«ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ»

«ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ» — понятие философской системы Бергсона — несущая конструкция его модели «творческой эволюции». Согласно Бергсону, опиравшемуся на ряд положений концепции эманации по Плотину, поток течения жизни, зарождаясь «в известный момент, в известной точке пространства», проходит «через организуемые им одни за другими тела, переходя от поколенья к поколенью», разделяется «между видами» и распыляется «между индивидами, ничего не теряя в силе, скорее увеличиваясь в интенсивности по мере движения вперед…». По Бергсону, «Ж.П.» пульсирует по расходящимся ветвям эволюции — подобно гранате, ступенчато разрывающейся сначала на части, затем — на частицы, все более и более мелкие. Люди — микроскопические фрагменты — лишь могут отдаленно догадываться о мощи первоначального взрыва.

Жизнь, в соответствии с идеями Бергсона, суть потенциал/тенденция воздействия на неорганизованную материю, перманентно образующуюся из погаснувших «осадков» «Ж.П.». В понимании Бергсона, есть только действия — вещей как таковых нет: объекты правомерно представлять наподобие дезинтегрирующихся креативных жестов, изолированных в ходе эволюции: «Представим себе жест — поднятие руки. Рука, предоставленная сама себе, упадет в исходное положение. Все же в ней останется возможность — в случае волевого усилия — быть поднятой вновь. Этот образ угасшего креативного жеста дает возможно точное представление о материи». «Ж.П.», утративший креативный импульс, превращается в барьер на пути воспоследующего «Ж.П.». Жизнь стремится к численному увеличению и обогащению самое себя, дабы умножиться в пространстве и распространиться во времени.

>Косная материя, с точки зрения Бергсона, оказывает «Ж.П.» постоянное (Бергсон усматривал в этом еще одно подтверждение второго закона термодинамики) сопротивление, результирующееся в том, что многие виды — субъекты эволюции — утрачивают собственный стартовый импульс, тормозятся и начинают круговое вращение, результатом которого выступают неизбежные откаты, флуктуации и т.п. В то же время длящая реальность жизни («длительность» у Бергсона) однозначно целостна, а «Ж.П.», свободный, творческий и необратимый, способен к саморазвитию независимо от всяческих препятствий, находясь в извечной оппозиции сумрачному механицизму и автоматизму. Вместе с тем, становление нетрадиционных жизненных форм (ни одна последующая форма, с точки зрения Бергсона, не является простой рекомбинацией форм предшествующих, она суть нечто большее) — как одна из составляющих прогресса, согласно Бергсону, осуществимо лишь как итог неизбывного взаимодействия «Ж.П.» и материи. Источник «Ж.П.», по Бергсону, — сознание либо сверхсознание («…Бог, таким образом определяемый, не имеет ничего законченного; он есть непрекращающаяся жизнь, действие, свобода»).

Ориентированный в своих основаниях на выработку нетрадиционного, акцентированно невиталистического («…жизнь в действительности относится к порядку психологическому») представления о реальности, образ «Ж.П.» выступает наглядным воплощением органического видения мира Бергсоном: «Философия жизни, направления которой мы держимся… представит нам организованный мир как гармоническое целое».

Взаимодействие и взаимозависимость жизни («Ж.П.») и материи лежат в основании эволюции как таковой: ее история и есть история стремления органической жизни освободиться от пассивной инертности материи (процессы фотосинтеза у растений, поиски пропитания у животных, преобразующая активность интеллекта у человека). Несмотря на распад энергии, материя возвращается в поток жизни, а «Ж.П.» снова и снова инициирует процессы «творческой эволюции». [См. также

Бергсон, Творческая эволюция, «Бергсонизм» (Делез).]

А.А. Грицанов