«ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» МЕТОДИКИ

"Завершение предложения" методики (Sentence-Completion Techniques) — группа проективных методик исследования личности. "З. п." м. представляет собой развитие теста словесной ассоциации. В качестве инструмента для измерения лингвистических способностей имеют давнюю историю в психологических исследованиях. Впервые для изучения личности "З. п." м. были применены А. Пейном (1928), а затем А. Тендлером (1930).

Обследуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы он их завершил по своему усмотрению. Предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать обследуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Обработка полученных данных может быть как качественной, так и количественной. Существует значительное количество методик, основанных на принципе вербального завершения. Одни предназначены для выявления мотивов, потребностей, другие — чувств обследуемого, его отношения к семье, половой жизни, вышестоящим по работе и т.д. Наиболее известны "З. п." м., разработанные

Дж. Роттером (1950), Д. Саксом (1950), Б. Форером (1950), А. Роде (1957). Достоинствами "З. п." м. являются их гибкость, возможность приспособления к разнообразным исследовательским задачам. По оценке специалистов валидность и надежность этих методик достаточно высоки (Р. Ватсон, 1978). Допускается групповое обследование.

Л.Ф. Бурлачук