АКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РАЗВИТИЕ

Активности познавательной развитие [лат. actīvus — деятельный] — становление и совершенствование познавательной деятельности, направленной на поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли, эмоции, художественном произведении и пр. Индикаторами А. п. могут служить такие характеристики деятельности как интенсивность, длительность, операционально-технический уровень, внутреннее целеполагание, настойчивость в решении задач, самостоятельно поставленных индивидом. А. п. проявляется также в уровне внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраске деятельности. Важнейшим фактором, обусловливающим А. п. р. в онтогенезе, является общение ребенка с окружающими людьми. В первом полугодии жизни главным объектом А. п. становятся ухаживающие за ребенком взрослые. В ходе предметно-манипулятивной деятельности, развивающейся в сотрудничестве с ними, формируется А. п., направленная на изучение предметного мира (ранний возраст). В дошкольном возрасте А. п. распространяется на все более сложные явления окружающего мира, включая социальные отношения людей, которые ребенок познает в игре, продуктивной деятельности, в ходе внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения со взрослыми и сверстниками. В школьные годы А. п. развивается в процессе учебной деятельности и самостоятельных занятий. По мере развития А. п. становится все более произвольной, надситуативной, устойчивой в отношении принятой цели.

Л.Н. Галигузова