БЕНЕДИКТ

БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут (1887—1948) — американский антрополог, этнопсихолог и поэт (псевдоним — Анна Синглтон). Специалист в области психологии и культурной антропологии. Окончила Вассар-Колледж в Пуфкипси (штат Нью-Йорк). В 1919 г. поступила на курсы

Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Продолжила обучение у антрополога Ф. Боаса в Колумбийском ун-те. После защиты дис. "Концепция духа покровительства в Северной Америке" (1923) работала в Колумбийском унте помощником и преемником Ф. Боаса. С 1922 г. сотрудничала с М. Мид.

Осуществила антропо-психологическое исследование племен индейцев Северной Америки. В 1926—1928 гг. была президентом Американского этнологического общества. В 1928 г. опубликовала первые статьи по проблемам культурантропологии. Исследовала взаимосвязи психики и культуры, психологии и антропологии. Оказала существенное влияние на развитие и социально-культурные ориентации современной антропологии.

Считала, что культура являет собой целостную конструкцию, состоящую главным образом из интеллектуальных, религиозных и эстетических элементов.

В результате социально-антропологических исследований пришла к выводу, что этнические особенности определяются преимущественно социальной средой, в которой существенную роль играет "этос культуры" — специфическая совокупность структур, основных общественных ценностей и установок, определяющая содержание и направленность воспитания детей и жизнедеятельность взрослых. В 1934 г. в статье "Антропология и аномалия" показала, что представления о "нормальном" и "аномальном" являются относительными и варьируют от культуры к культуре. Подчеркивая культурогенный и релятивистский характер данных представлений, отметила, что их относительность распространяется и на социальное, и на сексуальное поведение людей.

Изучала "транскультурные" факторы, позволяющие сглаживать и уменьшать этноцентризм и межнациональную враждебность. С позиций психоаналитических ориентаций исследовала воздействие культуры на личность.

В значительной части описывала изучаемые явления посредством категориально-понятийного аппарата психоанализа и психиатрии. Содействовала распространению психоаналитических идей и стимулировала интерес психоаналитиков, психологов и психиатров к проблемам культуры. В 1934 г. опубликовала книгу &quot

;Паттерны культуры", которая и поныне пользуется популярностью. В качестве одной из возможных трактовок культуры предложила ее понимание как относительно определенной совокупности предписаний для личности, сопряженных с ее душевной организацией и возможностями самореализации. Показала решающую роль культуры в создании различных образов жизни. Опровергала примитивные представления о линейной направленности исторического процесса и подчеркивала неограниченность "конфигураций культуры".

Обосновывала недопустимость войн и любых форм дискриминации. Боролась за права человека. Выступала против существования цензуры. Организовала сбор подписей под письмом протеста против нацизма и расизма. Осуществила исследование этноса зуни в Нью-Мексико и изложила результаты этой работы в книге "Мифология зуни" (1935, 2 тт.). Во время Второй мировой войны разрабатывала культурантропологическую методологию дистанционного исследования культур посредством анализа их "продуктов" (произведений литературы, искусства и т. д.). В 1946 г. опубликовала книгу &quot

;Хризантема и меч", в которой изложила результаты такого исследования японской культуры. Выявила и проанализировала существование и взаимодействие типов культур эстетизма и милитаризма в японском обществе, государстве и национальном характере. Показала возможности и перспективы развития Японии в условиях мира. В послевоенный период осуществила дистанционное исследование культур России, Польши, Китая и др.

В 1947 была избрана президентом Американской антропологической ассоциации. Оказала влияние на развитие и социально-культурные ориентации современной антропологии. Автор книги: "Раса, наука и политика", 1940; и др. работ по проблемам антропологии и этнопсихологии

В.И. Овчаренко