АЛЕКСИЯ

Алексия (от греч. а — отриц. частица и лат. lego — читаю) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм А.

При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая А., которая может проявляться в неузнавании отдельных букв (литеральная оптическая А.), либо в виде неузнавания целых слов (вербальная оптическая А.). В основе данной формы А. лежит нарушение зрительного восприятия букв или слов. Возможна односторонняя оптическая А., когда больной игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта. Подобная форма А., как правило, возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария мозга (у правшей). При поражении коры височной области левого полушария (у правшей) возникает слуховая А. (или височная А.) как одно из проявлений сенсорной афазии. Данная форма А. является следствием нарушения фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слов. У больных, страдающих подобной формой А., наблюдается "угадывающее чтение". При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) возникает кинестетическая моторная А. (или афферентная моторная А.) как проявление афферентной моторной афазии, связанная с нарушениями кинестетической основы речевого акта. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к возникновению кинетической моторной А. (или эфферентной моторной А.), входящей в синдром эфферентной моторной афазии. Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у больного нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к другому, возникают речевые персеверации.

При поражении коры лобных долей мозга возникает особая "лобная" форма А., связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в том числе и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п. Грубые затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму А., которая является одним из проявлений алалии, т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Данная форма А. обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом.

Е. Д. Хомская