АУТИЗМ

Аутизм (греч. autos — сам) — (1) стремление "уйти в себя"; состояние, при котором мысли, чувства, желания управляются собственным внутренним мироощущением. Обычно термин употребляется для обозначения патологии. А. — форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний; внутреннее состояние при этом не согласуется с действительностью; мир воспринимается в понятиях фантазий и мечтаний, желаний и надежд, а не в общепринятых понятиях; (2) тенденция быть занятым собственными фантазиями и мечтами и получать от этого удовольствие.

Здесь не обязательно предполагается патология; (3) психическое нарушение шизофренического круга, связанное со сниженными возможностями больного произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей, сосредоточенных вокруг ограниченных тем и желаний, и проявляющееся в попытке избежать любых контактов, отсутствии потребности в совместной деятельности и общении (Блейлер). При этом отмечается, что следует отличать шизофренический аутизм от аутистического мышления.

В собственно не клинических рамках термин "А" используется для описания индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией человека на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий, что сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, адекватному эмоциональному реагированию на их поведение. Для измерения уровня личностного А. разработан ряд психологических тестов или субшкал в комплексных методиках типа MMPI. В развитии понятия А. большую роль сыграли исследования формирования мышления в детском возрасте, проведенные в школе Ж. Пиаже, а также работы Л. С. Выготкого по изучению детского мышления и речи.

Применительно к детскому аутизму, Ж. Пиаже разделял выдвинутое З. Фрейдом представление о том, что А. является естественной ступенью в когнитивном развитии ребенка, над которой надстраиваются все дальнейшие ступени в развитии мышления — эгоцентрическое и децентрированное (социализированное) мышление взрослого человека. Аутистическая мысль отличается своим подсознательным характером — цели, которые она преследует, или задачи, которые она себе ставит, не представляются сознанию. Она не приспосабливается к внешней действительности, а создает сама себе воображаемую или сновидную действительность.

В основе детского аутичного мышления лежит не стремление к установлению истины, а удовлетворение желаний и импульсивных стремлений. От А. в широком смысле слова следует отличать патопсихологический синдром раннего детского аутизма, или "синдром Каннера". Как группа, аутистические больные отличаются высоким уровнем серотонина (нейротрансмиттера) в периферических отделах мозга. Генетические исследования А. свидетельствуют о высокой конкордантности среди сиблингов, особенно близнецов, по этому и другим психиатрическим заболеваниям. Частота встречаемости А. составляет примерно 0,02%, причем среди мужчин А встречается в 4—5 раз чаще, чем среди женщин. А. можно наблюдать в разных культурах и среди представителей разных социальных классов и разного уровня IQ. Примерно 80% больных А. также демонстрируют умственную отсталость разной степени. Примерно 2% взрослых больных А. способны к независимому существованию, 33% — к элементарным формам самообслуживания и 65% нуждаются в постоянной помощи и поддержке. Компенсация возможна: ранняя диагностика и вмешательство являются критическими для прогноза среди взрослых больных.

Е. Н. Емельянов, Е. Л. Григоренко