БЕЙТСОН (Bateson) Грегори (1904-1980) — англо-американский философ, социолог, этнограф, антрополог, психолог, кибернетик. Основные сочинения: «Разум и Природа. Необходимый союз» (1980); «Священный союз.
Будущие шаги к экологии Разума» (1990); «Ангельский страх. К эпистемологии сакрального» (1987) и др. Свою научную деятельность Б. начал в 1920-х в качестве этнографа, изучая, совместно со своей первой женой М. Мид (см.), культуры племен Новой Гвинеи и балийцев в Индонезии. Б. внес значительный вклад в развитие методов этнографических исследований, широко использовав фото- и кинорегистрацию материала для анализа экспрессивного поведения. В 1940-е Б. тесно сотрудничает с Н. Винером, активно участвует в первых конференциях по кибернетике.
Одним из первых начал применять системный подход в методологии как естественных, так и гуманитарных наук. Так, Б. связал социальную, клиническую, сравнительную и педагогическую психологию через ключевое для его концепции понятие «коммуникация». В осмыслении последнего центральную роль играет теория логических типов Рассела и понятие «двойной связи» или двойного послания, разработанное преимущественно самим Б.
Согласно Б., процесс коммуникации (см.) представляет собой многоуровневую структуру. В послании, как правило, содержится информация и о самом послании. Сообщение может вызывать патологию адресата, если послания, в нем содержащиеся, стимулируют, как правило имплицитно, взаимоисключающее поведение. Причем это взаимоисключающее дополнение посланий происходит на разных логических уровнях, ибо послания принадлежат разным логическим типам.
В логике подобная ситуация ведет к возникновению парадокса. Во взаимодействии живых систем такое смешение контекстов, языковых игр может вести либо к частичной или полной их дезориентации, либо, если удается парировать и сопротивляться этой патологии, опыт такого рода, взятый в целом, может способствовать творчеству. Исследования Б. демонстрируют, что в семьях, где ситуация двойного послания обнаруживает себя систематически (преимущественно по отношению к ребенку), случаи шизофрении являются скорее правилом, нежели исключением. В поздний период творчества Б. занимается тем, что можно назвать эпистемологией патологии мышления. По Б., кризис западного мира обусловлен западным типом мышления, разума. В первую очередь это относится к сформировавшемуся в адаптационных процессах линейному целеполагающему и рецептурному способу действия. Б. условно различает «большой» разум (разум, для Б., является синонимом кибернетической системы: совокупной системы обработки релевантной информации, где элементарной единицей информации является различимое различие) и «малый» разум (субсистема большего разума, какая-либо теория, например). Разум — конститутивная часть реальности. Согласно Б., попытки разграничить разум и материю бессмысленны.
Малый и большой разум соотносятся как часть и целое. Если же имеет место реверсированная стратегия отношений, возникает кризис в состоянии обоих (экологический кризис, например). Научная теория, таким образом, для своего собственного сохранения должна предполагать системный кибернетический подход в методологии и в самопозиционировании. Такое знание большей интерактивной системы Б. называет мудростью или «системной мудростью». На основе идей Б. возникают коцепция «прагматики человеческих коммуникаций» (П.Вацлавик, Д
.Джексон, Дж.Бивин и др.), стратегическая психотерапия (Дж.Хейли), миланская школа системной терапии (М.С.Палаццоли, Л.Боскола, Г.Чеччин и др.), «анти-психиатрия» (Лейнг), нейролингвистическое прагматическое программирование (Р.Бандлер, Дж.Гриндер, Р.Дилтс и др.).
В.Н. Кириленко