«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ»

«Экономическая социология» — комплекс учебных изданий: Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. (Москва — Минск, 2000); Соколова Г.Н., Кобяк О.В., Александрова А.Б. Экономическая социология: Практикум / Под ред. Г.Н. Соколовой. (Минск, 2000, 2001); Экономическая социология: Хрестоматия / Авт.-сост.: Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк. (Минск, 2000, 2001).

>Цель создания комплекса учебных изданий по экономической социологии — обеспечить, на основе многолетнего научно-исследовательского и преподавательского опыта авторов, потребность высших учебных заведений в универсальном цикле пособий, способном качественно повысить эффективность подготовки студентов — будущих экономистов, социологов, менеджеров, финансистов — в области экономической социологии. Поставленная цель достигается за счет реализации авторами учебного комплекса ряда взаимосвязанных задач. Учебник раскрывает логику построения и развития экономической социологии как специальной социологической теории.

Практикум формирует у студентов навыки анализа явлений и процессов экономической жизни с выходом на поиск социальных механизмов управления этими феноменами. Хрестоматия приобщает будущих специалистов к богатому творческому наследию теоретиков и практиков мировой и отечественной социально-экономической мысли, передавая студентам тщательно отобранный опыт хозяйственного развития различных социально-экономических систем в удобном для усвоения виде. Использование учебника, практикума и хрестоматии в учебном процессе позволяет сформировать и закрепить в сознании выпускников вузов глубокое и всестороннее представление о теории и практике экономической социологии, которое выступает одним из непременных условий успешности их будущей профессиональной деятельности.

>Комплекс учебных изданий является целостным как по своему содержанию, так и по оформлению. Все компоненты комплекса имеют гриф Министерства образования Республики Беларусь, позволяющий использовать их в качестве учебника и двух учебных пособий для студентов социологических и экономических специальностей высших учебных заведений. Прототипом комплекса выступает первый в Содружестве Независимых Государств учебник для вузов Г.Н. Соколовой «Экономическая социология» (Минск, 1998), который получил высокую оценку преподавателей и студентов и оказался востребованным как в Беларуси, так и в России.

>Первый компонент настоящего учебного комплекса остается единственным учебником по курсу экономической социологии в СНГ. Он состоит из двух разделов: исторического и теоретико-методологического. В историческом разделе рассматриваются классический этап становления экономической социологии, основные социологические концепции западных экономических школ в 1950-е, 1970-е и 1990-е, основные этапы становления отечественной экономической социологии.

В теоретико-методологическом разделе обоснована логика развития экономической социологии как специальной социологической теории. Раскрыта система основных понятий: экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы и социальные стереотипы, экономическое поведение, экономическая культура, социальные механизмы регулирования экономических процессов. Рассмотрены социально-экономические законы разделения труда, перемены труда, конкуренции и др.

Учебник насыщен богатым фактологическим материалом исследований, проводимых под руководством автора в режиме социологического мониторинга. В него включен словарь важнейших терминов, составленный на базе Оксфордского словаря социологии.

Практикум по экономической социологии представляет собой первый отечественный опыт сопровождения учебника по экономической социологии сборником практических упражнений. Он содержит 12 основных тем, связанных с соответствующими темами учебника.

Основные понятия рассматриваются в виде социологических моделей, содержащих социальные механизмы регулирования описываемых этими моделями явлений и процессов. Данный подход позволил предмет науки экономической социологии — социальные механизмы регулирования экономических отношений — сделать предметом рассмотрения в каждом разделе практикума.

Принципы системного подхода при анализе явлений и процессов, описываемых основными понятиями экономической социологии, дают возможность научить студентов работать с понятийным аппаратом теории и применять его в конкретных социологических исследованиях с целью решения прикладных социально-экономических задач. Активное привлечение материалов мониторинговых исследований, проводимых в течение многих лет под научным руководством Г.Н. Соколовой, делает содержание практикума внутренне цельным и информационно насыщенным.

Хрестоматия по экономической социологии содержит оригинальные тексты выдающихся мыслителей-социологов, организованные в соответствии с авторским введением-лоцией в следующую структуру: классический этап становления экономической социологии (А. Смит, К.

Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Веблен); основные социологические концепции западных экономических школ (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Л. Эрхард, Ф. Хайек, Н. Смелсер, Р. Сведберг, М. Грановеттер, П. Хейне, Р. Кравчик); основные этапы становления отечественной экономической социологии (Н.И. Бухарин, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, В.В. Радаев, В.И. Верховин). Специальный раздел посвящен социально-экономическим концепциям социалистов-утопистов как альтернативе капиталистического способа производства (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Каждому тексту предпослан краткий биографический очерк, раскрывающий вклад того или иного ученого в развитие экономической социологии.

Инновационность или ее отдельные элементы присутствуют во всех компонентах комплекса.

Так, впервые в качестве предмета экономической социологии рассмотрен социальный механизм регулирования экономических отношений, под которым понимается устойчивая структура взаимодействий социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также структура типов экономического поведения этих субъектов. Проанализирована природа различных социальных механизмов в рамках методологических подходов К. Маркса, М. Вебера, Т. Веблена; впервые раскрыто содержание понятия конкурентоспособности субъекта рабочей силы на рынке труда; по-новому раскрывается роль экономической культуры в регуляции экономического поведения хозяйствующего субъекта; разработан социологический подход к трактовке понятий «экономическое сознание», «экономическое мышление», «экономическое поведение»; рассмотрены природа и особенности функционирования социального стереотипа как фактора изменения экономического мышления, введено в научный оборот и проанализировано понятие «эффект стереотипизации» в обществе.

>Таким образом, в учебнике разработан и систематизирован категориальный аппарат экономической социологии, впервые представленный в своей целостности и взаимосвязи. При этом эмпирическая база, формируемая авторскими исследованиями, позволяет как бы «подпитывать» теорию и давать реальное приращение научного знания. Например, в ходе социологического мониторинга «Регулирование занятости в условиях формирующегося рынка труда» эмпирически выявлена роль стратегических и тактических социальных механизмов в этом процессе, а в ходе социологического мониторинга «Оценка реального уровня занятости, незанятости и безработицы» проанализированы состояние и реальные возможности социальных механизмов в регуляции этих явлений в условиях переходного периода.

>Инновационность практикума заключается в прин-ципиально новом способе представления учебного материала в соответствии с концепцией непрерывного образования.

Структура каждого из разделов практикума позволяет студентам вначале воспроизвести основное содержание темы учебника, затем познакомиться с принципами социологического моделирования социально-экономического феномена, являющегося предметом рассмотрения в разделе и, наконец, «проиграть» созданную модель на статистических или эмпирических данных. Подобная организация пособия позволяет студентам глубоко усвоить учебный материал на основе его логического осмысления и практического освоения.

>Основные понятия экономической социологии рассматриваются в виде социологических моделей-конструктов, а системный подход к исследованию данных моделей позволяет раскрывать содержание социальных механизмов, регулирующих рассматриваемые процессы.

Насыщенность практикума целенаправленно отобранными статистическими материалами, а также данными, полученными в ходе авторских исследований, во-первых, позволяют использовать социологические модели как инструмент для работы в реальном информационном поле, а во-вторых, придает изданию самостоятельную ценность именно в качестве учебного пособия для проведения семинарских и практических занятий. Практикум сопровождается кратким терминологическим словарем и типовой программой учебного курса «Экономическая социология».

>Инновационность хрестоматии состоит в том, что самой логикой подбора оригинальных текстов, обозначенной во введении-лоции, обосновывается закономерность рассмотрения экономического поведения в качестве предмета исследования в периоды стабильного развития общества и социального механизма экономических процессов в качестве предмета исследования в периоды трансформаций, когда экономическое поведение становится следствием изменения структуры взаимодействия социальных субъектов. В хрестоматии впервые представлены труды современных зарубежных экономических социологов Р. Сведберга (см.) и М. Грановеттера в авторском переводе Г.Н. Соколовой.

Важная особенность комплекса — сопоставительно-дискурсивное изложение курса экономической социологии. Основные вопросы освещаются исходя из различных точек зрения и разных теоретических концепций, что побуждает студентов к размышлению, требует определенной критичности и самостоятельности при осмыслении учебного материала и содействует развитию у будущих специалистов культуры социологического анализа экономических явлений и процессов.

>Содержательная целостность комплекса обусловлена наличием научной школы в области экономической социологии профессора Г.Н. Соколовой, изложившей авторскую версию специальной социологической теории в своей научной монографии «Экономическая социология» (Минск, 1995). Накопленный опыт кооперации усилий лидера научной школы и учеников использован и приумножен в процессе создания настоящего комплекса учебных изданий. Так, глава 14 учебника «Экономическая культура как регулятор экономического поведения хозяйствующего субъекта» написана Г.Н.

Со-коловой в соавторстве с О.В. Кобяком, который построил социологическую модель, позволяющую анализировать экономическую культуру как социальный механизм, регулирующий экономическое поведение субъекта. Глава 6 учебника «Сущность и формы проявления социально-экономического закона конкуренции» написана в соавторстве с А.Б. Александровой, которая обосновала и построила социологическую модель конкурентоспособности работника на рынке труда.

Таким образом, комплекс учебных изданий по экономической социологии (Учебник.

Практикум. Хрестоматия) является первым и пока единственным в Республике Беларусь и странах СНГ опытом активного обучения основам данной науки; отличается теоретико-инновационной фундаментальностью и глубоким раскрытием принципов социологического анализа; повышает эффективность подготовки студентов в области усвоения теоретических знаний и приобретении практических навыков работы с социальными механизмами, регулирующими протекание экономических процессов в обществе. В заключение отметим, что созданный авторами комплекс является основной литературой по экономической социологии, используемой в Белорусском государственном университете, Международном гуманитарно-экономическом институте, Институте управления и предпринимательства.

Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк