АТКИНСОН

АТКИНСОН (Atkinson) Ричард Чэтэм (р. 1929) — американский психолог. Специалист в области когнитивной психологии, психологии образования, экспериментальной психологии, математической психологии. Автор трехкомпонентной модели памяти. Чл. Национальной академии наук (1974). Зам. директора Национального научного фонда (1975—1976), с 1976 по 1980 г. — его директор. Имеет награду АПА "За выдающийся научный вклад" (1977). Образование получил в Чикагском ун-те (1944—1948, бакалавр). В 1955 г. защитил докт. дис. по философии в ун-те штата Индиана.

Преподавал прикладную и статистическую математику в Станфордском ун-те (Калифорния, 1956—1957). В качестве ассоциативного профессора психологии преподавал в Калифорнийском ун-те Лос-Анджелеса (1957—1961) и Станфордском ун-те (1961—1964), с 1964 по 1980 — профессор психологии этого ун-та. С 1980 г. — профессор когнитивных наук Калифорнийского ун-та (Сан-Диего) и ректор этого ун-та.

В 1950—1960-х гг. занимался изучением математических моделей обучения и восприятия, интересовался программами компьютерного обучения. В 1960-х гг. обратился к когнитивной психологии.

В качестве методологических оснований ориентировался на "компьютерную метафору", проводящую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. Известен своими исследованиями вербально-акустической кратковременной памяти и долговременной семантической памяти. В них он основывался на представлении, что память является динамической и развивающейся многоуровневой системой. В 1968 г. предложил свою трехкомпонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции, затем — при соответствии задаче сохранения — попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она хранится в семантической форме (в концептуальных кодах) на протяжении очень долгого времени ("Human memory: A proposed system and its control processes" (совм. с Shiffrin R.M.) //

In K.W. Spence and J.T. Spence (eds.) "The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory", vol. 2, N.Y., 1968). Некоторые исследователи не приняли этой теории, особенно из-за положения, что в разных системах памяти информация хранится в разной форме (Д. Дойч, Р. Шепард). А. был участником 18-го Международного психологического конгресса в Москве (1966).

>Автор монографий и ряда учебных пособий: "Studies in Mathematical Psychology", Stanford, 1964; "An Introduction to Mathematical Learning Theory", N.Y., 1966 (совм. с Bower G.H., Crothers E.J.), в рус. пер.: "Введение в математическую теорию обучения", М., 1969; "Computer Assisted Instruction", 1969; "Contemporary Developments in Mathematical Psychology", 1974; "Mind and Behavior; Introduction to Psychology", 11 ed., 1993, в рус. пер.:"Человеческая память и процесс обучения", М., 1980.

И.М. Кондаков