ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

Восприятие движения — процесс психического отражения изменения пространственных свойств и отношений среды и самого наблюдателя. В. д. может происходить непосредственно, чувственно — в виде ощущения движения, и опосредованно — на основе умозаключения о том, что объект движется, так как в разные моменты времени он занимает разные пространственные позиции. В непосредственном В. д. различают восприятие действительного движения, когда движущимся воспринимается реально движущийся объект, и восприятие иллюзорного (кажущегося) движения, которое возникает в определенных условиях при наблюдении реально неподвижных объектов (иллюзорного движения феномены). Наиболее изученным является зрительное В. д. объектов во фронтальной плоскости.

Экспериментально установлено, что его пороги колеблются в широком диапазоне от 1—2 ́/с до 90 о/с (и более) и зависят от самых различных факторов: скорости и удаленности объекта, формы и величины, фона и экспозиции, задачи и самоинструкции и т. п. Кроме скоростного порога В. д. характеризуют порогом смещения, который составляет примерно 20 "при дневном освещении. (Ч.Х. Грэхем, 1963). К психофизическому направлению изучения В. д. тесно примыкает квазиматематическое, ориентирующееся на построение и экспериментальную проверку различных математических моделей В. д. Представители ассоциативной психологии объясняли В. д. как результат слияния элементарных дискретных ощущений местоположения объекта на сетчатке глаза, которые образуются вследствие перемещения сетчаточного изображения или прослеживания объекта с помощью собственных движений глаза или тела наблюдателя. Гештальтпсихологи, напротив, рассматривали В. д. как возникновение целостного переживания, образование которого обусловлено структурообразующими закономерностями гештальта. Большинство современных исследователей используют рациональные моменты обеих теорий В. д. и направляют свои усилия в основном на выявление источника информации (или стимула) о воспринимаемом движении. В качестве таковых рассматриваются сетчаточный сигнал о смещении изображения объекта, мышечный сигнал о собственном (прослеживающем) движении наблюдателя, реакция специализированных нейронов-детекторов (Л.И.

Леушина, 1978), изменение феноменальных характеристик объекта в зрительном поле и особенности перцептивной организации последнего (И. Рок, 1980). В методологическом отношении эти исследования построены на основе логического переноса физикального, механистического понимания движения (как изменения пространственного положения относительно некоторой системы отсчета) на процесс В. д. Это обусловлено включением в исходные основания понимания процесса В. д. таких его продуктов, как уже воспринятые "неподвижность", "движение", "форма", "фигура—фон" и т. п. Постулирование разных систем отсчета (другие объекты или сам наблюдатель) приводит к различению объектно- и субъектно-относительного видов В. д. Аналогично логическое обособление и взаимное противопоставление эмпирических данных о В. д. в разных условиях послужили основанием для возникновения двухканальной теории В. д. Попытки преодолеть физикальную отягощенность проблемы В. д., сделанные в рамках операциональных теорий восприятия (Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Б.М. Величковский и др.), при более глубоком анализе их исходных предпосылок обнаруживают, что и они тоже используют "продуктные" основания при постановке и решении проблемы В. д.

В.И. Панов