АБЕЛЬ (Abeles) Норман (р. 1928) — американский психолог австрийского происхождения, специалист в области медицинской психологии, психотерапии, консультативной и правовой психологии. Образование получил в Нью-Йоркском (бакалавр, 1949) и Техасском (магистр, 1952; д-р философии, 1958) ун-тах. Профессиональную деятельность начал в качестве профессора Утрехтского ун-та (Нидерланды, 1968—1969) и профессора психологии ун-та штата Мичиган (США, с 1968). В 1971—1972 гг. был избран президентом Мичиганской психологической ассоциации. С 1978 по 1982 г. возглавлял психологическую клинику.
В 1990 был избран президентом отделений клинической психологии и психотерапии APA. Был ред. и чл. редкол. ряда крупных американских психологических журналов: "American Psychological Bulletin" (1978—1982); "Professional Psychology: Research and Practice" (1983—1988); "Clinical Psychology: Science and Practice" (1994) и др. А. наиболее известен своими исследованиями в области психотерапии.
Большое внимание уделял разработке принципов психотерапии и полагал, что определение эффективности различных психотерапевтических методов всегда должно быть в центре внимания исследователей. Вместе со своими коллегами создал уникальный архив данных, основанный на более чем трехстах аудиозаписях бесед пациент — врач, включая предварительные и последующие данные, а также оценки, полученные от терапевтов и пациентов. Этот архив — одно из крупнейших собраний психотерапевтических записей, созданных на базе изучения амбулаторных больных. Исследования А. в этом направлении были обобщены в ряде журнальных статей и работе "Psychodynamic theory" In H.
Burks and B. Stefflre (eds), "Counseling Theory", N.Y., 1979. Вторым направлением научной деятельности А. было исследование взаимодействия настроения и памяти у взрослых людей, которое осуществлялось им во время познавательно-поведенческих семинаров и занятий по медитации. Кроме того, А. оказал влияние и внес несомненный вклад в становление и развитие профессиональной психологии в США и других странах, особенно в таких областях, как профессиональная и исследовательская этика, правовые нормы в психологии, компетенция психологов и их образование.
Л.А. Карпенко