"Деревня" (Village) — проективная методика исследования личности. Произведение Г. Уэллса "Игры на полу" (1911) дало импульс к созданию методики "Д". и "Мир" теста. В 1939 г. Д. была предложена независимо друг от друга несколькими авторами. Р. Мукиелли издал в 1960 г. первое полное руководство. Предназначена для исследования как детей, так и взрослых. Стимульный материал "Д". состоит из небольших по величине предметов, количество которых доходит до 300 (в зависимости от вариантов различных авторов). Среди них: школа, больница, мэрия, церковь, торговые лавки (мясная, булочная), кафе, деревья различной формы, автомобили, стены, фигурки людей и животных и т. п. Испытуемому предлагается построить деревню, в которой он будет жить.
Психолог фиксирует поведение испытуемого и время работы, после окончания которой просит прокомментировать результат. Вопросы могут быть заданы как произвольные (напр. "В каком месте деревни Вы живете?, "Какой уголок Вам нравится больше всего?", "Есть ли в деревне уголок, который напоминает Вам знакомые места?"), так и по определенной схеме (существует 8 стандартных вопросов). После этого на бумаге делается набросок деревни в котором тщательно отмечается расположение каждого предмета.
Теоретические основы методики основываются на исследованиях в области феноменологии, символизма, экзистенциализма. Анализу подвергаются, в первую очередь, символическое жизненное пространство и его структура. При интерпретации результатов учитываются символика правого и левого, верха и низа. Например, доска или стол, на котором строится "Д". может быть условно поделен на три горизонтальные зоны.
Наиболее удаленная от испытуемого рассматривается как зона стремлений, центральная — как сфера настоящего, ближайшая — как сфера актуальных переживаний и "ЭГО". Возможно деление по вертикальным зонам, а также по небольшим квадратам (от 8 до 16). По мнению Р. Мукиелли, в исследованиях с помощью Д. выявляются 4 переменные: психологический возраст, характер (поведение), культурный уровень и внутренний мир личности, о чем свидетельствуют символические фантазии, которые необходимо декодировать; интерпретации подлежат форма переживаемого пространства и значение, придаваемое элементам построенной "Д". (например, "аптека" — символ заботы о здоровье, страха болезни, небольшого недомогания; "мясная лавка" — насилия, агрессии, убийства; "вокзал" — изменения жизни, разрыва с настоящим, отьезда). Обсуждается также потребность в топографическом анализе рельефа "Д"., ее высоты, наличия долин, возвышенностей, а так же типичных экспрессивных движений в процессе создания "Д".
В исследованиях с использованием методики выявились типы макетов "Д"., характерные для различных контингентов испытуемых. Р. Мукиелли разработаны "патологические симптомы": опустошенная "Д"., переполненная "Д"., хаотичная "Д"., расщепленная "Д"., безлюдная "Д"., "Д". с двойным центром, "Д"., построенная в виде лабиринта, "Д"., в которой постройку объединяет общая идея и т. д. Так, лица страдающие неврозами создают, как правило, опустошенный, безлюдный, излишне строгий или беспорядочный макеты "Д".
В специальных исследованиях изучалась проблема дополняемости или взаимодополняемости "Д". и "Мир" теста, во многом сходных методик.
Было показано, что обе методики обладают достаточной валидностью, успешно дифференцируют различные клинические группы и могут быть использованы альтернативно при необходимости диагностики нервно-психических расстройств. При углубленной индивидуальной диагностике рекомендуется использовать обе методики, так как они освещают различные стороны личности. За рубежом "Д". используется при профотборе и профориентации, в процессе психотерапии. Усложненная интерпретация затрудняет широкое распространение "Д". Необходимы исследования по ее стандартизации.
Л. Ф. Бурлачук
Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии