«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ»

«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ» — книга В.С. Барулина (см.)

(Москва, 2002), посвященная исследованию взаимоотношений человека и общества. Автор рассматривает данные взаимоотношения в рамках развиваемого им философского направления — социально-философской антропологии.

«Социально-философская антропология исследует, как человек создает общество как способ и средство своего существования и деятельности, как его человеческая сущность пронизывает все поры общества и преломляются в нем; как общество, сложившись, развиваясь и функционируя, воздействует на человека, способствуя как формированию и развитию его сущности, так и деформирующе влияя на человека. Всеобщие социально-философские принципы, законы взаимодействия общественной сущности человека и человеческой сущности общества в их многоплановости и всемирно-историческом развитии составляют предмет социально-философской антропологии».

В первом разделе «Предмет социально-философской антропологии» рассматриваются социально-исторические и философско-методологические истоки социально-фило-софской антропологии. По мнению автора, 20 век явился веком возросшей напряженности во взаимоотношениях человека и общества.

«Эта та высшая и наиболее зрелая фаза развития человека, его взаимоотношения с обществом, познание которой создает условия для конституирования самой социально-философской антропологии, выявления ее законов, принципов, постулатов. Как в период становления капиталистической цивилизации определенное «упрощение» общественных отношений, наглядное выявление детерминирующей роли материального производства сделало возможным открытие материалистического понимания истории, так и в XX веке развитие и отслоение сложной гаммы взаимоотношений человека и общества сделало возможным и реальным предметное определение социально-философской антропологии».

По мнению автора выделяются три непосредственных философско-методологических источника социально-фило-софской антропологии: философская антропология, социальная антропология, социальная философия. При этом наиболее сложные теоретико-методологические отношения складываются у социальной философии и социально-философской антропологии.

Их объединяет общее предметно-проблемное пространство — человек и общество, многие общие социально-философское абстракций. В то же время социальная философия и социально-философская антропология в определенном смысле системы — конкуренты, ибо они вскрывают принципиально разные пласты, ракурсы взаимоотношений человека и общества.

Если социоцентристская ориентация социально-философской парадигмы однозначно определяет приоритет общества во взаимоотношении с человеком, то антропоцентристская ориентация социально-философской антропологии однозначно определяет приоритет человека. Если социальная философия это наука главным образом об обществе как целостной системе, социально-философская антропология — это наука о человеке, его роли и самоутверждении в обществе. По мнению автора конституирование социально-философской антропологии исключает монополию социальной философии на философское рассмотрение отношений человека и общества. Тем самым утверждается предметно-философское многообразие, разноракурсность в рассмотрении этого отношения, признается нормальным и современным разработке разных философских парадигм исследования этих отношения.

>Второй раздел «Человек изначальный» посвящен анализу духовности человека и его основополаганиям.

В духовности человека автор выделяет несколько взаимосвязанных пластов.

Экзистенциальный пласт — это духовность человека, рассмотренная как его бытие; индивидуально-уникальный пласт — это духовность человека, рассмотренная как воплощение его индивидуальности, неповторимости, единичности; релятивистский пласт — это духовность человека, рассмотренная как изначальная основа любых отношений человека; ассимиляционно-аккумулятивный пласт — это духовность человека, рассмотренная как форма освоения, интерпретации, индивидуализации любого содержания мира, общества, культуры. Анализ различных пластов духовности человека позволяет выявить определенные грани дуализма человеческого бытия: духовности и телесности, ничто и беспредельности, индивидуализации и всеобщности, локальной свершенности и беспредельной потенциальности, самости и сплетенности с миром.

Основополагания человеческого бытия — всеобще-универсальные качества человека, являющиеся основой всего богатства проявлений человеческой жизнедеятельности. К ним относятся: основополагания векторов, раскрывающие основные направления человеческой жизнедеятельности — само- и социосозидания; основополагания ценностей — творчество и свобода; основополагания целей и форм саморегуляции человека — абсолют и нравственность.

Под абсолютом автор понимает «порождаемую всей человеческой духовностью своеобразную субстанцию, в которой синтезирована высшая цель, идеал, опора человеческого бытия, взятые в максимальной степени совершенства и беспредельности, и которая выступает в виде трансцендентного объекта.

Устремленность к абсолюту, выстраивание всей жизни в своеобразной ориентации на абсолют составляют одно из самых глубинных основополаганий человеческого существования». Духовность человека и его основополагания составляют квинтэссенцию человека, сферу его подлинной сущности.

Третий раздел «Человек и социум» представляет собой абстрактное рассмотрение взаимосвязи человека и общества как социума. В разделе осуществлено два методологически важных разделения. Во-первых, социум как абстракция более высокого порядка отделяется от обществ как системы, во-вторых, социум дифференцируется на разные грани.

Первая грань — социум антропогенный, как продукт творения человека, вторая грань — социум самобытийный как воплощение собственной объективной укорененности. Соответственно, отношение человека к социуму разделяется на два фундаментальных отношения: первое — человеческое созидание социума и воплощение в нем; второе — пребывание человека в самобытийном социуме и определенное подчинение ему.

Два фундаментальных отношения составляют основную антиномию человеческого отношения к социуму, они пронизывают все уровни, грани человеческого отношения к социуму. На основе констатирования двух фундаментальных отношений человека к социуму автор выделяет основные противоречия человеческого взаимоотношения с социумом: объективации, когда человек объективирует себя в социуме, и субъективации, когда он воспроизводит и развивает себя как субъекта; слитности, когда человек как бы сближается с социумом и растворяется в нем, и дистанционности, когда человек непрерывно воспроизводит некую грань между собой и социумом; расщепленности, когда человек соотносится с определенной функцией, и тотальности, когда он воспроизводит себя как целостность.

В четвертом разделе «Человек в социомирах повседневности общества — страны» рассматривается более конкретный уровень взаимоотношений человека и общества. Здесь вводится понятие общества — страны как своеобразного сплава системной целостности общества с его территориальными, историческими, культурологическими и т.п. характеристиками. Общество — страна выступает как продукт конкретно-непосредственной жизнедеятельности людей.

В обществе — стране выделяются социомакромир — как структуры и формы непосредственного созидания страны в целом и социомикромир как структура и форма локальной, непосредственно фиксируемой жизнедеятельности людей. В этом контексте рассматривается повседневность как основная, фундаментальная форма жизнедеятельности индивидов, проявляющаяся и в социомикро- и социомакромире.

В работе предложена развернутая характеристика повседневности социомикро- и социомакромиров, рассматривается укорененность человека в повседневности, предложено описание духовно-ценностных аспектов повседневности, ее роли в самоосуществлении человека, в становлении и развитии его свободы. Подчеркивается социальная универсальность повседневности, погруженность в повседневность любой формы человеческой жизнедеятельности. На этой основе делается вывод о фундаментальной роли повседневности человеческого жизнедействия в структурировании, развитии общества.

Через и при посредстве повседневности человек осуществляет свою детерминирующе-созидательную миссию в обществе. По мнению автора проблема повседневности имеет принципиальное значение в социально-философской антропологии, ибо мир повседневности — это мир жизнедеятельности конкретного, индивидуального человека. Только на базе жизни человека в этом мире — начале начал человеческого бытия — может раскрываться его определяющая роль в создании себя и общества.

>Заключительный раздел книги «Человек и общество в антропологических самоопределениях» посвящен анализу взаимоотношения человека и общества в духовно-ценностном, духовно-символическом аспектах. Здесь автор выделяет экзистенциально-индивидуальный образ человека, как присущий самому индивиду, как его имманентную духовную реальность, и культурно-легитимные образы, как существующие в духовной культуре общества, предлагает характеристику этих образов и раскрывает их сложное взаимовлияние. При этом в одних отношениях ведущая роль принадлежит экзистенциально-индивидуальным образам, в других — культурно-легитимным.

>В работе выдвинуто положение о наличии двух разных духовных потоков в обществе: социологизиции человека, с одной стороны, и духовного очеловечивания общества, его элементов — с другой. Духовное очеловечивание общества, его структур заключается в том, что в системе духовного обоснования деятельности, функционировании любого элемента общества образ человека как цели, критерия, ценности и т.п. занимает определенное место и играет определенную роль. Автор анализирует, как в духовном очеловечивании общества образ человека модифицируется, извращается, нередко становится прикрытием для совсем иных нечеловеческих и даже античеловеческих целей и ценностей. В этом смысле проблема человеческого общества выступает как многозначная, включающая в себя, совершенно разное смысло-ценностное наполнение. Формирование и развитие человека в обществе (именно как человека) осуществляется в сложном и многогранном воздействии различных граней духовного очеловечивания общества, в условиях разных проявлений человеческого в обществе, его структурах.

>Работа завершается анализом гражданственно-нрав-ственного приоритета человека в обществе. Опираясь на проведенное исследование, автор стремится в концентрированной форме выразить основные гражданственно-нравственные принципы взаимоотношения человека и общества. Важнейший из этих принципов — это право человека на общество. Это означает, что человек имеет право созидать, изменять, переделывать общество, вплоть до отказа от данного общества.

Это всеобщее суверенное, равное для всех людей право. Основной философско-антропологической идеей книги является утверждение высочайшей самоценности каждого человека, необходимости для каждого реализовать свой огромный потенциал, достичь вершины подлинной человечности.

В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов