему внутреннему миру) и как абстрагирования от объекта. Экстраверт, по Юнгу, соотносит себя с внешним (объективным) окружением; экстраверт определяет свое «Я» (осознанный образ самого себя) через свои отношения с окружением, через свои социальные роли; интроверт определяет свое «Я» через свой внутренний мир, через свои переживания, через свои мысли, мечты и прозрения. Аушра Аугустинавичюте же, полагая, что интерес интровертов направлен на субъекты » на других людей, писала: «Экстраверт придает приоритет психофизическому «Я» человека, интроверт — отношениям.» — это определение Юнга с точностью до наоборот. Интроверты (по Юнгу) приспосабливаются к своему внутреннему миру, к своему идеалу. Аушра Аугустинавичюте называет это совершенствованием своих личных свойств: «Экстраверт уверен, что у «качественного объекта» всегда качественные отношения. То есть, что отношения и чувства окружающего мира к нему определяются ценностью его личностных свойств или его активностью, и потому разными способами эти свои качества старается усовершенствовать». Дальше она описывает экстравертов, основным качеством которых является приспособление к внешнему, т. е. объективному, окружению: «Интроверт, наоборот, уверен, что его личность будет оцениваться в зависимости от отношений с окружающими, в зависимости от того, какие чувства у окружающих он вызывает. Интроверт в своих собственных глазах стоит столько, сколько стоят его отношения, поэтому всеми своими сознательными силами он старается эти отношения улучшать, старается быть уступчивым, избегает ссор». Уступчивость и избегание ссор, также как и противоположное поведение, могут быть, по Юнгу, свойственны и тем, и другим. Экстравертный тип с 1ЧЛ может неуступчиво требовать от других соблюдения норм, а интровертный тип с 1БЛ может неуступчиво отстаивать «объективную истину», даже если она противоречит общепризнанным нормам. Экстраверт может избегать ссор, предвосхищая желания своих ближних, а интроверт — чтобы его оставили в покое. Мотивов  множество, но интроверты ориентируются на субъект (на самих себя), а экстраверты на объект (на других).

Аушра Аугустинавичюте интерпретировала типологию Юнга и теорию информационного метаболизма Кемпинского по-своему. Такое самостоятельное мышление, независимое от мнений других людей, она называла «мышлением в блоке эго», а мышление согласно общепринятым нормам » «мышлением в суперэго», и первое приписывала всем логическим типам, а второе всем «этическим», и особенно «белым этикам», с которыми ее собственный тип, ИЛЭ[3], в плохих межтипных отношениях. По Юнгу же, субъективное (независимое от окружения) мышление » это интровертное мышление (БЛ), тогда как объективное (соответствующее принятым нормам и перенятое из внешних источников) мышление » экстравертное (ЧЛ). Понимание Аушрой Аугустинавичюте «по-своему» теорий Юнга и Кемпинского — результат ее интровертности. 

Можно перечитать, что Аушра Аугустинавичюте пишет о руководителях, интровертах и экстравертах, и заменить экстравертность на интровертность и наоборот. Если же по Юнгу, то интровертам больше подходит руководство малыми группами, с личными и продолжительными контактами, а экстравертам руководство большими группами, на дистанции[4]. Вот что Юнг пишет об экстравертах с 1ЧЛ: «…воздействия и проявления этих лиц бывают тем благоприятнее или лучше, чем ближе они к внешнему. … Чем глубже проникаешь в их царство, тем заметнее становятся неблагоприятные последствия их тирании. …нередко бывает так, что более тесный семейный круг, в особенности, например, собственные дети, знает такого отца только как жестокого тирана, тогда как в широком кругу разносится слава о его человеколюбии.» И вот что пишет Юнг об интровертах с 1БЛ: «В более широком кругу его считают бесцеремонным и самовластным. Чем ближе его узнают, тем благоприятнее становится суждение о нем, и ближайшие к нему умеют в высшей степени ценить его интимность. Стоящим дальше он кажется щетинистым, неприступным и надменным, нередко также озлобленным — вследствие его неблагоприятных для общества предрассудков».  [1]

1. У меня обозначения рациональных функций совпадают с принятыми в соционике, тогда как иррациональные функции обозначаются «наоборот»: «черные» иррациональные функции » интровертные, а «белые» иррациональные функции » экстравертные; то же самое действительно для обозначения типов. Нумерацию функций я переняла из модели А; первые четыре функции » осознанные и относятся или к интровертной (статическое кольцо), или к экстравертной (динамическое кольцо) установке; функции, с пятой по восьмую, — неосознанные и недифференцированные и относятся к противоположной установке. В моей интерпретации «черные» функции » интенсивные, а «белые» — экстенсивные, в математическом смысле, не в том смысле, в каком использует эти слова Юнг.

   Комментарий к статье Сергея Лепихина:

“В моей интерпретации «черные» функции » интенсивные, а «белые» — экстенсивные, в математическом смысле, не в том смысле, в каком использует эти слова Юнг”,  — пишет автор статьи.

Полностью согласен с автором. Мало того, читая Карла Густава Юнга в немецком оригинале, я обнаружил в другой статье, но не в “Психологические типы”, что интровертные функции — интенсивные, безотносительные, ”черные”, а экстравертные — экстенсивные, относительные, “белые” (в более привычном соционическом объяснении).

В той же статье была описана схема, которая очень похожа на то, что описывает Елена Гохнадель.

cd185d0b5d0bcd0b0-d18ed0bdd0b3d0b0

 

 

 Цвета и символы условны и добавлены для наглядности. Юнг их не применял. Обратите внимание на его описания. Экстравертные типы имеют поверхностно-относительные, а интровертные — концентрированно-абсолютные черты.

Абсолютную интенсивность и относительную экстенсивность юнговских интерпретаций впервые опубликовала в русскоязычном интернете русско-немецкий исследователь К.Г. Юнга Елена Гохнадель в 2006 году.

Автор — Гохнадель Е.