Гамлет — Габен (Стратиевская) — Часть 1

Описание отношений конфликта Гамлета и Габена от Веры Стратиевской

Гамлет — Габен

1.ГАБЕН: ОТНОШЕНИЕ К ЭМОЦИЯМ КОНФЛИКТЁРА

Конфликт в этой диаде является как бы слепком конфликта диады предыдущей. Если там был конфликт между “воинствующей “уравниловкой” (со стороны второй квадры) и крайнего индивидуализма (со стороны квадры четвёртой), то здесь уже “воинствующий пафос” Гамлета вступает в конфликт с принципиальным равнодушием Габена, с его безучастностью ко всему происходящему.

Стоит ли говорить, сколько душевных сил затрачивает Гамлет для того, чтобы вызвать у Габена хоть какое то живое участие ко всему, что происходит между ними. У Гамлета постоянно создаётся впечатление, что Габен беспредельно равнодушен ко всем его переживаниям — и это его не то что бесит, — буквально убивает, причиняет неимоверные страдания.

Нельзя сказать, чтобы и Габену общение с Гамлетом доставалось легко. Эта постоянная патетика Гамлета, эта гипер- эмоциональность, доходящая до истерии — она не просто создаёт Габену ощущение дискомфорта, она выбивает его из нормального эмоционального режима, она “вырубает”, она “пережигает” его. Пообщавшись с Гамлетом, Габен оказывается не в состоянии вообще проявлять какие — либо эмоции — настолько он бывает оглушён тем эмоциональным выплеском, который у Гамлета считается самым оптимальным тоном общения.

Сориентированный на эмоциональную внушаемость Максима, Гамлет , в свою очередь, вообще не понимает, почему его партнёр так боится бурного проявления эмоций. Как любой человек, уверенный в своей программе, Гамлет уверен в правомерности своих эмоциональных порывов, поэтому холодность и отчуждённость Габена его всё более настораживают и вызывают у него всё большую неприязнь. Естественно, что и попытки Гамлета доказать Габену свою правоту никогда не бывают успешны: Габен либо ускользает от этих эмоциональных излияний, либо пытается убедить партнёра в своём праве на нежелание их воспринимать. Любая попытка Габена поохладить пыл гамлетовских эмоций, любое поползновение “отрегулировать” их — приводит к обратным результатам и только усугубляет конфликт: Гамлет никому не позволяет играть на тонких струнах его души — это для него глубоко оскорбительно.

Есть множество качеств, которые отвращают Гамлета от Габена: его настораживает и эта постоянно ускользающая отдалённость конфликтёра, и его бесшумная походка (кошачья, крадущаяся), и его привычка неожиданно исчезать и неожиданно появляться, его скрытность, и хитрое лукавство под маской добродушного простака — всего этого Гамлет боится. Он боится упрямства Габена, настойчивого, упорного и проявляющегося в самый неподходящий момент. Гамлет, который всегда считает себя знатоком человеческих душ никогда не может понять души этого человека, хотя, казалось бы он тут весь на ладони.

Гамлет никогда не может отрегулировать дистанцию своих отношений с Габеном — это его тоже убивает: этот человек от него космически далёк, буквально недостижим. Гамлет никогда не бывает уверен, можно ли на такого человека полагаться в трудную минуту? (А “трудную минуту” он всегда ждёт и всегда к ней готовится.) Неуверенность в надёжности партнёра Гамлета не просто раздражает — она его сковывает по рукам и ногам, — он ничего не может предпринять, он даже не способен что — либо планировать, — он не может себя реализовать!

2.АКТИВАЦИЯ АСПЕКТОМ ЭТИКИ ОТНОШЕНИЙ И ВОЛЕВОЙ СЕНСОРИКИ (КАНАЛЫ 7- 6 )

А ощущение собственной нереализованности и ощущение неопределённости своего партнёрства Гамлета просто бесит. Как и любой рационал он желает определённости и чёткой дистанции отношений. Но Габен этой определённости ему не даёт и любые дистанции размывает: он ускользает и от выяснения, и от разрыва отношений. Таким образом Гамлету и разобраться с ним невозможно и прогнать его нельзя — Габен всегда найдёт какую — то лазейку или зацепку, чтобы снова напомнить о себе. Причём, делает он это не из подлости и не из вредности, а единственно лишь потому, что, как любой представитель четвёртой квадры, дорожит своими отношениями с кем бы то ни было, поэтому не оставляет надежды их «исправить», (в соответствии с активационным аспектом этики отношений -б.э.6, стимулирующий его этический интерес к каждому новому человеку и соответствии с прагматичной заинтересованностью в уже сложившихся нужных, удобных и выгодных для него деловых, дружеских, семейных отношений).

Поэтому, если от этого альянса остаются какие — то общие ценности — общие дети, имущество, связи или друзья, Габен не считает нужным от них отказываться (он конструктивист и неохотно расстаётся с “нужными людьми”) он непременно построит своё поведение таким образом, чтобы эти ценности были для него доступны. (Он ведь, ко всему прочему, ещё и стратег. Причём, — упрямый — иррациональный -стратег -). Так что, при всём желании Гамлету отделаться от Габена никак не удаётся: «ты его в дверь, а он — в окно», да ещё и появляется нежданно — негаданно, все карты спутывает, все планы ломает, ставит Гамлета в неловкое и неудобное положение. Иногда даже компрометирует своим неожиданным появлением в неподходящее время время, в неподходящем (для напоминания о себе) месте. И это обстоятельство особенно травмирует Гамлета. Как любой рациональный человек (да ещё и человек системы, в которой он претендует на лидерство, дорожит своей репутацией, авторитетом), он желал бы забыть о «связях, порочащих его», о своих прошлых неудачах и начать жизнь с нового чистого листа — но не тут- то было! Нескончаемые притязания бывшего партнёра, его постоянные появления в самый неподходящий момент — всё это не только ломает планы Гамлета но и каждый раз доводит его до истерик. Гамлету кажется, что этот человек буквально преследует его попятам, он уже рассматривает своего конфликтёра как некое бедствие, как кару Господню, как проклятье неизвестно за какие грехи ему посланное.

3.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВУХ УПРЯМЫХ СТРАТЕГОВ

Бывают ситуации и попроще: Представьте такую сценку: солнечный осенний денёк, очаровательная продавщица — Гамлет, приветливо улыбаясь покупателям, бойко торгует с лотка овощами. Вдруг её настроение в корне меняется. И причиной тому оказывается гражданин потёртого и помятого вида, появившийся у лотка в обнимку с такой же непрезентабельной подружкой. Приблизившись, гражданин тут же “врос в землю” и стал выжидательно смотреть на продавщицу. Та, лишь только его увидела, тут же забилась в истерике, затряслась в рыданиях и обрушилась целым град упрёков и ругательств, из коих всем присутствующим стало известно, что этот посетитель — не кто иной как последний мерзавец, пропивший последнюю совесть и отбирающий у родных детей последнюю копейку. И, самое интересное, чем больше она его поносила, тем спокойнее он всё это воспринимал. То есть, нельзя сказать, что её окрики действовали на него сосем уж как колыбельная, но, тем не менее, его лицо оставалось совершенно непроницаемым и никакой печалью не омрачалось. Он стоял каменное изваяние и не двигался с места. Казалось, что это не проклятия на него градом сыпались, а лёгкий дождик моросил, ничем, никак не задевая. Неизвестно чем бы всё это закончилось, если бы соседи — продавцы тут же не оказали посильную помощь: продавщицу успокоили как могли, подменили её на рабочем месте. А с её посетителем обошлись как со своим старым знакомым — отлепили от ларька и отволокли в сторону (сам бы он ни за что не ушёл!)

Невозмутимость Габена причиняет Гамлету огромное количество страданий, равно как и его эгоизм, и холодное равнодушие и упорное стремление к намеченной цели, которое он ведёт не считаясь ни с чувствами, ни с желаниями своего партнёра.

И всё же, было бы ошибкой считать, что в этих отношениях Габен находится на более выгодных позициях. Конечно, как иррационал он всегда может выйти из ситуации самым непредсказуемым образом — ускользнёт, только его и видели! И всё же возникает немало ситуаций, когда Габену приходится длительное время терпеть общество Гамлета, что для него тоже является неимоверной пыткой. И дело здесь не только в несносной для Габена гипер- эмоциональности Гамлета. В отношениях конфликта Гамлет может быть и жесток, и страшен, и коварен, и хитёр — беспощаден. Если Гамлет сочтёт притязания Габена слишком для себя обременительными, он сумеет нейтрализовать своего конфликтёра, — он ведь тоже стратег и тоже не отступит от намеченной цели.

С Гамлетом очень опасно ссорится, особенно когда он выходит на “тропу войны” (а в отношениях конфликта других путей нет). Поэтому, когда Габен начинает “доставать” Гамлета, цепляясь за их общие связи, Гамлет эти связи очень дальновидно обрубает. ( Так жена — Гамлет сбежала от мужа — Габена в дальнее зарубежье (из России во Францию) и “затерялась” где -то в предместьях Парижа. Причём прихватила с собой и их общего сына. Теперь бывший супруг тратится на адвокатов и частных сыщиков для того, чтобы этого ребёнка найти и отсудить. Впрочем, это уже более поздняя фаза конфликта, которая, кстати сказать, хорошо представлена в фильме Карена Шахназарова “Американская дочь”, где поступившая аналогичным образом жена — Гамлет пресекает все возможные попытки своего незадачливого супруга- Габена и встретиться с их общим ребёнком.)

Конфликтующий Гамлет всегда вооружён против Габена мощнейшей интуицией и умением плести интриги, поэтому переиграть его бывает практически невозможно.

Спрашивается, а почему бы Габену не оставить Гамлета в покое, если он так опасен? Зачем нужно ввязываться в эту опасную бойню?

Здесь уже проблема в наблюдательной волевой сенсорике Габена — и в диадном признаке упрямства. Вступив в противодействие с кем — либо, Габен непременно захочет оставить последнее слово за собой, пожелает непременно настоять на своём. Даже борясь за ребёнка, Габен не вырабатывает сколь — нибудь определённой программы действий, он как терминатор упорно следует к своей цели, чтобы просто “перетянуть ситуацию на себя”. (Это только в фильме Шахназарова создалось впечатление, будто шестилетняя девочка “похитила” своего отца. По сути, как, впрочем, происходит и в жизни, всё обстояло совсем иначе: сам захватил ребёнка и сам пошёл с ним пешком в Мексику — так что опасения мамы — Гамлета, все её предупредительные меры были вполне оправданы.)

Так как же сходятся два таких разных и неподходящих, а, главное, опасных друг для друга человека?

Гамлет привлекает Габена своей яркой незаурядностью, разносторонней одарённостью, экстравагантностью, эрудицией, артистизмом, умением себя преподнести; привлекает своим особым имиджем — ярким, запоминающимся, иногда притягательно загадочным стилем («роковой красавицы», «женщины — вамп», «сурового демона», «сказочного принца», или «непризнанного гения»).

Так же как и Гексли, Гамлет очень любит выделяться из общей толпы, любит выгодно отличаться от других. (А кто этого не любит?) Именно поэтому он чаще всех бывает замечен Габеном, которого привлекает всё неординарное и талантливое.

Габен производит на Гамлета впечатление своей силой, мужественностью, стойкостью и целеустремлённостью, деловой смекалкой, здоровым оптимизмом, прагматизмом, хорошим вкусом, чувством комфорта (бытовой устроенностью и практичностью — такой притягательной для неустроенных, одиноких женщин).

4.НЕДОСТАТОК СУГГЕСТИИ

Впрочем, как вскоре выясняется, Гамлет ценит Габена совсем не за те качества, которые Габен ценит в себе. Упорство и упрямство — это не программа Габена и не его самоцель, а всего лишь реакция на какой-то психологический дискомфорт. Опять же и демонстративная рассудительность Габена — то, чем он так гордится, и что вызывает восхищение его дуала Гексли, не производит никакого впечатление на Гамлета: “Он говорит о чём угодно и всё, что на ум взбредёт. По — моему, он просто глуп!”

В конфликтных отношениях к демонстративной функции всегда предъявляются завышенные требования (которые при всём желании не может удовлетворить). С демонстративной функции здесь всегда спрашивают как с программной. Но демонстративная функция всегда слабее, чем программная, хотя бы потому что она находится на уровне лаборном блоке уровне ИД, она менее «профессиональна», слабее нами осознаётся. А её информационный аспект, хоть и запускает ЭГО — программу, относится к разряду вытесненных ценностей. Информация по этому аспекту слабо и неубедительно вербализуется. (Если вербализуется вообще). Поэтому (и по целому ряду других, конструктивных причин) конфликтёр и не получает на свою суггестивную функцию необходимую ему информацию нужного ему качества. Поэтому -то конфликтёры и не внушаются друг другом, от этого у них и возникает чувство неудовлетворённости и разочарования друг другом.

5. АСПЕКТ СЕНСОРИКИ ОЩУЩЕНИЙ

И ещё одна очень болезненная точка во взаимоотношениях Гамлета и Габена — аспект сенсорики ощущений.

Дело здесь не только в том, что Гамлета раздражает стремление Габена ускользнуть в свой тихий и замкнутый уютный мирок — туда, где он сможет оградить себя от неприятностей и сохранить свой душевный покой. Гамлета раздражает постоянная забота Габена о собственном сенсорном и психологическом комфорте.

Гамлет тоже восприимчив к сенсорному дискомфорту (следствие слабой, проблематичной сенсорики ощущений) и в партнёрстве с Габеном этот дискомфорт особенно усиливается, поскольку Гамлет получает информацию по аспекту сенсорики ощущений не того качества какого ему хотелось бы. Гамлет испытывает недостаток острых ощущений и , кроме того, он не может выразить свои ощущения в естественной для себя форме, поскольку его партнёру это кажется противоестественным. Опять же, Гамлет не может проявить и своих естественных эмоциональных реакций, поскольку это тоже не одобряется его партнёром.

Сексуальная несовместимость переживается в этой диаде очень остро и болезненно: для Габена это удар по его программе, для Гамлета это удар по суперэго — отсутствие поддержки по мобилизационной функции. Попытка Гамлета получить эту поддержку приводит к тому, что Габен ещё больше отстраняется и отдаляется от него. Габен с лёгкостью отказывает в сексуальной близости человеку, вызывающему у него сенсорный ( или психологический ) дискомфорт. Причём, сделать это он может самым бесцеремонным образом, — даже во время свидания, когда человек уже к этой близости предрасположен, когда он уже на неё настроен. Понятно, что такие вещи особенно обидны и оскорбительны для Гамлета, которому трудно справиться со своим перевозбуждением, что практически всегда осуждается Габеном раздражает его и вызывает ощущение психологического и сенсорного дискомфорта.

Забота Габена о собственном покое, о собственных ощущениях и удовольствиях в сочетании с пренебрежением к чувствам окружающих его людей вызывает глубочайшее осуждение Гамлета; порождает самую жестокую и самую исступлённую ненависть, на которую тот только может быть способен. По сути это и является самой болезненной точкой конфликтных отношений в этой диаде, самым непримиримым их противоречием.

А по — моему, решительному вообще нечего делать в одной койке с рассуждающим! — делится своим мнением Читатель. — Мы тут обсудили эту тему в компании и пришли к выводу, что решительному заниматься сексом с рассуждающим — то же самое, что обнимать воздух, или заниматься любовью с фантомом. По мне, — так и рисковать не стоит: как определил, что рядом с тобой рассуждающий, встань и уйди, -здоровее будешь…

— Если бы люди почаще прислушивались к своим ощущениям, возможно вообще не сокращали бы дистанцию в ИТО конфликта. Хотя бы по аспекту сенсорики ощущений не «прикипали» бы друг к другу…

Источник

 

Обсудить на форуме