«НАИВНОЕ ПИСЬМО» — категория социологии знания (см.), социолингвистики и лингвокультурологии, обозначающая множество типов речевой деятельности, не поддающихся однозначной идентификации (см.) и являющихся «отклонением от нормы» с точки зрения представлений о необходимости языковой компетенции социальных субъектов. Представления о «Н.П.» сформировались в результате исследования письменных документов, авторами которых являются т.н. «простые люди», т.е. представители маргинальных слоев населения, социальный статус (см.) которых не зависит непосредственно от форм его репрезентации (см.) в дискурсе (см.) в соответствии с т. наз. высоким, средним и низким «стилями речи». Именно со стилями речи было связано доминирующее вплоть до конца 19 в. представление о социальном престиже и субординации не только в общественной жизни, но и речевой практике. В настоящее время отмечается тенденция к смешению данных стилей, что вызвано не только демократизацией общества и изменением понятия социального престижа, но также стремлением разнообразить, обогащать и сами выразительные средства языка. «Н.П.» в качестве формы деятельности социальных субъектов традиционно оказывалось вне поля зрения социологов, историков и политологов, поскольку письменно фиксируемые следы этой деятельности либо не сохранялись в архивах, либо не рассматривались в качестве документов, свидетельствующих о значимости самой эпохи. Лишь в ситуации постмодерна (см.), когда начинается «закат метанарраций» (см.) (Ж.-Ф. Лиотар — см.), происходит переоценка перспектив социального развития и критика самого понятия «Большой Истории» как тотальности, характерной для традиционной историографии. В настоящее время «Н.П.» как специфический тип речевой практики рассматривается как представляющий несомненный интерес с точки зрения анализа форм повседневности и занимает все большее место в лингвосоциологических исследованиях.
А.Я. Сарна