Джек Лондон — Максим Горький (Стратиевская) — Часть 1

Описание миражных отношений Джека Лондона и Максима Горького от Веры Стратиевской

Джек Лондон — Максим Горький

ЧАСТЬ I

1. ДЖЕК — МАКСИМ; ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ

— Из — за чего обостряются отношения в этой диаде?

— А вы представьте, как бы взаимодействовали друг с другом легендарный разбойник Робин Гуд (Джек) и его заклятый враг — шериф, «человек системы» (Максим), обязанный защищать и «очищать» общество от опасных деклассированных элементов, людей без чинов и званий, восстанавливающих справедливость свободным перераспределением материальных благ (грабя богатых и обогащая бедных). Даже, если бы они не враждовали, а мирно сотрудничали и дружили, между ними непременно возникло бы множество разногласий ввиду принадлежности каждого из них к принципиально различной системе взглядов и мироощущений.

В данной диаде гиперсоциальность и нормативная этика Максима противоборствует с асоциальностью и инфантильной этикой Джека. (Принципиальный коллективист, “человек системы” — Максим взаимодействует с убеждённым индивидуалистом — прагматиком, своего рода “волком — одиночкой” — Джеком, чьи действия принципиально не контролируются ни кем и подчиняются только соображениям личной выгоды и личному представлению о здравом смысле).

Зарождающийся в третьей квадре индивидуализм, проявляющийся в поведении Джека, в его глубинном свободомыслии и внутренней раскрепощённости, будет настораживать Максима, вызывать у него непримиримый протест и осуждение, в свете которого сам Джек будет представляться ему бесчинствующим хулиганом, анархистом, бандитом, разбойником, от которого надо ограждать общество.

Как представитель второй квадры — квадры аристократов — субъективистов, Максим придерживается совершенно иных устремлений — системных, иерархически — коллективистских, при которых любой индивид должен существовать в жёстких рамках социальной системы и подчиняться установленным в ней законам. Любая индивидуалистическая тенденция не только не вписывается в эту (бюрократическую) систему взглядов, но и глубоко ей противоречит.

(В дальнейшем это противоречие обострится в конфликтных отношениях Максима с Гексли — “социального заказчика” Джека и “апологета индивидуализма”, у которого индивидуалистические тенденции принимают крайне экстравагантные, доходящие до абсурда, грубые и деструктивные («беспутные») волюнтаристские формы.)

В этой диаде оба психотипа и Джек, и Максим — убеждённые в своей правоте, в своих взглядах и принципах деклатимы, выражающие свою волю категоричным и безапелляционным тоном, склонные к жестокой и деспотичной ломке и подавлению воли партнёра, к жестоким («технологически изощрённым» манипуляциям им (как безвольным объектом для установления отношений соподчинения, в воспитательных (исправительных и «усмирительных») и иных (защитных и прагматичных) целях.

У каждого свои причины жестоко воздействовать на партнёра, используя для этого сильные свойства своего психотипа и составляющих его информационных программ и психологических признаков.

Максим в этой связи выступает как жёсткий и принципиальный тактик (упрямо и жёстко завинчивающий гайки на местах) как упрямый и бескомпромиссный статик, чётко определяющий свои цели и отдающий себе отчёт в своих действиях, основанных на его жёсткой и принципиальной системе взглядов — свято соблюдаемом им уставе (свода законов и системообразующих положений и правил), наличием которого он дорожит и от которого он никому не позволит отступать. Джек взаимодействует с ним как стремительный и подвижный динамик, как изобретательный и гибкий стратег, упорно стремящийся к достижению поставленных целей.

Соответственно, от координации целей, от их разделённости или единства (пусть временного, попутного, «до поворота») в этой диаде тоже очень многое зависит.

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Поначалу (на нормативном уровне и на далёкой дистанции) отношения в этой диаде могут строиться на взаимном уважении, доверии, симпатии. На первых порах каждый из них как бы демонстрирует “товар лицом”, проявляет заботу и предупредительность по своим демонстративным и творческим функциям.

Максим “опекает” Джека по аспекту сенсорики ощущений, заботится о нём, о его здоровье, о бытовых удобствах, создаёт ему условия повышенного комфорта.

Джек “одаривает” Максима информацией по интуиции возможностей — “подстраховывает” его, подбадривает, открывает перед ним новые перспективы, увлекает новыми планами, отчего и кажется Максиму человеком сильным, смелым и незаурядным. (Взаимодействие по уровням ИД — СУПЕРЭГО, каналы 8 — 4, 4 — 8).

Максиму импонирует сильно развитое у Джека “чувство локтя”, его умение дружить, его верность и преданность интересам “команды”. Эти качества являются как бы подтверждением тех коллективистских тенденций и взглядов, которых придерживается и сам Максим.

Но период эйфории в этой диаде не бывает длинным — слишком уж деловиты и энергичны оба партнёра. Постепенно они привыкают к взаимной “подстраховке”, всё больше расслабляются и всё чаще полагаясь друг на друга, пока, наконец, не наступает момент, когда каждому из них уже не хочется решать проблемы самому, а легче перебросить их на плечи партнёра.

3.ВОЛЕВОЕ И ИНТУИТИВНОЕ ПРОТИВОБОРСТВО

Расслабление постепенно сменяется напряжением, которое возникает и ввиду жёсткой и категоричной попытки Максима захватить инициативу в этой диаде и подчинить Джека своей воле, сделать его зависимым и подчинённым «элементом системы», ограничить его деловую инициативу, взять его действия под контроль. (Кто — то же должен руководить в этой диаде, а кто — то — подчиняться. Максим не любит быть вторым, если можно быть первым и отношения в диаде он будет рассматривать как распределение мест в системе, а потому и попытается поприжать Джека, чтобы самому выйти на лидирующие позиции).

На первых порах Джек не будет возражать против волевой инициативы Максима — наоборот, действия партнёра его будут активизировать сообщать его планам определённую целевую направленность. (Если имеет место общность интересов и нет расхождения в планах и целях). Джек достаточно демократичен, чтобы уступить партнёру роль лидера (если уж партнёр на этом так настаивает), но именно ввиду демократичности он не потерпит деспотизма со стороны партнёра, не потерпит ущемления своих личностных прав и свобод. Поэтому о безграничном господстве над Джеком Максиму нечего и мечтать. Абсолютным контролем и абсолютной властью над Джеком он обладать не будет. Джек подчиняется воле партнёра только в разумных пределах и никому не позволит “вить из себя верёвки”. Так что, чем больше Максим будет увлекаться “дрессировкой” Джека, тем большее сопротивление он будет встречать. Но это будет не прямое волевое сопротивление, а интуитивное: Максим будет требовать от него пунктуальности, Джек будет заставлять его ждать, Максим будет требовать строгой отчётности, определённости — Джек будет держать его в неведении. (А это уже прямой удар по Т.Н.С. Максима — его слабой и болезненной интуиции потенциальных возможностей: — ч.и.4). Максим подумает, что партнёр замышляет что -то недоброе, либо издевается над ним, желая, по- видимому захватить и перехватить власть, и попробует ужесточить “дисциплинарное воздействие” на Джека, попытается взять его “в ежовые рукавицы”. Но и Джек над собой произвола не допустит и если прямое сопротивление (прямой и откровенный бунт и протест) покажется ему слишком деструктивным и рискованным для их отношений, начнёт практиковать мягкие и неоднозначные формы сопротивления. Начнёт “ускользать” от Максима, используя для этого всевозможные интуитивные “трюки” — обещания, отсрочки, отговорки.

В результате Максим дезактивируется — много времени будет потрачено впустую, на неоправданные и никчёмные ожидания, много сил и энергии израсходуется на решение несуществующих проблем, на погашение искусственно разжигаемых конфликтов, на преодоление несуществующих разногласий и препятствий. Джек, выматывая не в меру заносчивого, деспотичного и авторитарного Максима, начнёт попросту выкачивать из него силы, ту неуёмную энергию, которую Максим направит на Джека, чтобы его подчинить своей воле, сломить его сопротивление, взять под контроль, ограничить в правах и возможностях. А для этого Джек просто будет возводить препятствия, городить огород на ровном месте, создавать иллюзию трудностей и осложнений. Изобретая различные причины и отговорки, которые невозможно будет проверить, он начнёт врать Максиму напропалую.

4.СЕНСОРНОЕ ПРТИВОБОРСТВО

Максим будет раздражён и возмущён таким поведением Джека. Он посчитает, что партнёр специально устраивает эти “выкрутасы” для того, чтобы выйти из — под его контроля, а значит и получить возможность обмануть его, перехитрить, оставить в дураках. А Максим этого не любит, это его бесит и оскорбляет в лучших чувствах. (Кем его здесь считают в конце- то концов?!) Потому и интуитивное “трюкачество” и изворотливость Джека он со временем начинает воспринимать как вопиющий недостаток, считая партнёра пройдохой, лгуном, обманщиком, безответственным и “скользким типом”, с которым опасно иметь дело.

Джек начнёт страдать от сенсорных перепадов воспитательной методики, (от форм и методов обращения Максима с партнёром). Привычкой Максима самым непредсказуемым образом чередовать “кнут и пряник”, при котором предупредительная опека и забота о партнёре неожиданно сменяется изощрённой жесткостью и садизмом. Этого Джек ни понять, ни принять не сможет. Он плохо переносит сенсорный дискомфорт, не готов в мирное время, в естественных и в бытовых условиях сталкиваться с прямой угрозой своей жизни и своему здоровью. Не готов сносить издевательства и терпеть неожиданную боль, вызванную странными, неоправданными и внезапными «нападениями» Максима (без ультиматума, без предупреждения, без объявления войны). В обыденной, мирной жизни Джек никому не позволяет ни бить себя, ни унижать своё человеческое достоинство — это его принципиальная позиция. А если такие “дисциплинарные меры” “подкрепляются” ещё и логическими мотивировками, Джек тем более готов возмущаться, бороться и спорить.(А при необходимости, и обращаться в правоохранительные инстанции). Джек и сам — программный логик, и у него у самого найдётся достаточно правовых, логических мотивировок для того, чтобы постоять за себя.

5. ПРОТИВОБОРСТВО ПО ЛОГИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ

Между партнёрами почти сразу же возникает противоборство по логическим аспектам (по каналам 1 — 7, 7 — 1 уровней ЭГО — ИД) и в частности, по аспекту деловой логики (-ч.л.), информацию по которой Максим оценивает критически. У него этот аспект находится у него на позициях наблюдательной функции, «запускает» его активационную интуицию времени (интуицию ближайших перемен +б.и.), стимулируя интерес Максима к каким — то выгодным (для самого Джека), но при этом опасным и рискованным (для остальных членов команды) предприятиям. Вследствие чего, Максим считает себя обязанным контролировать действия Джека (с точки зрения их эффективности, разумности и целесообразности) и высказывать необходимые (по его мнению) замечания.

Но именно это обстоятельство и возмущает Джека! Аспект деловой логикой является программной функцией его модели, (-ч.л.1), областью “врождённого профессионализма”. Здесь он себя чувствует “вне конкуренции”: замечаний со стороны партнёра не принимает, никаких возражений не признаёт, считается только со своими интересами и соображениями личной пользы и выгоды, предполагая при удачном исходе дел, вознаградить за труды и остальных членов команды, «не оставить в обиде», что, однако, ему практически не всегда удаётся: вознаграждение получает только тот, кто его требует, — строго, громко, внушительно. А тот, кто не требует, остаётся «с носом», его Джек «кидает», перераспределяя доходы в свою пользу, по своему усмотрению, отделываясь от обманутого партнёра пустыми обещаниями и отговорками.). А кроме того, Джек подсознательно настроен на логически внушаемого Драйзера, у которого аспект деловой логики попадает на позиции «абсолютно слабой» суггестивной функции, (а не наблюдательной как у Максима). Драйзер, в отличие от Максима не имеет такого определённого и жёсткого суждения по этому аспекту и так яростно его не отстаивает свою выгоду. Драйзер доверяет мнению Джека и внушается его деловыми рекомендациями, а Максим их оспаривает. И эта “логическая неподатливость” в сочетании с постоянным и жёстким контролем Максима раздражает и отпугивает Джека, который постоянно чувствует себя застигнутым врасплох (хотел обмануть, а не вышло!). У Джека появляется ощущение неловкости, психологического дискомфорта, возникает предчувствие, что он с партнёром “не сработается”.

Предчувствие его не обманывает: между партнёрами устанавливается жёсткое деловое (логическое) противостояние.

В нём участвует и программная логика соотношений Максима, которая в данном случае “пререкается” с наблюдательной логикой соотношений Джека (+б.л.7) возникают споры: кто действует разумнее, в рамках правовых нормативов, кто прав, кто справедлив, кто рассудительней, кто компетентней, чьё мнение можно считать правильным и авторитетным, кто кому должен уступить и подчиниться).

И здесь уже Джек начинает оспаривать мнение Максима, (чем и доводит его до белого каления). Но и такая реакция Максима тоже понятна — аспект логики соотношений является его программной функцией (+б.л.1) и он никому не позволяет оспаривать то, что считает для себя непреложной истиной.

А Джека подавляет авторитарность логики Максима, возмущает его слепое преклонение перед авторитетами, Джек не может примириться с бескомпромиссной жёсткостью партнёра. Доводы Максима его не убеждают. В вопросах логики Джек придерживается собственного мнения, верит только достоверной, лично им собранной информации, доверяет только своему опыту и никаких авторитетов не признаёт — это его принципиальная позиция, (вытекающая из требований его программы). Поэтому и мнение Максима он позволяет себе оспаривать, чем ещё больше его раздражает.

Максим пытается оттеснить Джека с руководящих позиций: безответственный человек не имеет права претендовать на приоритетное место в системе. Начинается попеременное вытеснение партнёра в «шестёрки», с той лишь разницей, что Джек это делает неосознанно, грубо, экстравертно, на правах экспансивного лидера, А Максим осознанно, упорно и упрямо настаивает на своём.

Отношения обостряются и ввиду обоюдной деклатимности партнёров:

  • вследствие жёсткости и категоричности их тона,
  • вследствие их стремления сломить сопротивление партнёра,
  • всеми правдами и неправдами подчинить его действия своей волей,
  • достичь желанной цели за его счёт, жестоко эксплуатируя его труд, манипулируя им как «примитивным материальным объектом», как «рабочей единицей» в своей системе (или команде), как пешкой в своей игре.

Отношения обостряются и вследствие того, что каждый из них подсознательно сориентирован на взаимодействие с дуалом — ЭТИКОМ, внушаемым по логическим аспектам, а потому уступчивым и податливым. Поэтому и причину логической неуступчивости друг друга ни один из них понять НЕ МОЖЕТ. Каждый из них кажется другому “непрошибаемым” тупицей, и ничего кроме раздражения они друг у друга не вызывают.

6.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО ТВОРЕЧКИМ АСПЕКТАМ

Взаимной поддержки по демонстративным и творческим функциям им теперь тоже не хватает. Так что и расслабления как такового они на этом этапе не испытывают.

Информация, подаваемая Максимом по аспекту волевой сенсорики (канал 2 — 6, 6 — 2, уровень ЭГО — СУПЕРИД) становится всё более негативной — жёсткой, деспотичной, лишающей Джека частной инициативы, а потому для него неприемлемой. Активация Джека оборачивается инертностью — принципиальным нежеланием выполнять приказы Максима, подчиняться его волевому давлению. (Джеку никто не указ!)

Информация, подаваемая Джеком по интуиции времени (канал 2 — 6, 6 — 2, уровень ЭГО — СУПЕРИД) тоже покажется Максиму неубедительной, слишком обнадёживающей. К позитивным прогнозам Джека он теперь отнесётся с недоверием, а если его опасения подтверждаются, то и с непримиримой враждебностью, осуждением — Максим обвинит Джека в безответственности, объявит его болтуном и бездельником.

А поскольку интуиция времени у Джека “работает” в одном манипулятивном “блоке” с аспектом этики эмоций, то и информацией по этим двум аспектам Максим будет введён в заблуждение, а вскоре и разочарован, после чего ни внушаться, ни активизироваться ими не будет. Ему будет казаться, что партнёр всё время плутует, “втирает очки”. (И это действительно так, изворотливая интуиция времени и гибкая этика эмоций Джека являются дополнительным подспорьем для его программной деловой логики. С помощью этих двух “инструментов” Джек действительно очень ловко “обделывает свои дела”. Его гибкая этика эмоций (-ч.э.3)позволяет ему “блефовать”, “делать хорошую мину при плохой игре”, поскольку она, как и все остальные функции, служат его прагматичным программным целям. Эта функция у Джека “хитра”, лукава, меркантильна, расчётлива и она безусловно отличается от пафосной, искренней, проникновенной этики эмоций Гамлета (дуала Максима). Причём, отличается не только своей слабостью или нормативностью, но в первую очередь она отличается своим качеством, служением другим — прагматичным целям и идеалам. (Так что и доверять ей Максим не может: сколько бы ни общался с Джеком, он видит в нём плута, обманщика, предателя интересов своего партнёра).

У Гамлета этика эмоций (+ч.э.1) — основа основ, это его флаг, его лозунг, его сверх — идея и сверх — цель, сверх — задача.

У Джека этика эмоций (-ч.э.3)- маска, “фикция”, инструмент мелкого жульничества, и Максим это чувствует. И такое качество информации его разочаровывает; им он не внушается. Даже позволив Джеку увлечь себя эмоционально, Максим довольно быстро охладевает к его затеям; он не внушается обещаниями Джека, не воодушевляется его показательно — завлекательным энтузиазмом. Максим отторгает от себя информацию по этому аспекту и его симпатия к Джеку сменяется антипатией, враждебностью и осуждением. (А в своём осуждении Максим бывает крайне резок, категоричен и жесток).

Максим может попытаться и разорвать отношения с Джеком, может начать избегать его, впредь не желая иметь с ним дела. Но и далеко убежать ему не удастся — Джек дорожит своими взаимоотношениями с партнёром, как, впрочем и Максим. Оба они эмотивисты и позитивисты (оптимисты); и оба могут рассматривать свой разлад как недоразумение, которое и постараются разрешить, а возможно даже предпримут и новую попытку к сближению.

7.НЕПОЛНАЯ ЭТИЧЕСКАЯ СУГГЕСТИЯ

Одновременно с этим возникают и осложнения по аспекту этики отношений.

Здесь уже Джек будет разочарован нормативной этикой Максима (особенно, если она до норматива и не дотягивает) — его жестокостью, цинизмом, подозрительностью, а главным образом, — “квадровыми комплексами”: убеждениями, мировоззрениями и системой взглядов. Все эти обстоятельства вначале настораживают Джека, а потом пугают и отталкивают. Максим ему покажется человеком из другого мира, живущим в другом измерении, воспринимающим всё под иным углом и в иной системе ценностей. Джек ощутит несовместимость своих с партнёром мировоззрений и это внесёт в его взаимоотношения определённый разлад.

Впрочем, на начальном этапе этические разногласия не покажутся им такими уж существенными, партнёры их могут даже не замечать. Поначалу каждый из них старательно “работает” по своей нормативной функции и прилагает усилия к тому, чтобы произвести на партнёра благоприятное впечатление. ( Взаимодействие по нормативно — суггестивным аспектам, каналы 3 — 5, 5 — 3, уровни СУПЕРЭГО — СУПЕРИД.) Но при более интенсивном общении и на более близкой дистанции начинают проступать их этические несовершенства и тогда каждый из них оказывается о партнёре не лучшего мнения. У каждого создаётся впечатление, что партнёр ненадёжный, недостойный или непорядочный человек, у каждого возникает ощущение неуверенности в партнёре и его нравственных качествах; каждому кажется, что на партнёра невозможно положиться…

И происходит это только потому, что каждый из них не получает достаточной информации на свою суггестивную функцию: вследствие неполноты суггестии, вследствие недостаточного внушения,

А в результате — НИ ОДИН ИЗ НИХ НЕ ВНУШАЕТ ДРУГОМУ ДОВЕРИЯ. (Что разрушает их партнёрские и деловые отношения, делает невозможным беспроблемное взаимодействие в квадрах решительных, где риск считает делом обыденным, но требует от партнёров и абсолютной честности, взаимной искренности и доверия.

Максим считает Джека пустозвоном, пройдохой, мошенником ( ввиду его прагматичной этики эмоций, обслуживающей меркантильные интересы его программы). Джек, приглядываясь к “проблематичной”, “бета — квадровой” морали Максима, придерживается о нём ещё худшего мнения, считает его человеком коварным, мстительным и злобным — опасным.

На каком — то этапе “бета — квадровые “комплексы” Максима и циничные “мировоззренческие” высказывания могут даже шокировать Джека, заставляя его держаться от партнёра подальше. (Их общий «комплекс», общий враг в квадрах решительных — неизвестность — вытесненный на подчинённые позиции аспект интуиции потенциальных возможностей (-ч.и.), — заставляет их с опаской относиться друг к другу, а скоро начнут бояться и своей тени…

Противостояние с этических аспектов (с каналов 3 — 5) переходит на программно — наблюдательные аспекты (логические) на каналы 1 — 7, задевая область их общих деловых интересов, порождая новые сомнения и недоверие. Максиму может показаться, что Джек его обкрадывает, Джек будет такого же мнения о Максиме.

Источник

Обсудить на форуме