АНТИТЕХНИЦИЗМ — мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой культурным ценностям, а научно-технические достижения вызывают страх как возможные орудия порабощения человека. Сущность А. ярко выразил Н. Бердяев (см.): «Самая главная опасность состоит в том, что техника угрожает самому человеку… По чудовищному сцеплению обстоятельств человек становится снова рабом, рабом того, что он сам сделал, рабом общества машин, в котором сам он незаметно вырождается… Наступит время, когда машины станут настолько совершенными, что они будут действовать без какой-либо помощи человека, машины овладеют всей вселенной, автомобили и самолеты победят скорость, радио населит воздух музыкой умерших голосов; последние люди, став бесполезными, неспособными дышать и жить в этой технической среде, исчезнут, оставив после себя новую вселенную, созданную их разумом и их руками».
В основе А. лежит технический фетишизм — абсолютизация роли техники в обществе, восприятие техники как отчужденного мира, угрожающего человеку, как безличной силы, якобы повелевающей людьми. А. возник на рубеже 19-20 вв. в науке и массовом сознании как реакция на научно-технический прогресс и признание того, что технические достижения имеют непредсказуемые негативные побочные следствия (например, экологический и энергетический кризис), как протест против усиления влияния техники на образ жизни человека. А. отождествляет социальные функции техники с ее вещественными свойствами, признает автономию законов технической рациональности, а затем на этом основании пессимистически оценивает настоящее и будущее «технологической цивилизации» как обреченной на потерю человеческих ценностей или полную гибель. А. неразрывно связан со своей противоположностью — техницистской установкой в оценке роли техники и ее перспектив, поскольку обе эти позиции основываются на методологии технологического детерминизма (см.) и некритически оценивают технику, различаясь лишь знаком «плюс» или «минус».
В теоретической социологии позиции А. разделяют представители Франкфуртской школы (см.), теоретики контркультуры (см.), некоторые леворадикальные социологи диалектического направления. В работе «Диалектика Просвещения» (см.) Адорно (см.) и Хоркхаймера (см.) раскрыто негативное понимание науки и техники как орудий порабощения человека. В массовом сознании А. также тесно переплетен с антисциентизмом как мировоззренческой ориентацией, направленной на преуменьшение роли науки в общественной жизни.
Л.Г. Титаренко