БЕРГЕР (Berger) Артур Аза (р. 1933) — американский ученый, специалист в области качественных методик в социологическом исследовании, теории и практики речевого воздействия, специфики функционирования текстов в поп-культуре и в интерактивном пространстве новых технологий, специалист в области технологий рекламы (в том числе политической), других жанров массовой коммуникации. Профессор кафедры телерадиовещания и электронной коммуникации государственного университета Сан-Франциско, где он работает с 1965.
Окончил бакалавриат университета Массачьюсет (по специальности «английский язык»), магистратуру университета Айова (по специальности «журналистика»)и докторантуру в университете штата Миннесота (по специальности «американские исследования»), где и начал свою педагогическую карьеру (1960-1965). Работал также в Миланском университете (1963-1964) и Анненбергской школе коммуникации университета Южной Калифорнии (1984-1985). Автор более ста статей и около сорока книг, среди которых научные, научно-популярные и учебные издания. Многие из книг Б. уже многократно переиздавались.
Среди них — «Видеть значит верить: введение в видеокоммуникацию» (1989, 1998); «Технологии исследования средств коммуникации» (1982, 1991, 1998), пользующаяся наибольшей известностью; «Наука в современной культуре» (1984, 1986, 1998). Среди относительно недавних книг Б. можно назвать такие, как «Основы теории массовой коммуникации» (1995), «Гений еврейского юмора» (1997), «Нарративы в поп-культуре, СМИ и повседневном общении» (1997), «Искусство комедии» (1997), «Вскрытие постмодерниста» (1997). Книги Б., увидевшие свет в 2000, — «Методы исследования СМИ и коммуникации», «Реклама и культура потребителя», «Еврейское жестикулирование».
Основная тема научных интересов Б. — безусловная недостаточность изучения текста как социального документа, явления культуры, искусства или же повседневной жизни, каким-либо одним методом. Б. активно пропагандирует и воплощает в собственной исследовательской практике идею сочетания различных дисциплинарных методик/практик/технологий, среди которых семиотика, марксистская теория, теория психоанализа, социологические подходы. Развивая свой метод работы с текстом (наиболее полно представленный в книге «Агитпопулизм», 1989), Б. вводит и широко использует метафору «секретный агент» с целью демонстрации множества «тайников» / «секретов» в практически любом тексте, которые исследователю необходимо обнаружить и вскрыть. Проблема, по мнению Б., заключается в том, что трудно быть уверенным, какая именно методика раскрывает правду или хотя бы в большей степени говорит правду, чем другие.
A.A. Berger, И.Ф. Ухванова-Шмыгова