Механизмы формирования девиантного поведения подростков и возрастная периодизация психического развития

М.Е.Сандомирский,
Г.Х.Хамитов, Л.С.Белогородский

Впервые опубликовано в сб.: Мониторинг общественного мнения молодежи по социально-экономическим и политическим проблемам и управленческая деятельность по решению молодежных проблем. – Уфа: Башкирский университет, 1996. -148 с. – С. 88-91

С точки зрения психодинамического подхода, механизмом формирования девиантного поведения подростка, включая его антисоциальные проявления, являются нарушения психосоциального развития индивида на более ранних возрастных этапах. Это делает необходимым рассмотрение возрастного развития с точки зрения сенситивных, или критических (Л.С.Выготский) периодов развития. Наиболее приемлемой в этом плане представляется теория психосоциальных кризисов развития по Э.Эриксону, рассматривающая развитие как многоэтапный процесс преодоления внутренних "кризисов роста", а также методологически близкая к ней, более обобщенная 3-этапная модель В.Шутса (Присоединение-Контроль-Открытость).

Первый психосоциальный кризис связан с формированием у ребёнка базового доверия к окружающим, либо, наоборот, недоверия, замкнутости, изолированности, являющихся предпосылками развития девиантного поведения в более старшем возрасте. При успешном преодолении второго кризиса у ребёнка формируется чувство автономности и личностной ценности, ответственность и стремление к дисциплине и порядку; в случае негативного сценария развития – зависимость, безответственность, несамостоятельность, приводящие в подростковом возрасте к пассивному следованию поведению группы. Преодоление третьего кризиса приводит к развитию чувства инициативы, справедливости. В противном случае формируется тенденция к самообвинению, или склонность находить причину жизненных проблем в свойствах собственной личности, лежащую в основе развития впоследствии депрессивных состояний. Преодоление четвертого кризиса, происходящее уже в подростковом возрасте, связано с формированием целеустремлённости и предприимчивости. Если же последние блокируются – возникает представление о собственной неполноценности, некомпетентности. В целом негативный сценарий разрешения возрастных психосоциальных кризисов приводит в подростковом возрасте к пониженному самоуважению, характерному для подростков с девиантным поведением (И.С.Кон, 1979).

При этом ущемленная потребность в самоуважении приводит подростка к поиску выхода по механизму гиперкомпенсации, проявляясь в виде девиантных форм поведения. Психофизиологической основой описанных этапных закономерностей психосоциального развития, а также протекающего параллельно интеллектуального (схема Ж.Пиаже) и морального развития (схема Л.Колберга), находящих обобщенное выражение в формировании личностно-типологических особенностей – типологических функций по К.Г.Юнгу (ЮТФ), является межсистемная гетерохрония (П.К.Анохин), проявляющаяся в этапности формирования функциональной асимметрии полушарий (М.Е.Сандомирский, Л.С.Белогородский, 1996; см. табл.). В довербальном периоде ведущим в психическом развитии полушарием (ВП) является правое полушарие (ПП), или вернее, оба полушария функционируют в "правополушарном" режиме. По мере развития речи и дискурсивного мышления роль ведущего в развитии переходит к доминантному, левому полушарию (ЛП). Последующий возрастной период, включая подростковый, характеризуется дальнейшим развитием и усложнением функциональной взаимосвязи полушарий, созреванием индивидуально-типологической стратегии ментальных процессов (социотипа, по А.Аугустинавичюте).

Возрастной период Ведущая деятельность Периодизация развития Развитие ЮТФ Ведущее полушарие
Ж.Пиаже Л.Колберг Э.Эриксон В.Шутс
Младенческий Эмоц. общение Сенсо-моторная Доморальный уровень

 

Доверие/
закрытость
Присоединение E/I ПП
Ранний детский Предметн. Предоперациональн. Автономность/
зависимость
Контроль J/P ЛП
Дошкольный Игровая Конкретных операций Конвенциональная Инициатива/
чувство вины
Открытость

 

T/F, S/N Баланс ЛП + ПП

 

Школьный Учебн. коллективн. Формальных операций Автономн. мораль Трудолюбие/
неполноценность

При этом старые формы организации взаимодействия полушарий не исчезают, а интегрируются с новыми, инкорпорируются в них. Соответственно в определённых функциональных состояниях, достигаемых за счёт применения психотехник, позволяющих добиться возрастной регрессии (глубина которой может оцениваться по данной схеме аналогично шкалам глубины трансовых состояний) может происходить их "высвобождение" – т.н. искусственные сенситивные периоды. Это составляет основу практического применения описанного методического подхода в социальной, психолого-коррекционной работе с подростками.