БЕРГСОН

БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859—1941) — французский философ и психолог, возродивший традиции классической метафизики, один из основоположников гуманитарно-антропологического направления западной философии. Представитель интуитивизма и философии жизни. Автор концепции "жизненного порыва" и "творческой эволюции".

Образование получил в лицее Кондорсе в Париже. Затем окончил Высший педагогический ин-т (Высшую Нормальную школу, 1878—1881). В 1881—1888 гг. преподавал в лицеях Арье и Клермон-Ферране, где с 1883 г. руководил кафедрой философии в лицее Блеза Паскаля. Подготовил две дис.: "Идея места у Аристотеля" (на лат. яз.) и "Опыт о непосредственных данных сознания", в которой изложил идею длительности. В 1888 г. вернулся в Париж и в 1889 г. защитил обе дис. В 1896 г. опубликовал книгу &quot

;Материя и память", в которой предложил оригинальную концепцию памяти и афазии, вызвавшую интерес у философов и психологов. С 1897 г. — профессор философии Высшей Педагогической школы (Эколь Нормаль), а с 1900 по 1914 г. — профессор философии Коллеж де Франс. Преподавал историю греческой философии и современную философию. В существенной степени содействовал обновлению проблематики и методологии современной философии. С 1901 г. — чл.

Академии моральных и политических наук, с 1914 ее президент, член Французской академии (1914). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). В 1911—1915 читал курсы лекций в США, Англии и Испании. Первый президент (с 1922 г.) Комиссии Лиги наций по интеллектуальному сотрудничеству (будущая ЮНЕСКО).

Почетный член Лондонского общества психических исследований. Во время Второй мировой войны правительство Виши предложило Б. не проходить обязательную для евреев процедуру регистрации, но он отказался. Умер в оккупированном нацистами Париже. В своих исследованиях Б. в качестве философского метода использовал интуицию. Описывая правила философского метода, подчеркивал, что проверка на истинность или ложность должна относиться к самим проблемам.

Ложные проблемы подлежат изъятию из сферы размышлений, а соответствие истины и творчества должно достигаться на уровне постановки проблем. Правда в том, подчеркивал Б., "что для философии, и не только для нее, речь идет скорее о нахождении проблемы и, следовательно, о ее формулировке, чем о ее решении. Ибо спекулятивная проблема разрешается, как только она соответствующим образом поставлена". Под этим Б. имеет в виду, что в такой ситуации решение проблемы существует, хотя оно может быть скрытым, не лежать на поверхности. &quot

;Единственное, что остается сделать, так это открыть его. Но постановка проблемы — не просто открытие, это — изобретение. Открытие должно иметь дело с тем, что уже существует (актуально или виртуально); значит рано или поздно оно определенным образом должно произойти. Изобретение же наделяет бытием то, чего на самом деле не существует; оно могло бы никогда не произойти.

Уже в математике, а еще более в метафизике, изобретательское усилие чаще всего состоит в порождении проблемы, в созидании терминов, в каких она будет ставиться. Итак, постановка и решение проблемы всегда близки к тому, чтобы уравняться: подлинно великие проблемы выдвигаются только тогда, когда они разрешимы". С точки зрения Б. не менее важным правилом философского метода выступает также необходимость переоткрывать истинные "различия по природе" или "сочленения реального". Для этого и служит интуиция, призванная разделять элементы, отличающиеся по природе. Б. исследовал проблемы времени, его динамической природы, особенностей восприятия, существования и функционирования психического (субъективного) времени. Выдвинул идею о происхождении интеллекта из потребности практического действия.

Развивал положение о том, что знание в формах интеллекта отображает реальность всегда односторонне, поскольку интеллект неразрывно связан с практикой. Разработал концепции "жизненного порыва" и "творческой эволюции". Критиковал механицизм и плоский эволюционизм.

Испытал влияние идей психоанализа и психоаналитически ориентированных учений.

В свою очередь оказал влияние на психоанализ и другие течения глубинной психологи своими исследованиями проблем бессознательного психического, "подпочвы сознания", сознания и "сверхсознания" ("Этюд о непосредственных данных сознания", 1889). Анализ вопросов сновидений, сопереживания, творчества, свободы дан Б. в его работах: "Творческая эволюция", 1907; "Восприятие изменчивости", 1911; "Сновидения", 1914; "Духовная энергия", 1919. Неоднократно подвергался давлению, и некоторые его произведения были внесены католической церковью в Индекс запрещенных книг.

Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко