БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (далее — БЭСШ) — научно-преподавательская школа, в рамках которой создавалась и развивалась методология и методика социально-экономических исследований белорусского общества в разные периоды его развития: системный подход к рассмотрению социокультурных процессов в сфере труда в 1970-х; исследование качественных и количественных особенностей социального развития рабочего класса и технической интеллигенции в 1980-х на базе республиканских исследований, проводимых совместно с Институтом социологии РАН; изучение формирования рынка труда в Республике Беларусь в 1990-х на основе концепции социальных механизмов регулирования экономических отношений и процессов. Переход к социальным механизмам регулирования экономических отношений позволил разрабатывать регулятивные механизмы разных типов экономического поведения социальных субъектов, а переход к социальным механизмам регулирования экономических процессов — стратегические механизмы территориальных и отраслевых перемещений и тактические механизмы занятости и безработицы.

БЭСШ — это школа, сформированная вокруг научной парадигмы, разрабатываемой ее создателем и бессменным лидером — Г.Н. Соколовой (см.). Разработка системного подхода к рассмотрению социокультурных процессов в сфере труда в 1970-е получила отражение в монографии Г.Н. Соколовой «Труд и профессиональная культура» (Мн., 1980).

Социологический анализ культуры труда как подсистемы в системе культуры общественного производства, выступающей комплексным выражением активного характера человеческой деятельности, представлен в монографиях Г.Н. Соколовой — «Культура труда в социальном развитии рабочего класса: Опыт социологического исследования» (Мн., 1984) и «Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции: Социологический анализ» (Мн., 1989). Методология, разработанная лидером школы, нашла отражение в коллективных монографиях «Общественное мнение рабочего класса в условиях перестройки» (Мн., 1990) и «Экономический образ мышления: реальность и перспективы» (Мн., 1994). Концепция социальных механизмов регулирования экономических отношений и процессов, явившаяся продолжением парадигмы социальных механизмов развития (см.

Новосибирская экономико-социологическая школа) и позволившая «проигрывать» эти механизмы на мезо- и микроуровнях в рамках конкретных социологических исследований, отражена в монографии Г.Н. Соколовой «Экономическая социология» (Мн., 1995). Эта методология получила свое дальнейшее воплощение в коллективных монографиях «Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы» (Мн., 1998) и «Рынок труда и механизмы его регулирования» (Мн., 2001).

Эмпирической базой коллективных монографий стали материалы республиканских исследований, проводимых в режиме социологического мониторинга под научным руководством Г.Н. Соколовой.

Это, в первую очередь, исследования в рамках плановых тем: «Основные тенденции развития экономического сознания в условиях перехода к рыночной экономике» (1991-1995), «Прогнозные оценки состояния рынка труда: направления и социальные механизмы государственного регулирования» (1996-2000), «Социальные механизмы регулирования количественных и качественных характеристик структуры спроса и предложения рабочей силы в Республике Беларусь» (2001-2005); а также — исследования по грантам Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований «Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы» (1992-1995), «Социальные механизмы регулирования отраслевой структуры национальной экономики» (1996-1999). Исследовательский коллектив, под научным руководством Г.Н. Соколовой, включал в себя И.И. Куропятник (см.), А.С. Теребова, И.Ю. Никитину, О.В. Терещенко (см.), О.В. Кобяка (см.), О.Г. Лукашову, Л.В. Северину, Е.Е. Серову, Е.С. Тырышкину.

>В БЭСШ параллельно развиваются научное и обучающее направления, что позволяет создавать авторские версии специальных социологических теорий социологии труда и экономической социологии и одновременно анализировать средствами данных теорий социально-трудовые и социально-экономические отношения в обществе. Подобная работа отражена в учебнике Г.Н. Соколовой «Социология труда» (см.), где, во-первых, раскрывается логика формирования специальной социологической теории социологии труда с присущим ей объектом, предметом и системой категорий, а во-вторых, — средствами данной теории воссоздается целостная картина эволюции социально-трудовых отношений основных субъектов труда в период 1980-1990-х. Преподавание экономической социологии в БГУ и других вузах республики обеспечивается учебным комплексом для вузов: Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник (М.; Мн., 1998, 2000); Соколова Г.Н., Кобяк О.В., Александрова А.Б. Экономическая социология: Практикум (Мн., 2000, 2001); Экономическая социология: Хрестоматия / Авторы-составители Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк (Мн., 2000, 2001).

Учебник раскрывает логику построения и развития экономической социологии как специальной социологической теории; практикум формирует у студентов навыки анализа явлений и процессов экономической жизни с выходом на поиск социальных механизмов управления этими феноменами; хрестоматия приобщает студентов к творческому наследию теоретиков и практиков мировой и отечественной социально-экономической мысли. Результатом параллельного развития научного и обучающего направлений БЭСШ явился «Экономико-социологический словарь», изданный под научной редакцией Г.Н. Соколовой (Мн., 2002). Целостность методологического подхода к определению объекта, предмета, метода и системы категорий представленных теорий позволяет использовать их в качестве универсального набора инструментов, способствующих познанию природы социально-экономических отношений и процессов.

БЭСШ воспроизводится за счет лучших выпускников БГУ, обучающихся в аспирантуре при Институте социологии и социальных технологий НАН Беларуси, и докторантов по специальности «Экономическая социология».

Первое поколение учеников сформировалось в 1960-1990-е в рамках прикладной социологии, а более конкретно — социологии труда. К его представителям относятся кандидат философских наук Т.А. Поршнева (производственная активность трудового коллектива), кандидат философских наук И.Ю. Никитина (роль экономического мышления в социальном развитии производственного коллектива), доктор философских наук Н.И.

Латыш (профессионально-техническая школа и ее роль в социальном развитии рабочего класса). Второе поколение учеников развивалось преимущественно в 1990-2000-е в рамках экономической социологии, и в частности — методологии социальных механизмов регулирования экономических отношений и экономических процессов. К ним относятся: О.В. Терещенко (причинная модель как средство объяснения расслоения общества по уровню доходов); О.В.

Кобяк (роль экономической культуры в регуляции экономического поведения хозяйствующего субъекта); кандидат социологических наук А.Б. Александрова (конкурентоспособность молодежи на рынке труда); кандидат социологических наук Д.И. Алехин (развитие малых форм предпринимательской деятельности); доктор социологических наук Ф.У. Мухаметлатыпов (трудовая мобильность: методология и реальные тенденции); Л.Г. Титаренко (см.) (технократическое сознание как проблема современности); И.И.

Куропятник (экономическое стимулирование отраслей: социологический анализ). В настоящее время формируется третье поколение учеников в русле дисциплины «Экономическая социология и демография».

Внешнее признание БЭСШ, как республиканская научно-преподавательская школа, получила в 1990-е. Рассматривая на страницах журнала «Социологические иследования» перспективность категории «социальный механизм», Т.И. Заславская (см.) отмечает (со ссылкой на учебник

«Экономическая социология» Г.Н. Соколовой), что эта перспективность подтверждается не только использованием данной категории широким кругом обществоведов разного профиля, но и тем, что в последние годы она стала одним из базовых элементов методологии нескольких социологических школ (СОЦИС, 2002, № 8). В «Белорусской энциклопедии» Г.Н. Соколова определяется как основатель белорусской научной школы социологии труда и экономической социологии (Беларуская энцыклапедыя: В 18 т. Мн., 2002. Т. 14. С. 85). В настоящее время БЭСШ продолжает свое развитие как научное сообщество в единстве научного и обучающего направлений, совершенствует механизмы своего воспроизводства, обеспечивая преемственность научных традиций.

Л.Г.

Титаренко, О.В. Кобяк