Первое дополнение описания дуальной пары Гамлета и Максима Горького от Веры Стратиевской
Гамлет — Максим Горький
1.МАКСИМ — ГАМЛЕТ В РАКУРСЕ "ПРОГРАММЫ РАССЕЛЕНИЯ" ПРИЗНАКА БЕСПЕЧНОСТИ
Беспечные успешнее и лучше совершают программу расселения, начинают новую жизнь с чистого листа вдали от родовых гнёзд ("матричных иерархий"). В то время, как предусмотрительные предпочитают оставаться в родительском доме преемниками на правах "наследников первой очереди", беспечные (и прежде всего потому, что их часто неосознанно вытесняют из отчего дома конкурирующие между собой (за влияние, расположение родителей и права наследования) ближайшие родственники) отселяются "куда подальше", уходят "на новое место, на иное счастье" и с таким энтузиазмом, с таким усердием занимаются освоением отдалённых территорий (их завоеванием, заселением, застройкой), что другие только диву даются: новые поселения, города, культурные и административные центры появляются, как грибы после дождя, притягивая к себе молодых и энергичных людей, открывая для них новые возможности и перспективы. А если для утверждения собственной волевой инициативы приходится применять силу, — это воспринимается как должное: ничейных территорий не бывает, даром никто и ничего не отдаёт.
В ракурсе этой миссии Гамлет и Максим по совокупности признаков (беспечных — решительных- рациональных — субъективистов — аристократов) оказывается наиболее успешной и инициативной диадой "беспечных завоевателей" (диадой "походной аристократии"), — первой в крестовых походах, в военизированном миссионерстве, в конфессионных войнах и колониальных завоеваниях, проводимых с целью расселения, расширения жизненного пространства и распространения матричной социальной и идеологической системы. И являются самой распространённой в истории (и географии) диадой воинственных аристократов-первопроходцев.
Отличительная особенность их завоеваний:
- Максимальное использование возможностного потенциала своей экспедиции (важное качество для завоевателя и характерное свойство признака беспечных);
- Организация огромного (максимального) количества административных центров на завоёванных территориях;
- Регулярный и жёсткий (безупречный) административный контроль на завоёванных территориях;
- Тотальная идеологическая экспансия (идеологическая "перековка" всего населения) на завоёванных территориях, беспощадная и бескомпромиссная;
- Создание разветвлённого административного аппарата из числа коллаборационистов (приспешников, посредников, пособников) и лояльно настроенного местного населения, примкнувшего к новым, доминирующим идеологическим и социальным системам.
- Жёсткое администрирование и тотальная идеологизация, укрепляющая и утверждающая социальные и политические права завоевателей на новых территориях.
- Подчинение новым социальным и идеологическим порядкам, традициям и культам, установленным и внедрённым завоевателями. (например, традициям единой религии (или единого пантеона богов) и единого, монархического (или имперского) управления (представленного "районными администраторами"), на территориях, прежде заселённых враждующими, языческими племенами, как это было во времена древне — римских завоеваний, или в период завоевания испанской конкистой Центральной и Южной Америки в первой половине XVI века)
(Нормандское завоевание Х — XII веков — наглядный образец такого "походного расселения" диады Гамлет — Максим, начавшегося с обычной миграции группы из одиннадцати безземельных воинов-рыцарей скандинавского происхождения, бывших сыновьями мелкопоместного барона и отправившихся вместе со своими жёнами, сёстрами и невестами добывать себе наследство: завоёвывать материальные ценности, земли и титулы, прекрасно понимая, что даром им никто и ничего не отдаст. Результатом этого завоевания явилось огромное количество административных центров, городов, королевств и княжеств, возникавших по мере того, как эта, первоначально, немногочисленная группа людей, устроившая себе такой небольшой (длиной в два столетия) "праздник саранчи", перемещаясь с места на место, сплошняком прошлась по всей Центральной и Западной Европе и в кратчайший срок завоевала её почти всю — от Альбиона до южных морей. По дороге ("не слезая с коней") перешли из язычества в христианства, от чего стали воевать ещё усердней — теперь уже и "за идею"! Христианами они были поверхностно убеждёнными, но зато искренне и глубоко верующими (истовыми и фанатичными, как все новообращённые). А как воины оказались — не в пример другим, — намного лучше (применяли новые тактики боя, новые типы вооружения). А в результате группа братьев из одиннадцати человек стала родоначальницей королевских и княжеских династий большинства ведущих западноевропейских держав (и остаётся ею поныне). (В начале двенадцатого века они подбирались и к восточноевропейским державам: пытались завоевать и Византию, и Киевскую Русь, но, будучи союзником и духовным восприемником Византии, князь Владимир Мономах со дружиною воспрепятствовал их продвижению на восток в 1115 году).
За два столетия одна семья изменила генеалогию всех королевских семей от Британии до Сицилии, включительно. А диада Гамлет — Максим стала интегральным ТИМом Западной Европы эпохи (среднего и позднего) Средневековья.
Принадлежность к этой диаде подтверждается и многочисленными скульптурными портретами нормандских завоевателей, увековеченных в камне "благодарными" жителями завоёванных ими городов. Подтверждается и (главным образом) стилем их военного администрирования, посредством которого они утверждали и удерживали свою власть на завоёванных территориях. Действуя в лучших традициях программной иерархической логики и творческой волевой сенсорики ЛСИ (+б.л.1 /-ч.с.2), они были талантливыми администраторами, могущественными правителями, успешными воинами и полководцами. И завоёванные ими территории успешно развивались и расширялись. В соответствии с принятой в этой диаде традицией, их сыновья тоже расселялись далеко от дома, завоёвывая себе в вечное пользование всё то, что не так хорошо (по их мнению) контролируется и охраняется.
Так, пользуясь случаем ( и обстоятельствами) чрезвычайной занятости короля англо — саксов Гарольда II Годвинсона, воевавшего сразу на два фронта, герцог Нормандский Вильгельм (обиженный на весь мир из — за своего прозвища "Бастард") съездил "на денёк" в Англию ("добывать славы и уважения") пересёк пролив Па- де- Кале с немногочисленным войском, завоевал её в один день (14 октября, 1066 года), одним сражением (одной битвой при Гастингсе). Одержав победу, Вильгельм объявил себя новым правителем Англии, расселился там и стал английским королём, основателем всех будущих королевских династий, включая современную. Короновался в Вестминстере и (что самое важное!) установил "новый порядок":
- утвердил традиции монархического управления (которые до него не были прочными);
- установил более дисциплинированный и более организованный стиль социализации общества, социализировал в соответствии с новым порядком широкие слои населения;
- установил новый порядок подотчётности и управления
- организовал в систему и обустроил огромное количество поселений на завоёванных им территориях,
- учредил разветвлённую сеть хорошо организованных административных центров, которые располагались друг от друга на расстоянии двадцати четырёх километров. И состояли из хорошо укреплённой крепости, включающей в себя духовный и административный комплекс (замок, собор, аббатство). Все необходимые служебные и жилые помещения размещались там же. Каждый такой пункт располагался на возвышенности — искусственной насыпи высотой двадцать четыре метра, олицетворявшей собой идеологическое и социальное превосходство новой власти, позволявшей оборонять новую власть и осуществлять контроль над окружающими территориями.
- ввёл новый архитектурный стиль гигантских, чрезвычайно прочных, величественных и красивых сооружений, которые призваны были утверждать социальной и идеологическое превосходство новой власти.
- В довершение всех мероприятий была в рекордные сроки проведена перепись населения и опись всех, имеющихся в частных владениях материальных средств, вплоть до самых незначительных мелочей (так называемая "Книга Судного Дня"). Народ от всего происходящего был в шоке (к такому обращению здесь не привыкли). Периодически предпринимались попытки свергнуть власть норманнов, но все они были исключительно жестоко подавлены (в традициях администрирования ЛСИ).
Стиль завоеваний, присущий этой диаде, включает в себя тактику первичных устрашений (что — то вроде первого, показательного урока) и последующих жестоких репрессий, применявшихся для подавления восстаний коренного населения (неизбежных при таких формах завоеваний). В отличие от предусмотрительных завоевателей (из диад предусмотрительных), проводящих во избежании ответной мести "стратегию выжженной земли", беспечные ( главным образом, Максим) проводят политику локальных, тактических репрессий там, где это крайне необходимо (на то они и беспечные; предусмотрительные крайней необходимости не дожидаются). Но зато уж и сопротивление на местах подавляется с максимальной жестокостью. И, опять же, преподносится как показательный урок: важно, чтобы представители покорённых народов увидели, запомнили и другим отсоветовали выступать против завоевателей. Беспечные (главным образом — Максим и Гамлет) многим рискуют, запечатлевая свои "акты возмездия" в памяти свидетелей и потенциальных мстителей. Но таков их стиль: они делают ставку на возможностный и пространственный потенциал — на случайности, которыми не преминут воспользоваться и которые сыграют им на руку и на замкнутое пространство контролируемых ими территорий. (Потому их и называют "беспечными", что они жестоки (особенно решительные), бесстрашны и отчаянно изобретательны: многим рискуют и включают учтённый, продуманный риск в свои цели, планы и действия. То есть, полагаются на аспект интуиции возможностей и сенсорики ощущений, даже если эти аспекты являются вытесненными ценностями их диады и квадры.)
Программа расселения на дальних территориях — великий инстинкт преемственности и передачи информации в новые и отдалённые среды, заложенный в диадах беспечных. И диада "Гамлет — Максим" — одна из них. Но та, которая на протяжении многих веков и тысячелетий активнейшим образом влияла на ход истории, по многу раз перекраивая и перестраивая географические карты мира на разных, создавая на разных континентах и материках великие империи и цивилизации. Расширяя их границы за счёт новых преемников и распространителей их культур, совершающих уже свою, новую программу расселения на далёкие расстояния и времена
2. О ПРИЗНАКЕ БЕСПЕЧНОСТИ И ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ
(Главы из книги "Теория признаков Рейнина. На перекрестках миров.")
БЕСПЕЧНОСТЬ и ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ — признак, производный от признака КВЕСТИМНОСТИ и ДЕКЛАТИМНОСТИ, от их дифференцирующих (присущих квестимной модели) и интегрирующих (присущей деклатимной модели) свойств.
ПРИЗНАК БЕСПЕЧНОСТИ И ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ включает в себя:
1). ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ И ИНТЕГРИРУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ МИГРАЦИИ: расселения и освоения новых земель; заселения, обустройства и расширения (завоевания) новых территорий;
2).ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАССРЕДОТОЧЕНИЯ материальных средств и ресурсов (из — за чего предусмотрительные ("объединители", "интегранты") ещё называются "собственниками", "стяжателями" и "накопителями", а беспечные ("разделители", "дифференцианты") — транжирами, расточителями.
3). ПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ и преемственной организации информационного поля.
ПРИЗНАКИ БЕСПЕЧНОСТИ И ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ различаются по:
а).КОНСТРУКТИВНЫМ (логически маневренным) и
б). ЭМОТИВНЫМ (этически маневренным) ПРОГРАММАМ РАССЕЛЕНИЯ (отделения, дифференциации) ИЛИ ВОССОЕДИНЕНИЯ ( объединения, интеграции) с родительским домом (матричной иерархией).
ПРИЗНАК БЕСПЕЧНОСТИ И ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ программируется признакам:
- КВЕСТИМНОСТИ И ДЕКЛАТИМНОСТИ (дифференцирующими и интегрирующими свойствами квестимной и деклатимной моделей),
- КОНСТРУКТИВНОСТИ И ЭМОТИВНОСТИ (логической или этической маневренности)
- РЕШИТЕЛЬНОСТИ И РАССУДИТЕЛЬНОСТИ (доминируют схожие наборы информационных аспектов)
- и информационными аспектами и отношениями социального заказа и социальной ревизии
3. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИМИ И ИНТЕГРИРУЮЩИМИ СВОЙСТВАМИ КВЕСТИМНОЙ И ДЕКЛАТИМНОЙ МОДЕЛЕЙ
ПРОГРАММИРУЮЩИЕ СВОЙСТВА КВЕСТИМНЫХ И ДЕКЛАТИМНЫХ МОДЕЛЕЙ
Квестимная модель программируется "далёкими" (стремящимся к разделению, разъединению, отдалённости) расширяющимися, — "расходящимися"- пространственно — временными связями и соотношениями (белой сенсорикой и белой интуицией со знаком "минус"), что сообщает ей (квестимной модели) разделительные, дифференцирующие свойства. В моделях квестимов все интровертные аспекты — инволюционные (со знаком "минус") отдаляющие и "отдаляющиеся" — склонные к отдаляющимся, рассредоточивающимся иррациональным и "разделительным" рациональным соотношениям.
А экстравертные аспекты — эволюционные, (со знаком "плюс"). И как все отдалённые и разрозненные объекты, они стремятся к самосохранению, самодостаточности, самосовершенствованию, саморазвитию, к концентрации сил, возможностей, энергетического и технического потенциала.
Деклатимная модель программируется "близкими" (стремящимися к сближению, объединению и сплочённости) сужающимися, -"сходящимися"- пространственно — временными связями и соотношениями (белая сенсорика и белая интуиция со знаком "плюс), что сообщает ей (деклатимной модели) объединительные, интегрирующие свойства. В моделях деклатимов все интровертные аспекты — эволюционные (со знаком "плюс"). И отношения в них стремятся к эволюционной самодостаточности (в рациональных и иррациональных системах), к интенсивному саморазвитию (сближению, продвижению), к поисками новых форм сближения и самосовершенствования, к близким объединительным союзам и соотношениям; склонны "учиться" друг у друга на позитивных примерах, склонны "перевоспитывать" и опекать "отстающих", склонны позитивно воздействовать друг на друга "для всеобщей пользы", склонны внедряться и внедрять, вовлекаться и вовлекать в новые перспективные, взаимовыгодные союзы и связи.
Экстравертные аспекты в деклатимных моделях — инволюционные (со знаком "минус"). И как все близко организованные объекты, склонны к соперничеству, конкуренции, к взаимному столкновению, вытеснению. К жёсткой взаимной борьбе (не на жизнь, а на смерть), к жестокой контролирующей, воспитательной, исправительной (реконструктивной, "перестроечной") работе с "отстающими", к доводке "до нормы" "несовершенных объектов" в совершенной среде, которая в условиях всё более уплотняющихся, постоянно сужающихся связей ("сходящихся" пространственных и временных отношений) всегда высоко ценится. Временные и пространственные отношения и среды — высокая ценность в деклатимной модели. Здесь время — деньги. Время здесь высоко ценится, поэтому уплотняется и сжимается всё больше и больше. (Кто не поспевает за темпами, того вытесняют.) А пространство, земля, территория — дороже денег, дороже жизни, потому что оно и есть — сама жизнь. Жизненное пространство (+), эко- ниша, эко- среда, отношения в эко — среде — самая высокая ценность в деклатимной модели, — она развивается и самосовершенствуется, совершенствуя и все, находящиеся в ней объекты. По схеме модели, по "замыслу" доминирующего в ней "элитного блока": несовершенный объект (-) интегрируется в облагораживающую его среду (+) и сам становится лучше, и других исправляет.
Эволюционные интровертные аспекты (+) — элитный блок деклатимной модели. Экстравертные аспекты — "защитный блок" ("инволюционный авангард" деклатимной модели): активно и решительно внедряются в окружающую среду и выполняют всю предварительную, (инволюционную) работу по её "очистке" и "оздоровлению"; и вместе с тем являются "несовершенными" и "отстающими" ("заслуживающими критики") объектами — подлежащими "перевоспитанию", "исправлению" и "доработке".
В квестимной модели самая высокая ценность — объект: он развивается, самосовершенствуется и эволюционно преобразует (инволюционную) окружающую среду ( связи и отношения).
Эволюционные экстравертные аспекты (+) — "элитный блок" квестимной модели.
Интровертные аспекты — "защитный блок", ("инволюционный авангард" квестимной модели): пассивно и издалека наблюдают и анализируют условия и отношения, сложившиеся в окружающей среде, а потом жёсткой критикой их разрушают, активно внедряются в окружающую среду и выполняют всю предварительную, инволюционную работу по её "очистке" и "оздоровлению". И вместе с тем являются "несовершенными" и "отстающими" ("консервативными системами") — заслуживающими "исправления" и "доработки". (По замыслу экстравертного "элитного" блока, доминирующего в квестимной модели: объект (+) противостоит среде "минус" и исправляет, облагораживает её).
А поскольку в процессе завоеваний конфликт идеологий переходит в конфликт "объектов" и "сред", наиболее жёсткие схватки как раз происходят на инволюционном поле — поле реконструктивной ломки и перестройки: победители внедряют свою идеологию, побеждённые отстаивают свою. А инволюционный авангард обеих моделей проводит жестокую реконструктивную "ломку" и инволюционную, идеологическую "чистку":
4. БЕСПЕЧНОСТЬ И ПРЕДУСМРОТРИТЕЛЬНОСТЬ; ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПРИЗНАКАМИ КОНСТРУКТИВНОСТИ И ЭМОТИВНОСТИ
ДЛЯ ПРИЗНАКА БЕСПЕЧНОСТИ основой являются:
а). конструктивные (жёстко структурирующие) и дифференцирующие (разделяющие) свойства квестимной модели (сочетание признака квестимности и конструктивности)
б). и эмотивные (мягко и гибко структурирующие) и интегрирующие (объединяющие) свойства деклатимной модели (сочетание признака деклатимности и эмотивности)
ДЛЯ ПРИЗНАКА ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ — наоборот:
а). необходима жёсткая конструктивная интеграция деклатимной модели ( сочетание признака деклатимности и конструктивности) и
б). мягкая, дипломатичная дифференциация квестимной модели (сочетание признака квестимности и эмотивности).
ПРИЗНАК БЕСПЕЧНОСТИ И ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ — ДИАДНЫЙ ПРИЗНАК.
ПО ПРИЗНАКУ БЕСПЕЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ В ДУАЛЬНЫХ ДИАДАХ ЯВЛЯЮТСЯ: КВЕСТИМЫ- КОНСТРУКТИВИСТЫ И ДЕКЛАТИМЫ — ЭМОТИВИСТЫ
(1.Дон — Дюма, 2). Гамлет — Максим, 3). Джек — Драйзер, 4). Гексли — Габен.)
В диадах БЕСПЕЧНЫХ все дуалы — конструктивисты — КВЕСТИМЫ (в моделях квестимов присутствуют аспекты далёкой интуиции времени (-б.и.) и далёкой пространственной сенсорики, сенсорики ощущений (- б.с.).
КВЕСТИМЫ — КОНСТРУКТИВИСТЫ ориентированы на далёкие пространственно — временные связи и соотношения. (Отсюда "далёкая", дифференцирующая направленность этих диад, ориентация на расселение и разъединение. Для этого им в подспорье и даётся природой такой признак как КОНСТРУКТИВНОСТЬ — ЛОГИЧЕСКАЯ МАНЕВРЕННОСТЬ, — способность логически убеждать кого угодно, в чём угодно; способность логически убедительно, конструктивно и последовательно аргументировать свою мысль.
Квестимы — конструктивисты первых двух квадр (Дон и Гамлет), будучи к тому же и эволюторами- экстравертами — идеологами своих квадрах, ПРОГРАММИРУЮТ ЭТОТ ПРИЗНАК В ЭВОЛЮЦИОННЫХ ДИАДАХ, в своих первых двух (системообразующих) квадрах — квадрах субъективистов. Они же ( Дон и Гамлет) задают идеологическую направленность своим диадам (Дон — Дюма и Гамлет — Максим), ориентируя диаду на расселение "с размахом", подальше от дома, на дальних рубежах и далёких дистанциях.
В ДИАДАХ БЕСПЕЧНЫХ ЭМОТИВИСТОМ (этическим манипулятором) ОКАЗЫВАЕТСЯ ДЕКЛАТИМ (Дюма, Максим, Джек, Гексли). Его задача: методом гибких этических манипуляций, смены, подмены, подбора и подтасовки коммуникативных моделей, методом смены "добрых" и "злых", "пугающих" и "располагающих" социальных ролей и "масок") улаживать конфликты на новых территориях в процессе их освоения, заселения и завоевания. (К разряду таких приёмов относится и "максимовский" метод "смены масок на допросах" — игра в "доброго" и "злого" следователей.)
ПО ПРИЗНАКУ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ В ДУАЛЬНЫХ ДИАДАХ ЯВЛЯЮТСЯ: ДЕКЛАТИМЫ — КОНСТРУКТИВИСТЫ И КВЕСТИМЫ — ЭМОТИВИСТЫ.
(1.Гюго — Робеспьер, 2). Жуков — Есенин, 3). Цезарь — Бальзак, 4).Штирлиц — Достоевский).
В ДИАДАХ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫХ все дуалы — конструктивисты — ДЕКЛАТИМЫ. Отсюда — объединительная, интегрирующая направленность этих диад: поближе к дому, к родителям "под бочок". В наследники первой (и единственной) очереди метят чуть ли не с пелёнок, приглядываясь к отцовскому делу, к семейному бизнесу. Проявляют себя любящими детьми, готовыми жизни заботиться о своих родителях и жить подле них.
В ДИАДАХ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫХ ЭТИЧЕСКИМ МАНИПУЛЯТОРОМ ОКАЗЫВАЕТСЯ КВЕСТИМ — ЭМОТИВИСТ.
Дуал — квестим в диадах предусмотрительных — эмотивист. В инволюционных диадах квадр субъективистов — это всегда интроверт (Есенин и Робеспьер). В эволюционных диадах квадр объективистов — дружелюбный, приветливый, располагающий к себе экстраверт (Цезарь, Штирлиц). На него возлагается обязанность беспроблемно интегрироваться в уже существующую эко — среду и систему (например, мирно уживаться с родителями конструктивиста — деклатима). Для чего ему в подспорье и даётся природой такой признак, как ЭМОТИВНОСТЬ — ЭТИЧЕСКАЯ МАНЕВРЕННОСТЬ: любая этически ориентированная коммуникативная модель, любое этическое отношение и настроение организуется им как по заказу. На него же возлагается обязанность и умиротворять окружающих в условиях противоборства интересов и конфликтного взаимодействия диады с внешним миром.
(Поскольку СТИЛЬ ЗАВОЕВАНИЙ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫХ никак нельзя назвать щадящим и мягким. ЗАВОЕВАНИЕ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫХ — это, в первую очередь, завоевание ПРАВА БЕЗРАЗДЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ и БЕЗРАЗДЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ всеми захваченным на завоёванных территориях МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ И РЕСУРСАМИ. Основная задача: проследить и предотвратить всё, что может сокрушить их власть и помешать им воспользоваться плодами своих завоеваний. А поскольку одновременно пользоваться "плодами" (в своё удовольствие) и осуществлять тотальный контроль довольно сложно, они избавляют себя от лишнего беспокойства: уничтожают всех лишних и всё лишнее на завоёванных землях: главное, чтобы все ценности безраздельно принадлежали им. А что не возьмёт, то уничтожит. Главное, чтобы это не досталось другим. (Потому, что обидно будет, если этим завладеет кто — то другой. Да ещё и поднимется с этого, да ещё и выступит против него). Этого предусмотрительный допустить не может! (На то он и предусмотрительный.) Поэтому всё, чем он не может воспользоваться (всё, что не может унести и вынужден оставить) — всё это он уничтожает под корень, чтобы другим не досталось. Заодно и уничтожает свидетелей. (Это его способ списывать свои долги перед потенциальными мстителями: нет свидетелей, нет долгов, нет вины).
ЗАВОЕВАНИЕ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫХ — ЭТО ИНТЕГРАТИВНОЕ ЗАВОЕВАНИЕ. Главное — объединять и объединяться со "своими" и со "своим". Куда ни ступи — "всё его, исконное!". (При этом убеждает всех, что ему чужого не надо — своё берёт!). "Возвращает себе своё". (По принципу: "Что не верну, то уничтожу, потому что "чужим" своего отдавать не хочу"!"
Исходная модель — волевая сенсорика Жукова. Основные методы: "метод сжимающегося обруча", "метод сжимающихся клещей". Ощущение себя тотальным завоевателем везде и всюду. Ощущает себя "хозяином" везде и всюду, часто присваивает себе хозяйские права и полномочия "по умолчанию". Может по хозяйски распоряжаться чужими шансами, возможностями, материальными ценностями (заранее сам решает, кому позволяет ими пользоваться, кому нет). Часто распоряжается чужой землёй, жилплощадью, собственностью, ещё до того, как её захватил, будучи заранее уверен, что всё это непременно достанется ему. Морально подавляет и запугивает задолго до того, как "наезжает" фактически. (Психологически давит сильнее БЕСПЕЧНОГО.) Характерно отношение к человеку как к вещи (как к объекту унизительных и жестоких манипуляций), как к объекту купли — продажи.
Не позволяет оспаривать свои решения: становится бесцеремонным, раздражительным, агрессивным. Свободно распоряжается чужими правами, обязанностями, жизнями, судьбами. Встречая сопротивление, идёт напролом.
С другой стороны, ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫМ свойственна ОСОБАЯ МНИТЕЛЬНОСТЬ: способность чувствовать себя "жертвой насилия" (по поводу и без). Этим предлогом часто они часто оправдывает (или развязывает) свою экспансию.)
5. БЕСПЕЧНОСТЬ — ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ; ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПО КОЛЬЦАМ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА И ПО ПРИЗНАКАМ РЕШИТЕЛЬНОСТИ — РАССУДИТЕЛЬНОСТИ
Признак решительности и рассудительности, как известно, — квадровый признак, различается набором доминирующих иррациональных аспектов:
В КВАДРАХ РАССУЖДАЮЩИХ (первой и четвёртой) — в квадрах миролюбивых инфантильных интуитов- мечтателей и заботливых, домовитых сенсориков доминируют необходимые первопроходцам — первооткрывателям аспекты ИНТУИЦИИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ и ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СЕНСОРИКИ (СЕНСОРИКИ ОЩУЩЕНИЙ) — "чёрной интуиции" и "белой сенсорики" (ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ И ВОЗМОЖНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ).
В КВАДРАХ РЕШИТЕЛЬНЫХ ( второй и третьей) — в квадрах виктимных, отчаянных (склонных к самопожертвованию) интуитов и воинственных, агрессивных сенсориков, где особенно высоко ценится внезапность и оперативность точно рассчитанных действий, стремительность продвижения к цели, волевой порыв и волевой напор, доминируют аспекты ИНТУИЦИИ ВРЕМЕНИ и ВОЛЕВОЙ СЕНСОРИКИ) — "белой интуиции" и "чёрной сенсорики" (ВРЕМЕННОЙ БАЛАНС И СИЛОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ).
БЕСПЕЧНОСТЬ И ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ — диадные признаки, но они также различаются доминированием этих наборов аспектов. Точнее, их инертным перевесом. А именно: отличительный набор аспектов должен присутствовать в инертном блоке ментального уровня обеих моделей дуальной диады. То есть, находиться там либо на позициях программной функции (ПФ1) либо на позициях мобилизационной: ПФ4).
Признак БЕСПЕЧНОСТИ берёт свои истоки в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ (первой и четвёртой). Аспекты, доминирующие по этому признаку, — чёрная интуиция (±ч.и.) и белая сенсорика (±б.с.) представлены там программами иррациональных диад:
эволюционной диады: Дон-Кихот (+ч.и.1) — Дюма (+б.с.1)
инволюционной диады: Гексли (-ч.и.1) — Габен (-б.с.1)
Эти две диады являются исходными в соционе по признаку БЕПЕЧНОСТИ:
исходно — эволюционная Дон-Кихот — Дюма и
исходно — инволюционная Гексли — Габен.
Далее, по эволюционному и инволюционному кольцу соцзаказа свойства признака БЕСПЕЧНОСТИ переходят к диадам их преемников (подзаказных — подревизных):
к эволюционной диаде Максим (- ч.и.4) — Гамлет (- б.с.4);
к инволюционной Драйзер (+ч.и.4) — Джек (+б.с.4).
Образуются четыре диады беспечных: две "исходные", иррациональные (из квадр рассуждающих: Дон — Дюма, Гексли — Габен) . И две "преемственные", рациональные (из квадр решительных: Гамлет -Максим, Джек — Драйзер.)
Благодаря инертной устойчивости аспектов интуиции возможностей и сенсорики ощущений, которые работают здесь "точкой опоры", БЕСПЕЧНЫЕ в сложных ситуациях делают ставку на свой возможностный потенциал и на пространственные решения проблемы. (По мнению БЕСПЕЧНЫХ безвыходных положений не бывает. Надо только по максимуму задействовать своё воображение, находчивость, изобретательность и выход обязательно найдётся. Рациональным беспечным (из квадр решительных — Максиму, Гамлету, Джеку, Драйзеру) трудно делать ставку на свой мобилизационный аспект (чёрной интуиции или белой сенсорики), попадающий на Т.Н.С. ("зону страха"), поэтому в дополнение к ним они задействуют творческие аспекты своих моделей: волевую сенсорику и интуицию времени, чтобы, мобилизовав силу воли, в подходящий момент пойти на прорыв. И успешно решить проблему, благодаря бесстрашию, спонтанной находчивости, изобретательности, заранее просчитанному риску, включающему и рискованные подготовительные меры ("показательные уроки", "карательные акции" и прочее).
Пространственное решение проблемы заключается в том, что БЕСПЕЧНОГО чрезвычайно трудно (иногда практически невозможно) удержать в замкнутом пространстве. Беспечные с раннего детства мечтают о том, чтобы покинуть родительский дом. Уходят, "куда глаза глядят", чуть ли ни с первых шагов. Мечтают о ранней самостоятельности, о раннем взрослении, о раннем браке, о дальних странствиях и путешествиях, о новых открытиях, о нужных и интересных специальностях, востребованных везде и всюду.
БЕСПЕЧНЫЕ живут новым, интересным, увлекательным. По этому признаку они все без исключения оптимисты. Живут налегке. Не любят себя обременять сложными связями ( в том числе и родственными), сложными материальными и деловыми отношениями. (Их девиз: "Всё своё ношу с собой, и всегда готов к походу". Всегда готовы начать жизнь с чистого листа. Их мечта (которая со временем становится чуть ли не навязчивой идеей): встать рано, выйти из дома ясным, солнечным утром и пойти по дороге навстречу своему новому, неведомому счастью". Спутников жизни они себе тоже ищут лёгких на подъём. Поэтому часто довольно быстро и прагматично договариваются о совместных планах на будущее. Стараются как можно скорее перейти к их реализации. (Штамп в паспорте им нужен для того, чтобы с большим основанием рассчитывать на партнёра: "Так, быстренько сбегали в ЗАГС, расписались, а теперь быстренько приступаем к делу: начинаем новую и интересную жизнь, начинаем осуществлять свою мечту.") Помешать их планам, или навязать свои, бывает очень трудно. (Так, например, БЕСПЕЧНЫЙ (ИЛЭ, Дон — Кихот) крестьянский сын, Михайло Ломоносов пошёл супротив воли родителей и, следуя своей мечте, повинуясь призванию, сбежал из дома накануне свадьбы, ушёл с обозом в Москву, чтобы стать великим учёным, светочем русской культуры и науки. А за сто пятьдесят лет до этого, другой БЕСПЕЧНЫЙ юноша, (тоже сын крестьянина) — Вильям Шекспир (ЭИЭ, Гамлет), не успев толком обзавестись семьёй, ранним утром, вскоре после свадьбы, ушёл из дома, повинуясь зову своей мечты, и пешком направился в Лондон, чтобы стать величайшим драматургом всех времён и народов).
ПРИЗНАК ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ берёт свои истоки в квадрах решительных ( второй и третьей). Отправной точкой по этому признаку являются иррациональные аспекты, доминирующие в этих квадрах: аспект волевой сенсорики и интуиции времени. (чёрной сенсорики (±ч.с.) и белой интуиции: ± б.и.) представлены там программами иррациональных диад (которые являются исходными по признаку предусмотрительности):
*инволюционной диады: Жуков (-ч.с.1) — Есенин (-б.и.1) и
*эволюционной диады Цезарь (+ч.с.1) — Бальзак (+б.и.1).
Преемственными по признаку предусмотрительности являются их позаказные- подревизные диады (те, у кого указанные аспекты находятся в "зоне страха" (ПФ4), на позициях мобилизационной функции:
*инволюционная диада: Гюго (+б.и.4)- Робеспьер (-ч.с.4) и
*эволюционная диада: Штирлиц (-б.и.4) — Достоевский (- ч.с.4)
Образуются четыре диады предусмотрительных: две исходные, иррациональные (из квадр решительных: Жуков — Есенин, Цезарь — Бальзак) и две преемственные, рациональные (из квадр рассуждающих: Гюго — Робеспьер, Штирлиц — Достоевский).
6.ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ — ДОМИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР
Благодаря инертной устойчивости аспектов волевой сенсорики и интуиции времени, предусмотрительные делают ставку на физическую плотность и общую массу материальных ресурсов и ценностей, задействуя при необходимости весь их силовой потенциал (хотя в большинстве случаев обходятся и процентами с этих накоплений). Внушительная волевая атака, проведённая стремительно и с максимальной технологической эффективностью, позволяет достичь желаемого в максимально короткие сроки с максимальной экономией средств. (Прокатились катком — и готово! — все подавлены и покорены; возражающих нет.)
Девиз предусмотрительных: "Всегда нужно иметь запас прочности: запас времени, сил и материальных средств". Лишнего времени, ресурсов и материальных средств не бывает — всем этим всегда лучше запасаться впрок. Информация тоже необходима для того, чтобы в кратчайший срок принять правильное решение и оказаться в нужный момент в нужном месте (в нужных рядах), сэкономив время и силы.
Знание — сила. И его тоже нужно накапливать. Знания приобретаются впрок — всесторонние, фундаментальные, системные. Как поучал Наполеон Бонапарт: "Если вы путешествуете в каком — то городе, изучайте его как укреплённый объект на тот случай, если вам придётся его завоёвывать." В лучших традициях деклатимной модели, предусмотрительные (особенно, деклатимы) изучают объекты с точки зрения их уязвимости (всегда интересно знать, кто на чём попадается и чем покупается), а системы — с точки зрения их преимуществ.
ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЕ живут проверенным, просчитанным, выверенным. Экономия времени и материальных средств — один из способов накопления ценностей. Экономия вне осведомлённости (знания рынка) — не многого стоит. Скупой платит дважды, а неосведомлённый — трижды. Поэтому, прежде чем что — то приобретать, стараются заранее ознакомиться с вещью, прицениться, всё тщательно продумать, просчитать и взвесить с точки зрения возможных последствий. Покупка должна быть добротной, вещь перспективной и многофункциональной, качество — высоким. Стараются ничего не покупать наспех (кроме дефицитных продуктов питания). Стараются не принимать навязываемый им быстрый темп сделки. Хотя сами на эту удочку ловят беспечных.
БЕСПЕЧНЫЕ идут по жизни налегке, верят в чудеса, в своё призвание. Живут удивлённо, восторженно, счастливо; вооружены энтузиазмом, идеей, мечтой.
ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЕ — ничему не удивляются, всё знают наперёд, всему знают время, место и цену; вооружены информационной, материальной и технической "фундаментальной базой" — накопленным запасом прочности.
Поскольку ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ в признаке БЕСПЕЧНЫЕ — ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЕ является доминирующим фактором успешности, определённые возможностные и силовые преимущества (в ИТО конфликта, социального заказа и ревизии) приобретают представители иррациональных (исходных) диады, — те, у которых доминирующие в этих признаках аспекты находятся на позициях программной функции. А представители преемственных диад — их подзаказные и подревизные рационалы — им (и своим конфликтёрам) в этих иррациональных противоборствах проигрывают и уступают. Наличие признака решительности иногда помогает беспечным решительным взять реванш, а наличие признака рациональности, заставляет их быть отчасти предусмотрительными. И, допуская риск по своим мобилизационным аспектам (оставаясь БЕСПЕЧНЫМИ), непримиримо бороться с беспечностью (халатностью, легкомыслием) в других, осуждать и сурово карать безответственных предателей, выпутывающихся из трудных положений за чужой счёт. Такими врагами беспечности оказываются все решительные представители рациональных беспечных диад (упрямые — аристократы — эволюторы Гамлет — Максим и уступчивые — демократы — инволюторы Джек — Драйзер).
7.БЕСПЕЧНОСТЬ И ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ДВА СПОСОБА НАКОПЛЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
БЕСПЕЧНОСТЬ И ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ — это ещё и два разных способа накопления, сохранения и распространения духовных и материальных ценностей.
В ДИАДАХ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫХ доминирует деклатимно — конструктивная компонента, сообщающая им конструктивно — интегрирующие (объединяющие и систематизирующие) свойства, из — за чего в диадах предусмотрительных преобладают накопительные тенденции. И основной упор делается на накопление, прирост, присвоение материальных ценностей и ресурсов, расширение и объединение ("воссоединение") перспективных территорий (или "исконно принадлежащих" жизненных пространств), завоевание и захват новых земель ("кормовых зон") и т.д.
ДИАДЫ БЕСПЕЧНЫХ, где доминирует квестимно — конструктивная компонента, сообщая ей конструктивно — дифференцирующие ( разделяющие и систематизирующие) свойства, тяготеют к рассредоточению и распространению, преимущественно интеллектуальных и духовных ценностей (в виду интуитивной программирующей основы этого признака беспечными субъективистами (Доном и Гамлетом), а также вследствие идеологической доминанты самой квестимной модели, где экстравертно — эволюционный блок является элитным (и в признаке) и идеологически элитарным в квадрах.
Диада Гамлет — Максим и в этом смысле оказывается идеологически элитной, передовой, отражающей в своих программах "облагораживающую" эволюционно — преобразовательную миссию квестимной и деклатимной моделей, которая к тому же ещё и усугубляется признаком аристократизма. Идея совершенного (или позитивного по своему потенциалу) героя (объект "+"), противостоящего несовершенной окружающей среде (среда "минус") и облагораживающего её своим подвигом (главным образом, посмертно) — созвучна пассионарной, идеологической программе Гамлета — одной из наиважнейших в квестимной модели, обладающей колоссальным созидательным и творческим потенциалом (+ч.э.) (и отражается во многих художественных, культурных и литературных произведениях выдающихся представителей этого ТИМа). Идея облагораживающего воздействия позитивной социальной системы (среда "+") на несовершенного героя (объект "минус"), вливающегося в эту среду и находящего в ней высокий и социально значимый смысл своего существования — созвучна с целевой программой позитивного социальной ориентации Максима, за которую он борется и воюет, не щадя живота своего, — программы позитивного преобразования социальной среды и каждого индивида в ней под воздействием высоких, социально значимых целей, указывающих всем, потерявшимся в этой жизни, перспективный и ясный путь к светлым и облагораживающим идеалам.
На деле не только лозунгами, но и своими действиями представители этой диады БЕСПЕЧНЫХ оправдывают своё предназначение: освоив одни территории, они всё дальше и дальше переходят на другие, принося с собой свою культуру, традиции, знания, опыт, веру, обычаи, школы, законы, конструктивно и идеологически организуя свои новые пространства и территории в соответствии с конструктивной системой и идеологией своих социальных, матричных сред. Другие диады от них тоже стараются не отставать.
А в результате возникает смешение культур и разнообразие стилей, происходит активный информационный взаимообмен. Информационной поле активно осваивается и расширяется, информационное пространство всё более интенсивно развивается. Ментальное поле Земли поддерживается в тонусе и активно эволюционирует. (Что ещё нужно человечеству для полного счастья? — вот разве, только возможность согласованного управления эволюционными процессами… А здесь уж без соционики никак не обойтись.)